Дальше «кухонного мятежа» дело не идёт

Прошедший недавно Петербургский экономический форум заметно оживил дискуссию о том, по какому пути пойдет страна в будущее.

Станет ли Россия напоминать «островное государство», замкнется ли в себе?  Или, преодолев обиды на Запад, впишется в глобальные процессы развития и займет в мире место, соответствующее масштабам, истории и культуре страны?

Назад в СССР?

Развернувшаяся на форуме дискуссия свидетельствует о том, что в стране существуют влиятельные силы, предлагающие развиваться с «опорой на собственные силы» (как любили говорить в СССР). О результатах такой политики напомнил председатель Счетной палаты Алексей Кудрин. Несмотря на свои масштабы, запасы полезных ископаемых, высокий уровень науки и культуры, Россия дает лишь 3% мирового ВВП. Нам нужно не кичиться своими размерами, а попытаться «вписать» свои ресурсы в общий мировой рынок.

О том, что глобализация, как бы ее ни ругали наши консерваторы, никуда не делась и что Россия намерена активно участвовать в ней, говорил на форуме и В. Путин. Россия остается абсолютно рыночной экономикой, заявил он. Более того, рыночные инструменты будут усилены, а избыточное давление на бизнес со стороны бюрократических и силовых структур снято, пообещал президент.

Тем не менее в России остается значительная прослойка сторонников «советского пути». Об этом свидетельствует появление, казалось бы, давно забытых прогнозов относительно «неминуемого краха» доллара, рассуждений о «глубоком кризисе капитализма» и об «исчерпанности либерализма» в России. О существовании глубоко эшелонированной элитной прослойки, которая ратует за возвращение в СССР, свидетельствует тот восторг, который испытала часть наших СМИ по поводу победы представителя левых сил Густаво Петро на президентских выборах в Колумбии. «Левые ветры снова задули над Латинской Америкой», «впервые в истории Колумбии пост президента занял бывший повстанец и партизан», «победа левых вызвала переполох в Вашингтоне»… Впрочем, сам Петро быстро приглушил такого рода восторги, заявив, что в стране сохранится рыночная экономика, и призвав страну установить диалог со всеми странами Западного полушария.

Похоже, что новый президент Колумбии, несмотря на свое партизанское прошлое и лавры борца с диктатом США, хорошо знаком с историей попыток отменить капитализм и устроить торжественные похороны европейской цивилизации. Похоже, что партизанские будни не помешали Петро познакомиться с книгой знаменитого немецкого философа Освальда Шпенглера «Закат Европы» и сделать соответствующие выводы. Вышедшая в Германии в 1918 году книга предрекала Европе гибель в самое ближайшее время. «Ближайшее время» растянулось, как мы видим, более чем на столетие. А Европа всё еще на карте мира. Примерно так же ошибся и Ф. Фукуяма, автор другой знаменитой книги – «Конец истории». История явно не торопится на кладбище.

Без ложных иллюзий

Было бы полезно, если бы наши историки, политологи, философы (а еще лучше, и наша власть), рассуждая о будущем, предостерегали бы народ от очередных ожиданий «конца истории» и «заката Европы». Всё это создает ложные иллюзии по поводу того, что за счет чужой гибели «мы наш, мы новый мир построим». Я хорошо помню времена «развернутого строительства коммунизма» в 1960­е годы, когда чуть ли не ежедневно газеты писали о надвигающемся кризисе мировой экономики и неизбежном крахе доллара. Доллар всё еще жив (хотя в России в последнее время и сильно потеснен). Что же касается мировой экономики, то она продолжает идти по пути глобального развития. Причем в это движение активно вовлечены и те страны, которые сравнительно недавно слыли образцами самоизоляции. Такие как Япония, Индия и Китай.

Что там за поворотом?

Судя по недавнему опросу ВЦИОМ, лишь 29% населения планируют свою жизнь на несколько лет вперед. Еще 30% строят планы в лучшем случае на несколько месяцев, другие не строят вовсе, так как «ситуация в стране нестабильна». На мой взгляд, в этом проявляется возрастающий страх людей перед будущим, его неопределенность. Общественные институты, ответственные в стране за «очертания будущего», явно недорабатывают. В стране ощущается кризис элит. Старая, советская, практически полностью ушла. «Промежуточная» элита, рожденная в большой спешке при Ельцине, фактически вытеснена из активной жизни или даже покинула этот мир. Вот на днях прощались с Г. Бурбулисом… Что касается новой элиты, то некоторые ее представители настолько упоены возможностями украсить свою жизнь «золотыми унитазами» и антиквариатом, что либо не желают ничего менять в стране, либо не знают, как проводить перемены. Главная (и, я бы сказал, навязчивая) забота нынешней элиты – не расплескать столь ценимую после неспокойных 1990­х годов стабильность.

Призрак «чистки»

Снижение покупательной способности и рост бедности не трансформируются (как в «загнивающей Европе») в недовольство властью. О таком недовольстве сообщают лишь 8% опрошенных. Уровень одобрения работы президента, правительства даже в нынешний, усложненный санкциями год остается очень высоким.

Социологические опросы показывают, что каждый четвертый житель страны живет в бедности. На этом фоне растет семейное насилие. Но дальше «кухонного мятежа» дело не идет. В Кремле, судя по всему, понимают противоречивую двойственность ситуации. В последние годы удобным методом снятия напряженности стала резкая критика чиновничьего аппарата. Жестче стал язык президента. Головы губернаторов и высокопоставленных силовиков, уличенных во взятках, летели одна за другой. С высокопоставленных уст в отношении чиновничества всё чаще слетает страшное слово «чистка».

До того как на Украине завершится специальная военная операция, серьезных перемен во внутриполитической жизни России (в том числе и «чистки элит») ожидать едва ли приходится. Но острота дискуссии на Петербургском форуме свидетельствует о том, что в стране накоплен значительный уровень «критического осмысления действительности». Пренебрегать этим становится опасно. Жить «на острове» едва ли получится.

Вячеслав Костиков, политический обозреватель