Академик Аганбегян: «Зачем занимались накопительством?!»

– Вы много раз говорили, что наши резервы избыточны, их надо вкладывать в развитие своей, а не западной экономики.

– И сейчас могу сказать то же самое. Мы накопили баснословные резервы – 643 млрд долларов. Причем больше всего с 2017 года по январь 2022 года. Истратили 16 трлн рублей, бешено скупая евро, доллары и золото. А ведь еще Наполеон говорил: «Богатство состоит не в обладании сокровищами, но в том употреблении, которое умеют они дать…» Если бы мы эти деньги использовали для развития, наша экономика и благосостояние людей были бы на 15% выше. Где инвестиции в основной капитал? Техническое перевооружение предприятий, новое оборудование, технологии, инфраструктуру (авто и ж/д дороги, порты)? Где вложения в человеческий капитал, здравоохранение, жилье, экспортные отрасли (по­прежнему вывозим 90% сырья)? Вместо инвестиций занимались накопительством, имея самые низкие в мире (я не говорю про африканские страны) пенсии, минимальную зарплату, пособие по безработице. У 60 млн человек, которые живут в сельской местности и малых городах, среднедушевой доход – 20–25 тысяч рублей в месяц (в среднем по стране он 35 тысяч, в городах – 45 тысяч). После вычета налогов и оплаты жилья на потребление остается 15 тысяч. Нельзя так бедно жить в такой богатой стране.

– Что бы Вы предложили?

– Я бы предложил немедленно поднять средние пенсии до 25 тысяч рублей, минимальные зарплаты – до 25–30 тысяч рублей. Причем не государство должно тратить деньги на повышение МРОТ (кроме бюджетников), а предприятия и организации, которые в 2021 году заработали 29 трлн рублей. На офшорных счетах наших бизнесменов лежат 400 млрд долларов, их счета в банках России тоже набиты. При этом повышение МРОТ до 25 тысяч потребует 2–3 трлн рублей, до 30 тысяч – 5–6 трлн. Это необходимо сделать, чтобы в стране не было бедных работающих.

Вторая мера – освободить от подоходного налога тех, кто получает меньше 30 тысяч. Мы – одна из немногих стран, где, даже если вы получаете 10 тысяч, всё равно платите 13%. А с тех, кто получает больше, надо брать мягкий прогрессивный налог. Я не предлагаю 50–60%, как в Швеции или Франции. Но если вы получаете больше 500 тысяч в месяц, почему не можете заплатить с суммы свыше этой налог 30%?

У нас 10% богатых имеют доходы больше 120 тысяч рублей в месяц, а 10% бедных – 8 тысяч рублей (до пандемии). Разница – в 15,4 раза. И именно на бедных сейчас больше всего отражается кризис. Инфляция 20,5% (по продуктам – выше) означает, что сбережения людей обесцениваются, а на доходы можно купить всё меньшее количество товаров и услуг.

– Как пережить этот кризис?

– Самое главное – не суетиться, не скупать непонятные акции, не устраивать махинаций с квартирами, не влезать в долги. Положите деньги в госбанк под максимально высокие сегодня проценты. И много работайте.

Любой кризис проходит, и этот пройдет. Будет перемирие, часть санкций снимут. Когда возникают такие серьезные трудности, как сейчас, у страны и людей откуда­то появляется энергия. И они начинают делать вещи, которые не делали в относительно благополучные времена. Вот мы совсем не занимались техническим прогрессом, а сейчас будем вынуждены это делать. Деваться некуда. И уже пошли подвижки, это видно по действиям нашего правительства. Такие переломные периоды всегда ускоряют развитие и создают заделы на будущее. Сейчас не время унывать и опускать руки. Наоборот, время, чтобы мобилизоваться и рвануть вперед.

Беседовала Татьяна Богданова