Анжелика Зенкина: «Молодежь у нас замечательная»

Гостем очередного выпуска авторской программы
Сергея Новикова «Диалоги» (телеканалы ОТР и «Регион­67») стала директор Смоленского строительного колледжа Анжелика Владимировна Зенкина. Предлагаем вашему вниманию газетный вариант этой беседы.
– Здравствуйте, Анжелика Владимировна.
– Здравствуйте.
– Я Вас приветствую в программе «Диалоги». В прошлом году исполнилось 75 лет строительному колледжу, бывшему строительному техникуму. За эти 75 лет было восемь директоров. Вы – восьмой. Но что интересно – с 2008 года возглавляют колледж женщины. Сначала Валентина Леонидовна Борисова, теперь Вы. Что это за тренд такой? Всё ж таки, извините, не колледж культуры, не педагогический. Чем это объяснить?
– Знаете, я бы не делила – женщины, мужчины, здесь, мне кажется, важно, какой ты организатор, чем ты живешь. Женщины ведь тоже бывают с техническим складом ума. Я всегда про себя говорю, что я больше технарь, чем гуманитарий. Не в обиду мужчинам, но я считаю, что женщины более стрессоустойчивые, более гибкие, хотя нужно отдать должное: предыдущий директор, которого сменила Валентина Леонидовна, работал долго и успешно.
– Сапожников.
– Да, Михаил Сергеевич Сапожников. Долгое время работал, и колледж при нем процветал. Его помнят, его знают. Мы его всегда приглашаем на все мероприятия. С ним приятно общаться. И я рада, что и Валентина Леонидовна, и я подхватили все  традиции колледжа,  приумножая их, переводя на новую волну – модернизации образования.
– Это очень важно, когда не забывают прежних руководителей, чаще всего бывает наоборот, к сожалению.
– Историю никогда нельзя забывать. Она нас учит.
– Давайте немного о Вас. Итак, Вы родились в городе Клинцы Брянской области, и дали Вам имя Анжелика. У меня есть смутное подозрение, что это было связано с тем, что за год до Вашего рождения на экраны Советского Союза вышел фильм «Анжелика и король». Родители посмотрели и вдохновились этим именем. Так было?
– Вы абсолютно правы. Причем вдохновилась, конечно же, мама, потому что папа очень хотел мальчика и он отдал выбор имени для дочери на откуп маме. Маме очень понравился  этот фильм, и меня так назвали.
– Вообще я думаю, что очень многие родители пошли по этому пути, потому что фильм действительно  прекрасный. Вам с этим именем легко жилось?
– Не совсем. Хотя Анжелик в мою бытность было достаточно, но во всей школе я была одна, и были моменты, когда я даже немножечко стеснялась своего имени, не понимая, что оно несет, его значимость. А сейчас я довольна своим именем, я горжусь им.
– В переводе с греческого Анжелика – это «ангел», так что у Вас,  должно быть, ангельский характер.
– Я всегда говорю, что у меня очень хороший характер, правда, не все соглашаются с этим. (смеётся)
– Вы приехали в Смоленск в 1986 году, если не ошибаюсь.
– Да, в 1986 году.
– С намерением поступать в Смоленский медицинский институт по настоянию родителей, к тому же у вас сестра – медик. Но в последний момент всё­таки Вы сделали решительный шаг и пошли не в медицинский, а в энергоинститут. Я в связи с этим хочу с Вами вот о чем поговорить. Знаете, ведь это очень важно – найти свое призвание, свою дорогу. Вот Вам хватило на это сил. Что здесь сыграло роль? Какой­то внутренний голос или что? Смотрят сейчас нас молодые люди, которым родители говорят одно, друзья – второе, а сами они настроены на третье. Как поступить? Как не ошибиться?
– Что сыграло решающую роль? Это было, конечно, не совсем осознанно. Я уехала из дома, месяц подготовки в мединститут, подготовительные курсы. Была возможность увидеть и другие учебные заведения, а проживала я в общежитии энергоинститута, всё это позволило мне как­то отключиться от мнения родителей, если так можно сказать, от их давления. Потому что родители, действительно, видели меня только медиком и как­то не особо спрашивали, хочу я  или не хочу – я должна была идти по стопам сестры, быть медиком. Но когда я осталась наедине с собой, я подумала: а хочу ли я быть врачом? Я пришла в медицинский институт, увидела ребят, своих сверстников, которые реально хотят быть медиками. Я поговорила с ними и снова задала себе тот же вопрос – хочу ли я…
– …занять чье­то место…
– Да, Вы правильно говорите, занять чье­то место. И я поняла, что нет, всё­таки это место не мое. К сожалению, не все в этом возрасте могут не поддаться авторитету  родителей, решить вопрос самостоятельно. И мне кажется, что сейчас всем педагогам, руководителям образовательных учреждений очень важно уделять этому внимание, потому что ребенок даже в шестнадцать лет уже должен понимать, к чему его влечет, что приносит ему удовлетворение. Я проявила характер, справилась с этим, а ведь многие не справляются, к сожалению.
– Вы учились в энергоинституте, знаете, давно замечено, что выпускники именно энергоинститута очень часто занимают руководящие должности. Я не буду сейчас называть имен, это и губернаторы, и заместители губернаторов, и директора предприятий, и директора колледжей. Этим ведь не могут похвастать ни мединститут, ни мой родной СмолГУ, ни другие учебные заведения. Какая тайна здесь кроется?
– Я могу только на своем примере сказать. Энергоинститут научил меня не только мыслить, но и с честью выходить из любых ситуаций. Я училась на специальности «Промышленная теплоэнергетика», и у нас были такие предметы, как сопромат, техническая механика, котлы. Преподаватели у нас были с предприятий, не всегда они обладали даром преподавательской работы. Они были прекрасные специалисты в своей области, но донести до студентов свои знания порой просто не могли, и каждому студенту приходилось пробивать свою дорогу. То есть нас учили учиться. Мы не просто слушали лекции педагогов или работников предприятий, нас именно учили самостоятельно находить решение. Мы знали, где взять информацию, мы знали, как построить схемы, с какой стороны подойти. Мы набивали себе столько шишек, и я  в том числе. Мне кажется, это не только энергоинститут, вообще все технические вузы учат учиться, учат искать свою дорогу, свой путь, конструировать, если можно так сказать, свою жизнь.
– Ну не обижайте гуманитариев…
– Я действительно люблю всех технарей.
– Анжелика Владимировна, я опускаю в целях экономии времени большой период Вашей жизни – это Десногорск. Двадцать три года Вы отдали этому городу. Работали там тоже в профтехобразовании, в тридцать лет стали директором училища при атомной станции и отработали практически шестнадцать лет. Это, конечно, огромный опыт. И потом Вы приехали в Смоленск и стали работать в Департаменте по образованию и науке.
– Да, ровно два года я там работала.
– Хоть и короткий период, но к Вашему характеру это что­то добавило?
– В департаменте я тоже прошла большую школу. Во­первых, департамент мне дал общую картину видения всей системы образования не только в Смоленской области, но и в России.
– Научил не говорить то, что думаешь…
– Нет, я была, что называется, среднее звено, и мне не приходилось замалчивать что­то. Да, бывали случаи, когда приходилось быть между, как говорится, молотом и наковальней, между директивами сверху и непосредственно профессиональными образовательными организациями. Но я вынесла из департамента действительно огромный опыт, и могу сказать, что вот иногда ругают чиновников – бюрократы, ничего не делают. Я точно знаю, что чиновники очень много работают. Те, с кем я познакомилась, работают очень много, очень плодотворно, и им нелегко.
– Вы – начальник отдела в департаменте, сидите, спокойно работаете, вдруг Вас вызывает начальство и говорит: «Анжелика Владимировна, а не пойти ли Вам директором строительного колледжа». Так это было?
– Нет, немножко не так. Я сама не раз просилась на передовую, если так можно сказать, на живую работу. Это была моя просьба. Спасибо, что меня услышали.
– Вы конкретно хотели именно в строительный колледж или это было решение департамента?
– Это было решение департамента.
– Но Вы очень испугались, когда сказали, что именно строительный колледж?
– Нет. Так как я работала начальником отдела профобразования, то курировала все колледжи. Я знала, чем этот колледж живет, знала его традиции и понимала, что это будет интересная работа. Да, будет трудно, да, часто за рамками рабочего времени, но это будет интересная работа.
– Ожидания оправдались?
– В полной мере.
– Как коллектив Вас принял? Сказали – ну вот, опять женщина.
– Коллектив меня принял хорошо, поддержали практически сразу. Я пришла со своей программой. Я сразу собрала актив нашего колледжа, где рассказала, как планирую строить работу, но я не перечеркнула работу прежних руководителей. Моя задача – основываясь на традициях этого колледжа, приумножать их.
– Что такое сегодня строительный колледж?
– У нас в колледже три направления подготовки. Первое – это чисто строители разных специальностей. Практически весь спектр строительных профессий и специальностей мы охватываем. Это строительство зданий, дорог, газ, вентиляция, сантехника. Второе направление – это сфера ЖКХ. И третье направление
для нас новое – это сфера услуг, гостиничный бизнес и туризм.
Выпускники нашего колледжа работают на ведущих предприятиях Смоленска. Почему я много сегодня говорю о традициях Смоленского строительного колледжа? Потому что качество подготовки именно строителей – это уже действительно бренд строительного колледжа. Все строительные предприятия города и региона знают, что строительный колледж готовит именно под заказ, может готовить под конкретное предприятие, и, наверное, поэтому к нам идут студенты. Вот уже два года у нас растет спрос именно на рабочие специальности, такие как сантехник, сварщик, облицовщик­плиточник. Наверное, это связано с тем, что у нас на сегодняшний день самая современная материально­техническая база в регионе. И кто­то ругает ЕГЭ, кто­то ругает демонстрационный экзамен, а демонстрационный экзамен – это, по сути дела, ЕГЭ, но только по профессии. Да, можно, конечно, ругать, что это тяжело детям, но это дает возможность точечной подготовки студентов непосредственно под те навыки, которые он будет потом использовать в своей работе, то есть если это плиточник, то подготавливая его к демонстрационному экзамену, мы говорим о том, что он будет стопроцентно уметь выполнять руками все плиточные работы.
– Давайте разъясним, что демонстрационный экзамен – это когда студент демонстрирует то, чему он научился.
– Да. Экзамен был всегда с участием представителей работодателя, чтобы соблюсти независимость оценки. Но вот уже два года как наш колледж вступил в пилотный проект проведения демонстрационного экзамена по заданию, которое присылается из министерства. То есть это единое задание, разработанное ведущими специалистами строительной области на уровне мировых стандартов. И ребята в онлайн­режиме под наблюдением экспертов – профессиональных, обученных, сертифицированных, которые приезжают из других городов, сдают – и по времени, и по качеству – этот экзамен.
– У Вас в основном чистые, так сказать, преподаватели или совместители?
– У нас есть, как Вы сказали, и чистые, то есть штатные преподаватели, и мастера производственного обучения, которые непосредственно обучают студентов практическим приемам. И у нас, конечно, есть совместители, это представители, как правило, ведущих предприятий строительной отрасли нашего города, за что директорам и руководителям этих предприятий огромное спасибо, потому что это ценно не только для ребят, но и для нашего педагогического сообщества, потому что здесь и обмен опытом, и привнесение новых технологий, которые они используют, и, конечно, практика.
– 1600 студентов – это много или мало для колледжа при сегодняшних возможностях?
– По мощности, я думаю, это как раз то, что мы можем переварить. Это оптимально.
– Я знаю, что и архитектура есть у вас.
– Да.
– Они реально выходят архитекторами? Или просто в никуда?
– Как правило, выпускнику со средним образованием трудоустроиться именно архитектором сложно. Те, кто в себе чувствует это призвание, потом идут заочно обучаться в высшее учебное заведение. На сегодняшний день спрос на архитектурную профессию очень большой. Не обязательно ведь быть архитектором, который будет возводить города, дома отдельные, но каждому предприятию, каждой группе предприятий архитектурный специалист нужен. Поэтому трудоустроиться архитектору даже со средним образованием достаточно просто.
– Я видел, как губернатор восхищался вашими мастерскими. Пять мастерских вы открыли, которые оснащены серьезным оборудованием. Конечно, это впечатляет. Студент, если он учится на строительном отделении, может посещать, допустим, занятия по гостиничному делу, туризму?
– Да, параллельно он может учиться и этому. Вообще мы стараемся в нашем колледже ребятам предложить разный спектр образовательных услуг, потому что если он техник­строитель, то зачастую еще учится дополнительно на сварщика, на сантехника, то есть на смежные профессии. И я считаю, что это абсолютно правильно, потому что сегодня нужны специалисты широкого профиля.
– Я Вам сейчас зачитаю цитату одного педагога, он не смоленский, но тоже в колледже преподает. Вот его мнение: «Молодое поколение элементарно закормили. Они уже не стремятся где­то подработать во время обучения, как это делало большинство советских студентов. Они не хотят жить в общаге, квартиру им подавай. Они вытрясают с родителей крутые телефоны, планшеты и прочие гаджеты. Попросту говоря, у ребятишек мозги заплывают жиром, и ладно бы только мозги – сердце, нервные окончания – вот что самое страшное». Это не про ваших?
– Я думаю, это не только не про наших, это в целом не про нашу молодежь. Как и во все времена, молодежь тоже разная. Да, бывают, действительно, студенты, которые, как Вы процитировали, закормленные, живут на готовом. И среди наших студентов единицы такие есть, но, тем не менее, всё равно я хочу отметить, что сегодняшняя молодежь – это молодежь целеустремленная. Когда мы переходили на дистанционную платформу обучения, то очень боялись, что не все поборют себя и будут работать дистанционно, когда не будет преподавателя, который в классе стоит над ним, родителя, который заставил его пойти в учебное заведение. Знаете, побороли, поэтому в целом у нас замечательная молодежь. Ее надо любить, ее надо понимать.
– Вы любите?
– Я люблю.
– И понимаете?
– Да.
– Бюджетное и платное. Тут какое соотношение, какой тренд?
– Ну, конечно, у нас основная масса – это бесплатное обучение. Есть платные группы. Но на качестве образовательных услуг это никак не отражается. Зачастую на платное обучение идут те студенты, которые не смогли пройти по конкурсу на ту или иную профессию или специальность.
– То есть они настолько сильно хотят, что даже идут на платное?
– Да, и это радует. Если ребенок определился, это значит и школа хорошо поработала, и родители.
– Вопрос, который сейчас очень актуален. Это называется «травля в социальных сетях». Время от времени мы слышим эти истории: там педагог на пляже загорает топлес, там педагог «зажигает» на какой­то вечеринке. Потом кого­то увольняют, кого­то прорабатывают… Вы к этой проблеме как относитесь?
– Я понимаю, что у каждого должно быть свое личное пространство, свое мироощущение, понимание себя в этом мире, но я считаю, что педагог всегда должен выглядеть достойно. В любой ситуации. Он педагог, он несет культуру. Я не могу осуждать кого­то, кто разделся на пляже, допустим.  Вопрос в другом. Мы тоже ходим на пляж, тоже раздеваемся, но зачем это выкладывать в сеть? Ради сомнительной сиюминутной славы?
– Я читал, что в колледже заложили капсулу с посланием студентам  2044 года, когда будет отмечаться столетие строительного колледжа. Я примерно представляю, где я буду в 2044 году, учитывая, что мне будет 90 лет. А Вы где будете через 25 лет?
– Я очень надеюсь, что еще буду. Скорее всего, конечно, на пенсии, но я обязательно приду в наш колледж. Знаете, когда мы закладывали капсулу, ко мне подошел наш выпускник, директор одного из предприятий и…  Такой торжественный момент, даже слезы… Он подошел и говорит: «Анжелика Владимировна, Вы не волнуйтесь, даже если Вы будете совсем старая, я за Вами приеду и привезу Вас на торжественное вскрытие капсулы».
– А текст послания Вы сочиняли?
– Нет, это было коллегиально, был конкурс среди студентов. Мы предложили студентам написать послание, что бы они хотели передать своим последователям. Очень многие абзацы вошли именно со слов студентов.
– Это прекрасно. Ну что ж, спасибо Вам большое. Я желаю и Вам успехов, и, конечно, всему коллективу.
– Спасибо, Сергей Витальевич.
P.S. Видеоверсию беседы смотрите на сайте газеты «Смоленские новости» в разделе «Видео».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *