До новой встречи, фестиваль!

6 июня завершился 63­й Всероссийский музыкальный фестиваль им. М.И.Глинки. В исполнении двух оркестров под управлением заслуженного деятеля искусств Автономной республики Крым Игоря Каждана (Смоленского русского народного оркестра им. В.П.Дубровского и Смоленского Камерного оркестра) прозвучала литературно­музыкальная композиция «Пер Гюнт» по мотивам сюиты Э.Грига и драмы для театра Г.Ибсена.

Художественный руководитель и главный дирижёр Смоленского русского народного оркестра им. В.П. Дубровского Игорь Александрович Каждан переложил для народного оркестра гениальное симфоническое произведение норвежского композитора Эдварда Грига, а поскольку в подобной транскрипции «Пер Гюнт» звучал впервые в своей истории, с полным правом можно говорить о том, что 6 июня в Смоленске состоялась мировая премьера произведения.

Сюиту «Пер Гюнт» в середине позапрошлого века Эдвард Григ написал по просьбе другого выдающегося норвежца – Генрика Ибсена к его драме с одноимённым названием. Но, как и всякое гениальное произведение, сюита живёт самостоятельно, а «Песню Сольвейг» и «Пещеру горного короля», по сути, мы знаем исключительно благодаря гению Э. Грига, его прозрачной, искрящейся музыке, такой как вода фьёрдов Норвегии. В сопровождении двух оркестров отрывки из драмы Г. Ибсена «Пер Гюнт» читал артист Смоленского государственного академического драматического театра им. А.С. Грибоедова Александр Кокшаров.

Бесспорно, открытие фестиваля 29 мая и его закрытие 6 июня стали самыми яркими его моментами, поскольку смоляне смогли ещё раз услышать и один из лучших отечественных музыкальных коллективов – Симфонический оркестр «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета, и по достоинству оценить безграничный репертуарный диапазон двух оркестров Смоленской областной филармонии, которые, как это бывает в особо значимых случаях, выступили единым целым, гармонично оттеняя звучание друг друга, за что отдельное спасибо Игорю Каждану.

Необходимо отметить, что фестиваль этого года порадовал активным участием в нём солистов областной филармонии. Наверное, этому в определённой степени способствовала сложившаяся ситуация. Мы продолжаем жить по законам «ковидного» времени: социальная дистанция в зрительном зале, маски, перчатки и прочие элементы самозащиты от зловредного вируса. Кстати, некоторые солисты и коллективы не смогли приехать именно по этой причине. Но, тем не менее, благодаря фантазии, усилиям, да и связям в музыкальном мире администрации филармонии удалось сделать программу фестиваля интересной, насыщенной, разнообразной. Уже одно то, что удалось заполучить на открытие оркестр Юрия Башмета, свидетельствует о многом. И. прежде всего, о престижности, значимости и не последнем месте нашего фестиваля в музыкальной жизни России. А ещё о высоком профессионализме его участников.

Это в очередной раз подтвердили выступления смоленских артистов: и яркая программа ансамбля народной песни «Славяне» под названием «Попутная песня», в которой прозвучали романсы и песни из раннего Глинки, русские и народные песни Смоленской области. И сольный концерт лауреата Всероссийских конкурсов Анатолия Смирнова «Я помню чудное мгновенье» под аккомпанемент Смоленского русского народного оркестра им. В.П. Дубровского, и «Посвящение Глинке» с участием всех солистов филармонии. А в день рождения композитора 1 июня в селе Новоспасском выступили ансамбли «Таусень» и «Русская душа». В разговоре о народной песне и творчестве Глинки, нельзя не упомянуть о прекрасном концерте вокального ансамбля русской песни «Воронежские девчата» Воронежской областной филармонии, который безусловно украсили танцевальные номера и инструментальные композиции.

Главной особенностью нашего фестиваля всегда было и остаётся многообразие музыкальных форм и жанров. В его программах непременно присутствуют выступления оркестров, певцов, ансамблей и солистов­инструменталистов. В этом году любителей фортепианной музыки приятно удивил концерт пианистки, студентки Московской консерватории, лауреата международных конкурсов Мариамны Шерлинг. В её исполнении прозвучали произведения Бетховена, Шумана, Листа, Скрябина и, конечно, Глинки. У пианистки, несмотря на весьма юный возраст (Мариамне Шерлинг всего двадцать лет), уже есть свой стиль, своя неповторимая манера исполнения, и творческая раскованность, и одухотворённость, и смелость в интерпретации исполняемых произведений.

Если с Мариамной Шерлинг смоляне встретились впервые, то лауреат международных конкурсов скрипач Родион Замуруев – частый гость нашего города. На этот раз музыкант выступил в дуэте с известным пианистом, интерпретатором произведений современных композиторов, лауреатом международных конкурсов Виктором Чернелевским, в обработке которого прозвучали сочинения К. Глюка, М. Равеля, Ф. Крейслера, Н. Паганини, Ф. Ваксмана, достаточно редко исполняемые в концертах фестиваля им. М.И. Глинки.

Парад инструменталистов продолжил также хорошо известный смолянам коллектив – Государственный струнный квартет им. Глинки: две скрипки (Аяко Танабе и Оксана Колесникова), альт (Лев Серов) и виолончель (Арсений Котляревский). Квартет исполнил произведения М. Глинки, С. Танеева, П. Чайковского.

На удивление мало в этом году звучало музыки С.Рахманиннова, но её дефицит с лихвой восполнил Государственный академический Московский областной хор им. А.Д. Кожевнико­ва – художественный руководитель и главный дирижёр Николай Азаров. В этом году хор, с которым в своё время тесно сотрудничали С.Прокофьев и Д. Кабалевский, отметил 65­летие. В исполнении прославленного коллектива прозвучала «Литургия Св. Иоанна Здатоуста» – духовное произведение из двенадцати песнопений, тематически объединённых по принципу контрастности. К слову, «Литургия….» под сводами Концертного зала им. М.И. Глинки звучала впервые.

В программах смоленских фестивалей непременно принимают участие джазовые коллективы. «Джаз. Хиты Фрэнка Синатры» – так назывался концерт джазового квинтета Дмитрия Носкова. В исполнении музыкантов прозвучали самые известные композиции легендарного американца, в том числе и его бессмертный «My way» («Мой путь»).

В последний день фестиваля, 6 июня, в Концертном зале им. М.И. Глинки наконец­то зазвучал филармонический орган в концерте молодых, но уже известных российских органистов, Дины Ихиной и Дениса Маханькова. Назывался концерт «Орган по­русски». Почему «по­русски»? Да потому, что звучала в нём только русская музыка от Глинки и Мусоргского до Шостаковича и Таривердиева. Выпускники Санкт­Петербургской консерватории Дина Юхина и Денис Маханьков объездили с выступлениями всю Россию от Калининграда до Южно­Сахалинска, участвовали во многих отечественных и зарубежных фестивалях органной музыки. Мастерство музыкантов высоко оценила и взыскательная смоленская публика. Ну, а поскольку тропинка к сердцу благополучно протоптана, будем надеяться что наша встреча повториться вновь. Предположим, на 64­м фестивале в следующем году?

А 63­й Всероссийский музыкальный фестиваль им. М.И. Глинки завершила музыка нашего великого земляка. После успешного исполнения музыкально­литературной композиции «Пер Гюнт» и продолжительных аплодисментов, совсем, что называется «под занавес», прозвучали «Арагонская хота» и «Воспоминание о летней ночи в Мадриде».

Будем надеться, до новой встречи, фестиваль!

Лариса РУСОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *