Кому нужны «картинки маслом»?

Недавнее решение засекретить часть экономической статистики власти объяснили гибридной войной Запада против России. Дескать, чем меньше наши противники будут знать о наших делах, тем сложнее им будет планировать и вводить новые санкции.

У населения, впрочем, на этот счет есть сомнения. Если в экономике всё так хорошо, как нам рассказывают по телевизору, то зачем нужны секреты? Достижения же не скрывают – ни от друзей, ни от врагов. Китай, например, шумит о своих успехах, несмотря ни на какие гибридные войны.

Между рапортами об успехах

Склонность к секретности мы унаследовали от советской власти. Более чем на 70 лет страна погрузилась в такую информационную мглу, что об истинном положении дел люди стали узнавать лишь с началом «горбачевской гласности».

Пресса писала о «победном шествии социализма», о «взятии новых экономических высот», о «небывалом росте влияния СССР в странах Африки и Латинской Америки». А из регионов в Москву тем временем шли электрички за колбасой, сыром и макаронами. Люди старшего поколения до сих пор помнят, как в очередях за курами выдавали «в одни руки не больше штуки».

Обладая гигантскими земельными ресурсами, страна закупала за границей миллионы тонн зерна. Но знать об этом советскому народу было не положено. В какой­то мере из­за этой скрытности развал СССР в 1991 году и стал неожиданностью не только для населения, но и для элиты, убаюканной рапортами об успехах.

Добыча правды

А что сегодня? Осознано ли в полной мере состояние дел?

Желание видеть удобную правду, неумение простым и честным языком разговаривать с людьми остаются, к сожалению, неизжитыми пороками и у части нынешней российской элиты.

«Картинки маслом», рисуемые ею для народа, недостаточная информированность даже продвинутой части о том, что происходит в стране, могут порождать высокую степень неуверенности в будущем.

Сегодня, спустя 30 с лишним лет после отмены цензуры, «правду­матку» о положении дел приходится добывать чуть ли не как уголь из сверхглубокой шахты. А иногда это похоже на игру в жмурки.

Реальная картина складывается из, казалось бы, случайных и второстепенных мазков. Если, допустим, региональные власти опасаются тревожить Москву плохими вестями, эти вести всё равно просачиваются стараниями местных журналистов и блогеров и, несмотря на информационные барьеры, становятся известны всем.

Так мы узнаем, например, о том, что в некоторых регионах тарифы на воду, отопление, газ, уборку мусора выросли в 3–4 раза. Косвенные данные свидетельствуют и о проблемах в экономике. Например, число граждан­банкротов за прошедший год выросло на 44%.

На днях прошли сообщения о падении спроса на земельные участки под строительство. По всей видимости, бизнес не спешит вкладываться в новые проекты. А вот сумма вкладов россиян за границей в 2022 году выросла, по данным ЦБ, до 60 млрд долларов.

Опасаясь за свои сбережения, некоторые состоятельные сограждане скупают золотые слитки. Если в 2021 году купили 6 т, то в 2022 году – почти в 10 раз больше.

Как никогда туманно

Прогнозы на 2023 год противоречивы. Минэкономразвития прогнозирует падение ВВП на 0,8%, Центробанк – на 1%, экономисты некоторых коммерческих банков – на 6,5%. Кому в этой ситуации верить?

На днях секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев с тревогой говорил «о серьезных провалах в авиационной промышленности». Причина отчасти в том, что люди, особенно молодежь, уезжают из регионов, где расположены базовые заводы отрасли.

В общем, как выразилась глава ЦБ Эльвира Набиуллина, «будущее сегодня как никогда туманно». А в тумане прокладывать курс сложно втройне. Приходится надеяться только на опыт и интуицию штурмана…

Вячеслав Костиков, политический обозреватель