«Мы все болеем за наш город»

О памятной стеле «Бессмертный полк», дизайн­коде Смоленска, проектах по реконструкции Смоленской крепостной стены и не только наша сегодняшняя беседа с начальником отдела городского дизайна управления архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска, председателем Смоленского регионального отделения Союза дизайнеров России Олегом Симоненковым.

– 25 сентября в Смоленске в сквере Памяти Героев открыли памятную стелу «Бессмертный полк». А Вас, Олег Николаевич, наградили Благодарственным письмом главы города за разработку этого проекта. Расскажите, как он создавался?

– Самое первое, от чего мы отталкивались – это поиск значимого места для установки стелы. И то место, которое было выбрано, наиболее удачно. Там находятся Вечный огонь, аллея Героев и аллея Славы городов­героев. Поэтому я предложил именно это место.

Потом уже начала рождаться сама стела. Основная идея – это отказ от архитектурно­художественных изысков, потому что на первом плане должны быть портреты участников Великой Отечественной войны.

Честно говоря, задумка была чуть глубже, чем получилось в итоге. Мы хотели сделать контражурную подсветку объекта. И все фотографии должны были быть немного утоплены относительно «рамки».

У нас спрашивали, почему стела стоит за спинами тех, кто пришел на митинг. Задумано так, что они стоят с нами в одном строю, и бессмертный полк «смотрит» на торжественные речи и Вечный огонь.

– Те портреты, которые изображены на фоне советского солдата, затемнены. Это так и задумывалось?

– Это такой способ печати, и все фотографии, которые попали «в тень», были продублированы.

– И в целом Вы довольны тем, как выполнена стела?

– Да. Это монументальный объект: и этот памятник, и память о людях останутся с нами навсегда.

– Сейчас инициативная группа разрабатывает дизайн­код Смоленска (проиллюстрированный набор правил, требований и рекомендаций по вопросам облика города, который принят городскими властями, следящими за его исполнением – А.Х.). Каким лично Вы видите дизайн­код нашего города?

– Я знаю ребят, которые разрабатывают дизайн­код, они выиграли Президентский грант. Я общался с ними, и мы пришли к общему понимаю того, как должен будет выглядеть дизайн­код Смоленска. Сейчас в городе действуют Правила содержания фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений, помещений в городе. А дизайн­код – это иллюстрации этих правил, то есть проект должен показать на примере смоленских домов, как можно размещать дополнительное оборудование фасадов: вывески, кронштейны, кондиционеры и прочие элементы, а как нельзя.

Действует официальный документ – Правила. Они состоят из «текста и цифр», а здесь мы получим иллюстрации, графические схемы, которые будут еще более понятны и доступны людям. Это благое начинание, тем более не мы первые – в некоторых городах дизайн­код уже работает.

– В проекте, который выиграл Президентский грант, акцентировали внимание на вывесках. Но понятие дизайн­код шире. Что, на Ваш взгляд, нужно и можно ещё улучшить в Смоленске?

– При разработке можно было бы обратить внимание на организацию общественных пространств: велопарковок, велодорожек, зон отдыха, например, с интерактивными лавочками. Это может коснуться и размещения скверов, их смысловых нагрузок.

В понятие дизайн­код входит и оформление транспортной инфраструктуры – в том числе остановок общественного транспорта. Мы видим, что сейчас у нас «разношерстные» остановки, но администрация города уже работает над этим вопросом. Для этого мы разбили город на три части: историческое ядро, исторический центр (он немного шире) и оставшаяся часть (более современная застройка). И для этих частей предполагаем три вида остановок. Это касается и торговых павильонов, ларьков, киосков. Такие попытки были в Москве, и всё прошло успешно, там нет «разношерстности». Управлением архитектуры и градостроительства в настоящий момент разрабатываются различные концепции благоустройства. Например, не так давно была создана концепция для парка Соловьиная роща, в которой прописано, какие могут быть виды объектов и куда их можно ставить.

Не стоит забывать и об «уличной мебели» – фонари, скамьи урны, которые предназначены для прохожих. Это всё то, что могло бы войти в понятие дизайн­кода.

– Следите ли Вы за судьбой проектов по реконструкции Смоленской крепостной стены?

– Стоит вначале сказать, что Союз дизайнеров России два раза выигрывал Президентский грант с проектом «Международная школа дизайна архитектурно­исторической среды» (Дизархист). Это образовательный и просветительский проект, направленный на обучение молодых дизайнеров России и Белоруссии, работающих в древних городах и осознающих необходимость получения дополнительных, специфических знаний и компетенций для проектной деятельности в архитектурной среде исторических поселений.

В первом случае мы делали проект по приспособлению Смоленской крепостной стены под её современное использование – это кафе, рестораны, игровые зоны. А второй проект – это создание дизайн­проектов музейного экспозиционно­выставочного пространства фортификационных сооружений на примере Смоленской крепостной стены и Вяземской крепости.

Следим ли мы за судьбой проектов? Да, мы очень внимательно наблюдаем за любыми активностями в этом направлении. Но пока следить особо не за чем. Мы ведь общественники, поэтому можем только наблюдать, читать о том, что пишут в СМИ. Но повлиять на управленческие решения мы не можем. Но, тем не менее, первый проект Дизархиста я представлял в Министерстве культуры. Заместитель министра Алла Манилова с интересом ознакомилась с представленными концепциями приспособления и благоустройства Смоленской крепости. Особенно она обратила внимание на идею использования одной из башен крепости под гостиницу, пояснив, что гостиница вызовет повышенный спрос у гостей города и может стать уникальным туристическим/гостиничным объектом страны.

– Но мы видим, что возле Лопатинского сада сделали подсветку крепостной стены, реконструируется и Громовая башня. Это делается не по проектам Союза дизайнеров?

– Реконструкция Громовой башни началась параллельно с нашей работой. И мы её не рассматривали, потому что там уже есть музей. В нашем проекте подразумевалась подсветка всей стены. А также мы предложили концептуальную подсветку всей крепости, так называемая «Корона Смоленска», которая будет деликатно подчеркивать образ исторически сложившийся архитектурной среды. И мы пока не знаем, будет ли это реализовано. Что касается того, что утраченные прясла крепостной стены возле Парка Пионеров выделили брусчаткой, это очень хорошо. Мы тоже предлагали подобные действия. Мы только за улучшение территории крепостной стены, особенно радует подсветка. С ней стена заиграла новыми красками, теперь можно сфотографироваться даже в темное время суток.

– Проблемный вопрос Смоленска – судьба костела на улице Урицкого. Что, по Вашему мнению, можно сделать с этим зданием?

– В костеле можно было бы организовать концертно­выставочное пространство. Но костел остается стоять закрытым – очень жаль. Было бы хорошо ещё провести кронирование деревьев на кладбище, чтобы костел было бы видно с дороги.

– В Смоленске всё чаще появляются новые граффити. Не многовато­то ли?

– Это инициатива не Администрации города, этим занимаются уличные художники. Многие граффити созданы Антоном Панфиловым, он же был организатором международного фестиваля граффити, когда рисовали на «Современнике». Это искусство имеет право на существование. Возможно, не стоит заполонять весь центр города изображениями, но с определенной долей деликатности какие­то локации вполне допустимы. Это оживляет архитектуру, придает яркость нашему городу. К граффити можно по­разному относиться, но, в любом случае, это вызывает интерес. Поэтому если уличные художники продолжат рисовать, это будет хорошо.

Ребята планируют заняться подземным переходом на площади Победы, поскольку переход постоянно расписывают всякими нехорошими словами. И опытные граффити­художники хотят погасить эту вандальную волну, создав конкурс на лучшее граффити, например, на историческую тематику. Этот социальный проект должен поспособствовать тому, чтобы это место больше не разрисовывали.

Нужно понимать, что эти графические панно не вечны. Через несколько лет изображения обветшают, и нужно будет либо восстанавливать или закрашивать фасад, либо рисовать что­то новое.

– Олег Николаевич, Вы возглавляете отдел городского дизайна управления архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска, а также Вы председатель правления Смоленского регионального отделения Союза дизайнеров России. Как удается совмещать две должности?

– Союз дизайнеров России – это общественная организация. Поэтому работу в нем нельзя сравнивать с работой в администрации, поскольку в Управлении архитектуры и градостроительства мы трудимся ежедневно с девяти до шести, а в Союзе дизайнеров мы занимаемся творчеством или решаем проблемы – добровольно и в свободное время. И основная функция Союза – это пропаганда дизайна. Мы делаем всё для того, чтобы развивать дизайн, проводим международные выставки.

Нашему Союзу дизайнеров в этом году исполняется 25 лет. И к этой дате у нас планируется выставка в КВЦ им. Тенишевых. Она начнет работу с 26 ноября. На открытие приедет президент Союза дизайнеров России Виталий Ставицкий. Если будут открыты границы, то приедет глава белорусского Союза дизайнеров Дмитрий Сурский. Выставка посвящена в большей степени деятельности членов нашего отделения, но кроме того в ней поучаствуют и другие региональные отделения, а всего их в России – 65.

– Будут ли ещё какие­то мероприятия в честь юбилея?

– Да. Например, в 2015 году к 20­летию Смоленского регионального отделения Союза дизайнеров мы установили в сквере Блонье скамейку в стиле стим­панк. А в этом году мы предложили назвать одну из улиц в Смоленске – «Переулок дизайнеров». Соответствующие документы мы уже подали в Смоленский городской Совет. Также сейчас наш член Союза – скульптор по металлу Александр Ларюцкий сделал арт­объекты «Улитки Дали» – это большие металлические фантасмагоричные улитки на длинных ножках с внутренней подсветкой, которые найдут достойное место в нашем городе.

В рамках юбилейной даты мы планируем установить и другие арт­объекты. Ещё планируем издать иллюстрированный каталог членов Союза дизайнеров.

– Какие сейчас планы у регионального отделения Союза дизайнеров?

– Идей много. Мы подали заявку на конкурс, объявленный Федеральным агентством по туризму. Это конкурс на получение финансирования проектов по развитию внутреннего и въездного туризма. А наш первый проект по благоустройству крепостной стены как раз связан с туристической составляющей. В нем мы закольцевали маршрут вдоль крепостной стены. Мы даже разработали квест, связанный с крепостью. И в заявке на финансирование мы предоставили проект об утраченных башнях. Мы хотим сделать туристический маршрут по утраченным башням Смоленска. Конкурс еще идет и пока не знаем, получим финансирование или нет.

Смоленское региональное отделение Союза дизайнеров России всегда идет в ногу со временем, развивает культуру области своим творчеством, привнося в наши будни яркие краски, наполняя новыми смыслами привычные формы. По нашим проектам по благоустройству и приспособлению крепостной стены была бурная реакция, и это хорошо. Когда на сайте администрации города были опубликованы наши идеи, нам даже начали звонить люди, которые готовы инвестировать в них. Но повторюсь, мы общественная организация, мы можем только показать, как это может быть, а на реализацию у нас нет полномочий. Но надо пытаться сделать Смоленск лучше. Мы все болеем за наш город. И мы должны ценить крепостную стену, потому что она уникальна. Смоленская крепость является крупнейшей кирпичной крепостью мира, сохранившейся до настоящего времени.

– Спасибо за беседу, Олег Николаевич. Успехов Вам!

Беседовала Александрина ХРАПАКОВА

Публикация осуществлена при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *