Смоленский трамвай: настоящее и будущее

В этом году муниципальное трамвайно­троллейбусное предприятие отмечает сразу два юбилея. 30 лет исполнилось первому троллейбусному маршруту, а 20 октября смоленскому трамваю исполнится 120 лет. Насколько востребованы эти виды общественного транспорта сейчас?

Об этом корреспондент «СН» беседует с и.о. директора МУТТП Владимиром Ерохиным.

– Несмотря на более чем вековой возраст, трамвай – перспективный вид транспорта. Горожане ценят его за скорость, удобство, быстроту передвижения. Трамваи выходят из парка в 5:20 и возвращаются глубокой ночью. Пассажиры ждут их уже с раннего утра. Если вдруг по какой­то причине трамвай не вышел – шквал звонков в центральную диспетчерскую. И мы понимаем, что наш трамвай смолянам очень нужен.

– Правда ли, что в основном этим видом транспорта пользуются пенсионеры?

– Это неверная информация. Трамваем пользуются все возрастные группы, от младенцев в колясках и школьников до работоспособного населения и смолян золотого возраста. Пенсионеров не так уж много, в основном они приобретают проездные билеты. Это всего два процента от общего пассажиропотока. В основном пожилые люди совершают поездки днем. В пиковые часы, с 7:00 до 9:00 и с 16:00 до 19:00, пассажирами трамваев становятся работающие смоляне, учащаяся молодежь. Интервал движения в это время не превышает 5–7 минут. Но это – идеальный график. К сожалению, очень часто на трамвайных путях происходят дорожно­транспортные происшествия. За 4 месяца  зафиксировано уже 206 ДТП с участием автомобильного транспорта, который блокирует движение трамваев. За тот же период в районе первой городской больницы на улице Фрунзе зафиксировано 26 ДТП. Не уступает по аварийности и улица Николаева. Ежедневные ДТП влекут бесконтрольное увеличение интервала движения, что вызывает недовольство смолян. Есть и хорошая новость для пассажиров: отследить движение общественного транспорта можно в режиме онлайн на сайте http://bus67.ru/.

На этом портале информирования о движении общественного транспорта можно не только посмотреть, какой транспорт ходит на маршруте, где делает остановки, но и, задав определенную точку, узнать ожидаемое время прибытия на нужную остановку автобуса, трамвая или троллейбуса.

– Владимир Сергеевич, в ряде городов трамвайные пути не «режут» проезжую часть пополам, они вынесены на крайнюю отдельную полосу. Может быть, это оптимальный вариант, который помогает избежать ДТП с участием автомобилей на рельсах?

– Нет. Оптимальный вариант всё же в Смоленске, это отражено и в нормативных документах. Но должно быть обособление трамвайных путей. Идеальное решение – оградить рельсы. Это высокие затраты. Нам остается другой путь: дорожная разметка, знаки «Выделенная трамвайная линия». Если установлен этот знак и нарушения фиксирует видеокамера, водителю авто придет штраф. В Москве, когда ввели такие нормы, скорость трамваев увеличилась почти в два раза. К примеру, у нас в городе самый длинный трамвайный маршрут – четвертый: от улицы Петра Алексеева до Ситников. Сейчас оборотный рейс занимает два с половиной часа. Это время может сократиться в полтора раза с введением выделенной полосы.

Решение в Смоленске принимает комиссия по безопасности дорожного движения. Все аргументы, документы, расчеты нами предоставлены. Особенно актуальны нововведения на улицах Фрунзе и Николаева. Вскоре вопрос будет рассмотрен.

– Пассажиры отмечают, что трамваи очень редко заходят на железнодорожный вокзал…

– Расписание движения трамваев привязано к движению «Ласточек». Когда поезд приходит из Москвы, через 5–7 минут подходит трамвай № 4 и забирает пассажиров. Есть и обособленный рейс – на железнодорожный вокзал ходит трамвай из Рославльского кольца – номер 3. В межпиковое время интервал движения составляет 15–20 минут. Тем пассажирам, кто решил добраться до вокзала на общественном транспорте, советую смотреть график движения вагонов на информационном портале, о котором мы уже говорили. Лучше планировать свою поездку, опираясь на информацию в режиме реального времени.

– Каков парк трамваев на сегодняшний день в Смоленске?

– У нас 65 трамваев, 41 троллейбус. Для тех маршрутов, которые в городе есть, это достаточное количество. Чуть больше 20 трамваев с пониженным уровнем пола в средней части вагона. Этот транспорт закупался к юбилею города в 2010­2011 годах. Для нас они – самые молодые, хотя возраст превысил 10 лет. Если сегодня покупать новый транспорт, то трамвай Усть­Катавского завода Челябинской области стоит около 30 миллионов. Суммы большие, но возможно участие в федеральных программах софинансирования при определенных условиях.  Если в региональном бюджете найдутся деньги для закупки нового транспорта, 60 процентов стоимости будет компенсировано из федерального бюджета. Нам необходимо приобрести 15 новых машин, чтобы вывести из эксплуатации тот транспорт, который ездит по Смоленску более 20 лет. Самые старые трамваи, которые по­прежнему выходят на маршрут, выпущены в 1988 году. Есть в депо и  вагон РВЗ­6М2, который самостоятельно не ездит. Мы его отреставрируем к юбилею трамвайного движения в Смоленске и установим на постамент.

– Есть ли будущее у смоленского трамвая? Насколько реально (и нужно) возобновление трамвайного движения по Дзержинке, Большой Советской, проспекту Гагарина?

– Мы все хотим жить в комфорте. Транспортная составляющая в этом смысле – одна из самых главных. В 2019 и 2020 годах самым комфортным городом РФ признан ни Москва, ни Санкт­Петербург, а Краснодар. Он больше Смоленска по численности населения в три раза, а трамваев больше в 5 раз и в 10 раз больше перевозится пассажиров. Самый комфортный для жизни город в России активно развивает движение электротранспорта.

Смоляне тоже хотят жить в комфорте. Я считаю, что та схема маршрутов трамваев, которую мы потеряли, была идеальной. Большая Советская была соединена с Никольским кольцом, проспектом Гагарина, Дзержинкого. Я твердо убежден, что настало время исправления ошибок. В том числе – восстановление движения по улице Дзержинского на основе передовых технологий укладки путей и трамваев нового поколения, бесшумных.

Прежде чем восстанавливать трамвайное движение, необходимо широкое обсуждение перспектив с учетом интересов горожан. Особенно жителей улицы Дзержинского: познакомить их с проектом, осуществить народный контроль. Это будет на пользу жителям.

– Технически это возможно?

– Обсуждение должно идти по линии архитектуры, ГИБДД. Я знаю подобные примеры, правда, это было сделано за рубежом. Например, в Хельсинки в центре города есть улица с однорядным движением. Сейчас там закрыли полностью автомобильное движение и строят трамвайную линию.

Наша задача – восстановить маршруты, которые были демонтированы. Это вопрос не одного года – должен быть перспективный план развития электротранспорта в Смоленске, чтобы через десятилетие вернуться к оптимальной схеме.

Что такое богатый город? Это не тот город, где бедные ездят на автомобилях, а тот, где богатые ездят на общественном транспорте. Так что будем стремиться восстановить то, что построено нашими предками.

Ежегодно трамваи перевозят до 12 миллионов пассажиров, то есть миллион человек в месяц. Как видим, трамвай остается одним из самых востребованных видов общественного транспорта. Тенденция, правда, идет к сокращению пассажиропотока. Это не только в Смоленске. Причина – в развитии маршрутного движения. Конечно, оно имеет место быть, только в несколько другом виде. Приоритетом транспортного сообщения должно стать развитие общественного рельсового транспорта.

– Поговорим о кадрах. Есть ли потребность в обновлении? Каковы требования к персоналу и его зарплаты?

– Работа водителей и кондукторов очень сложная – у них льготный пенсионный стаж. Если водитель­мужчина 20 лет отработал на предприятии, то он уходит на пенсию с 55 лет. Женщина, если отработала 15 лет, идет на заслуженный отдых с 50 лет. Это свидетельство того, что государство понимает всю сложность работы на общественном транспорте. Люди часто продолжают работать и после выхода на пенсию. Опытными кадрами мы дорожим: это водитель трамвая Анатолий Иванович Аверин, ему 68 лет, а стаж водительский – 44 года. Водители троллейбуса – Валентина Николаевна Кадач (о ней недавно писали «Смоленские новости», за что большое спасибо вашей газете) и Сергей Владимирович Титов. Кондукторы – Ольга Николаевна Филонова, ей уже 72 года, но здоровье позволяет оставаться в рабочем строю. Нинель Федоровна Яшкина на год старше своей коллеги, ее трудовой стаж – 23 года. На год больше трудится на предприятии Валентина Витальевна Рослякова.

Новые кадры нам очень нужны. Мы приглашаем молодых людей, учим водителей у себя на предприятии, платим стипендию – один МРОТ в месяц. 5,5 месяца учатся, сдают экзамены, зачисляем в штат. Заработная плата водителя в среднем 27 тысяч рублей. График работы непростой – 4 дня в первую смену с 6:00 до 14:00, потом два выходных дня, 4 дня во вторую смену с 14:00 до 24:00, с перерывами на обед.

– Владимир Сергеевич, в этом году у вашего предприятия двойной юбилей – исполнилось 30 лет со дня открытия первого троллейбусного маршрута. Как себя «чувствуют» 30 московских троллейбусов, прибывших в Смоленск?

– Конечно, хотелось бы обновить троллейбусный парк, но мы реально оцениваем экономическую ситуацию в городе. Те троллейбусы, которые есть сейчас в парке, тоже отмечают свое 30­летие, а срок их службы всего лишь десять лет.

В 2018 году после обращения губернатора Алексея Островского к правительству Москвы было принято решение передать Смоленску 30 троллейбусов, которые были выведены из эксплуатации в столице после 15–20 лет работы. А 15 мая этого года уже начали поступать троллейбусы из второй партии. В этой партии машины моложе, им 8­9 лет.

– Чем они удобны?

– Это низкопольные троллейбусы, без ступенек, что комфортно для пассажиров. Удобны и для предприятия – они экономичны, используют до 25 процентов меньше электроэнергии. Первый троллейбус поставили в ремонтную зону, готовим для выхода на маршрут. До конца мая мы получим 30 таких троллейбусов. Они кардинально лучше наших машин и заменят старые модели. На предприятии есть свои два таких троллейбуса № 44 и 45. Они отличаются панорамным остеклением. Московские из второй партии, точная копия смоленских «Мегаполисов».

– В связи с обновлением парка идет ли речь о троллейбусах, способных двигаться «без проводов»? Возможно ли их приобретение для города?

– Пока этот вопрос мы не рассматриваем. Есть проблемы и с точки зрения дороговизны, и технические проблемы. Нам сейчас необходимо привести в порядок то, что есть, выпустить их на линию. В перспективе будем решать вопрос о приобретении машин с автономным ходом. Такие троллейбусы уже были в Смоленске на пробных поездках. Новый троллейбус с автономным ходом  стоит в пределах 30 миллионов, чуть ли не вдвое дороже традиционных троллейбусов.

– Будут ли в связи с поставкой московских троллейбусов введены новые маршруты?

– Это зависит от перспективного плана развития города. На сегодняшний день таких предложений по новым маршрутам электротранспорта нет. По моему мнению, следует пустить трамвай в Миловидово, троллейбус – в Новосельцы и в новые микрорайоны по Краснинскому шоссе. На ближайшие 7­8 лет новые маршруты всё­таки следует планировать.

– Как Вы оцениваете принятый закон, запрещающий высаживать из транспорта детей без билетов? Каковы действия кондукторов в связи с этим?

– Положительно. Мы еще до принятия закона у себя на предприятии ввели правило: детей не высаживать. Хотелось, чтобы и родители поработали с детьми – рассказали о нелегком труде водителей, кондукторов, о том, что всякий труд должен оплачиваться. Поэтому надо оплачивать проезд, а не тратить деньги на что­то другое. Конечно, бывают разные житейские ситуации, к примеру, забыл ребенок деньги. Высаживать его нельзя. Я однозначно поддерживаю этот закон.

– Спасибо, Владимир Сергеевич, за беседу, интересные планы и комментарии. Успехов вашему предприятию!

Беседовала Татьяна Шатыркина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *