Владимир Еленецкий. Художник-­загадка

Гостем очередного выпуска авторской программы Сергея Новикова «Диалоги» (телеканалы «ОТР» и «Регион­67») стал член Союза художников России Владимир Еленецкий. Предлагаем вашему вниманию газетный вариант этой беседы.

– Здравствуйте, Владимир Константинович.

– Здравствуйте.

– Я Вас приветствую в программе «Диалоги», очень рад познакомиться. Вообще, как ни странно, мы только сегодня и познакомились, и это тем более странно, что Вы один из моих самых любимых художников. Я давно слежу за Вашим творчеством, и оно настолько самобытно и индивидуально, что Ваши работы не спутаешь никогда ни с чем. Я не знаю, как объяснить, почему нравится картина, это очень трудно. Искусствоведы, наверное, могут, а я могу только сказать, что мне все они очень нравятся: здесь и гротеск, здесь и сюрреализм, и какие­то фантазии… Мне кажется иногда, что это – воплощенные на полотнах сновидения. Так и  представляю себе, как Владимир Константинович вскакивает среди ночи, бежит к холсту…

– Вы очень хорошо это представили. Вы не искусствовед, но говорили как раз то, что говорят искусствоведы по поводу моих работ: фантасмагория, сюрреализм, какая­то гротесковость. Это такой же профессиональный взгляд и оценка.

– А мнение коллег Вам интересно?

– Всегда интересно. Другое дело… Знаете, у меня был такой великолепный учитель Олег Михайлович Савостюк.

– В Суриковском институте?

– Да, к сожалению, в мае его не стало на 94­м году жизни. Я почему его вспомнил? Он, перед тем как мы расстались, после того как я окончил институт в 1978 году, защитил диплом, мне такую очень хорошую мудрость сказал: «Вы знаете, чтобы Вам ни говорили, Вы прислушивайтесь, но не слушайте». Вы чувствуете разницу небольшую? Прислушивайтесь, но не слушайте никого, потому что вы просто потеряете себя как художник. И я стараюсь всегда этим принципом руководствоваться. Он вообще был человек очень мудрый и просто так ничего не говорил.

– У Дмитрия Кедрина есть такие строчки: «У поэтов есть такой обычай – в круг сойдясь, оплёвывать друг друга». У смоленских художников не так?

– Я в общем­то не могу говорить про смоленских художников, поскольку я мало с ними общаюсь, только на выставках. Я знаю их работы, но так, чтобы сидеть в кругу с ними – такого не бывает, поэтому я не могу ничего сказать. Для меня ориентиры другие. Я окончил великолепную школу – Московскую среднюю художественную школу, а после окончания поступил в Суриковский, еще на шесть лет. Двенадцать лет я проучился в Москве. Это были необыкновенные годы.

– Но я должен сказать, что Вячеслав Федорович Самарин, народный художник России, который участвовал в этой программе, на мой вопрос – кто из смоленских художников Вам близок? – ответил: Владимир Еленецкий.

– Приятно слышать, тем более что он мой сосед по мастерской, мы пересекаемся, но я не могу сказать, что мы как­то общаемся.

– Так Вы такой одиночка?

– Да, я одиночка, я живу каким­то своим временем, для меня не существует утро – вечер – ночь…  Я и ночью встаю, книги листаю. Живу сам по себе, какой­то независимой жизнью.

– Владимир Константинович, Вы родились на Украине, в семье военнослужащего.

– Да.

–  Кстати говоря, не было желания стать офицером по примеру отца?

– Может быть, и была какая­то мысль, но она испарилась. В общем­то в детстве я был очень креативный, что­то любил всё время делать. На Украину приеду летом – там дедушка и бабушка по отцовской линии – и обязательно что­то ковыряю, строю… Я не мог без этого. А в Смоленск мы приехали в начале 1964 года, до этого жили в Самаре, тогда это Куйбышев, а до этого в Иваново, и вот отца перевели сюда, и на зимних каникулах я пошел во Дворец пионеров, сначала в технический кружок, потолкался там какое­то время. А на стене список висел с перечислением кружков. Большой такой, и я увидел три буквы – ИЗО. Думаю, что это такое? Тут какая­то тетенька проходит, такая солидная женщина, я к ней обратился: «Не скажете, что это такое –
ИЗО?» Она говорит: «Это там, где рисуют». И спрашивает меня: «Ты хочешь рисовать?» Я машинально:  «Хочу». Она меня взяла за руку, повела, на первом этаже эта аудитория была, и встретил меня там преподаватель – Валерий Владимирович Олешковский, такой голубоглазый, приятный человек, он на меня так хорошо подействовал! И атмосфера… И вот что интересно, я же до этого не рисовал, но перешагнул порог мастерской, и вот эти запахи, гипсы, мольберты – вот это всё на меня такое впечатление произвело необыкновенное, я просто почувствовал что­то такое родное…

– Значит, что­то внутри всё­таки было?

– Да, вероятно, я переступил порог своей судьбы. Я с удовольствием сел, он мне дал карандаш, бумагу, и я начал рисовать.

– Потом была уже художественная школа в Смоленске. Анатолий Илларионович Попов.

– Да­да, открылась школа. Я какой­то период еще во Дворец пионеров ходил, а потом отец уже побеспокоился, видя мое увлечение: давай­ка ты в школу, продолжай учебу. Анатолий Илларионович Попов – это, конечно, человек такой искрометный, эмоциональный…

– Царство ему небесное, он, кстати, принимал участие в этой программе и говорил, что Вы один из самых его способных учеников.

– Спасибо ему. Он учил не только рисунку, но и жизни. А потом мы стали как бы товарищами, когда я приехал сюда уже в 1978 году.

– В 2010 году Анатолий Илларионович Попов был гостем  программы «Диалоги». Я спросил у него про ностальгию по советскому прошлому. Давайте послушаем, что он сказал:

«Замечательное было время, культура была востребована, мы, художники, были востребованы и временем, и обществом. Художники были уважаемые люди. Казалось бы, идеология, запреты сплошные, но Вы знаете, та пружина идеологическая, которая как бы сжималась – это потом рождало какое­то движение в обратную сторону. Не было такой расхлябанности, такой ложной свободы, ложной демократии. И люди чувствовали ответственность за свои поступки, за свои слова».

– Я под этими словами могу подписаться сколько угодно, я то же самое могу сказать.

– Но что интересно, Владимир Константинович, вот я смотрю Вашу биографию, участие в выставках, огромное количество выставок… 78­й год – всесоюзная выставка, посвященная 60­летию ВЛКСМ, 81­й год – всесоюзная выставка, посвященная 60­летию образования СССР, 82­й год – республиканская выставка, посвященная 26­му съезду КПСС. А вот 86­й год – всесоюзная выставка «Мы строим коммунизм». Слушайте, я поражаюсь, а что Вы там выставляли? Ну не эти же картины?

– Нет­нет. Первое время я занимался плакатом и защищал по нему диплом, у меня был политический плакат. Я работал в этой сфере и имел даже бронзовую медаль ВДНХ СССР, сейчас это реликвия. И память об этом периоде очень хорошая, потому что плакат развивает мышление творческое, изобразительное очень хорошо, это искусство очень такое специализированное, конкретное.

– Да и с точки зрения материальной более выгодное…

– Попов ведь отметил, что художники тогда занимали достойное место и зарабатывали нормально, и заказы были. При Союзе художников была такая организация – Художественный фонд СССР, это была база материальная великолепная просто, туда поступали заказы со всей гигантской страны – и монументальные, и скульптурные, и живописные, и графические, ведь было много таких направлений, которые сейчас просто утеряны. Были по всей стране творческие дачи, где создавались условия для мастеров всех направлений – для живописцев, для графиков, для художников декоративного искусства, для скульпторов и так далее.

– Владимир Константинович, а что Вы не остались в Москве? Не было возможности?

– Надо было жениться, только так в то время.

– Не получилось жениться?

– Да как­то…

– Многие использовали фиктивные браки.

– Я к ним не отношусь…

– Слава Богу, что вернулись. И ведь в Ваших картинах Смоленск всегда присутствует, и Вы не раз признавались, что Вы городской житель. И мне понравилось Ваше выражение, что я смотрю – пейзаж – и думаю: а зачем рисовать? Уже готовая картина.

– Я очень люблю природу. Я всегда выхожу в парковую зону в Реадовке, это недалеко от меня, пройтись минут двадцать – меня это расслабляет, я получаю массу впечатлений, эмоций, я отдыхаю душой. Я действительно нахожу там такие картины – ну просто готовые произведения. Так надо ли их воспроизводить?

– Вы и к написанию портретов как­то равнодушны.

– Портрет… Я делаю портреты, но всё интерпретирую очень вольно. Происходит какой­то свой пересказ. Меня самого порой это удивляет, я смотрю на свои работы: каким образом это получается? Это какая­то внутренняя работа. Не всё можно объяснить. Искусство – это загадка. Почему художник вообще появляется? Что его побуждает и почему он рисует?

– В Смоленске какие любимые места?

– В основном это центр города с архитектурными достопримечательностями, в первую очередь. Я каждый день гуляю туда­сюда.

– А сегодняшний Смоленск Вам нравится?

– Он стал лучше, на мой взгляд, это уже не тот город, который был 40–50 лет назад, когда я учился в Москве. Это уже другой город, преобразившийся в лучшую сторону, на мой взгляд…

– Журнал «Коммерсант», 2008 год, статья «Владимир Еленецкий в Академии художеств». Цитата: «На картинах смоленского художника Владимира Еленецкого время остановилось, его живопись – заповедник стилистики 70­х годов ХХ века, ныне почти забытой, а когда­то передовой и даже смелой для своего советского времени. Владимиру Еленецкому удалось сохранить секреты семидесятнической стилистики в практически неизменном виде – возможно, благодаря удачному месту жительства – вдали от столиц». Что­то такое обидное есть в этих словах. «Остановилось время…» «Заповедник стилистики семидесятых годов»…

– Не знаю, это дело автора, как он это воспринимает, это его личное мнение.

– Я не согласен, что остановилось время. Мне­то кажется, Ваши картины, наоборот, перегнали время в чём­то. И каждый, действительно, видит свое, и каждого они заставляют думать: а что хотел сказать автор? Наверное, вот это, а может, и это… То есть в каждой картине есть какая­то загадка, меня это и привлекает.

– Вот и хорошо, вот Ваше мнение – пожалуйста. У каждого – свой взгляд.

– Скажите, а сегодня есть великие художники в России?

– Я затрудняюсь ответить.

– Я так подозреваю, что ни Шилова, ни Никаса Сафронова Вы к ним не относите?

– Не могу сказать, что это какие­то великие художники. Раз уж мы заговорили об этом, скажу, что два раза у меня была выставка в Центре Тенишевых, и параллельно была выставка Сафронова, так странно получилось. И потом зрители ко мне подходят и говорят: «Мы пошли на Сафронова, потому что это звезда, а потом увидели Ваши работы, они намного интереснее!» Зато он знаменитость и богатый, а я безымянный и скромно живущий.

– Просто досадно, что вот эта медийная раскрученность затмевает всё и вводит в заблуждение неокрепшие души.

– Да, это действует, конечно, когда повсюду, куда ни глянь, показывают его работы… Безусловно, это работает.

– Было 70­летие Смоленского отделения Союза художников, и Ваш учитель Анатолий Илларионович Попов в 2014 году сказал: «Организация эта мне не дает вообще ничего. Будущее Союза всё­таки хотелось бы видеть более серьезным, многогранным, самостоятельным, более высоким в профессиональном плане». А Вам что­то Союз дает?

– Союз, конечно, к сожалению, вырождается. Сейчас уровень упал, это действительно так. Дает ли что­нибудь Союз художникам? Дело в том, что он сам сейчас находится в плачевном положении, ведь той базы уже нет, которая у него была, та великолепная база, о которой я говорил. Но организация всё равно так или иначе нужна. Во все периоды художники всё равно вступали в какие­то объединения. Даже в XIX веке было Товарищество передвижных выставок.

– Владимир Константинович, почему у Вас нет звания «Заслуженный художник РФ»?

– Это вопрос не ко мне. Это Вы обратитесь к председателю нашему, допустим…

– Вот здесь Союз художников мог бы помочь, потому что я считаю, что Вы давно уже народный – в моем представлении и представлении тысяч смолян, которые интересуются искусством.

Картины сейчас продаются плохо?

– Они просто не продаются, к сожалению.

– Это не только у Вас, я думаю, у большинства художников.

– Да­да.

– Чем Вы живете?

– У меня небольшая пенсия. Иногда бывает, что получится какая­то продажа. Но вот, собственно, и всё.

– На Ваших картинах много религиозных мотивов, и даже пасхальная серия есть. Вы разделяете веру, религию, церковь? Это для Вас разные вещи или всё одно?

– Я разделяю, я по­своему отношусь здесь… Я очень люблю древнерусское искусство и поэтому использую какие­то иконы в своих работах. Я – приверженец веры, безусловно, но в то же время я не могу сказать о себе, что я приверженец церкви.

– У Вас масса наград – дипломы, медали, другие знаки отличия, есть золотая медаль Союза художников России, которая называется «Духовность, традиции, мастерство». Давайте остановимся на слове «духовность». Что для Вас в творчестве означает это понятие?

– Духовность это, собственно, содержание творчества, это самое главное, что есть в работах художника. И вообще художник начинается именно отсюда, когда его душа что­то требует, что­то просит, отсюда как раз и произрастает духовность. Без этого просто не может быть серьезного создания, без духовности, иначе это будет какой­то…

– …Никас Сафронов.

– Что­то в этом роде. Я фразу одну люблю. Когда у великого композитора Игоря Федоровича Стравинского спросили его  мнение о современном искусстве, он ответил: «Надо уметь отличать искусство от желания самовыражаться». Вот это, по­моему, очень важное замечание, очень актуальное для нашего времени. Просто сейчас очень много желающих продемонстрировать какие­то свои способности, якобы творческие, но они пустые, они бездуховные, они бессодержательные. А духовность это самое главное!

– Вы в одном из интервью сказали, что Вам не хватает моральной поддержки.

– Не хватает. И не только моральной, но и материальной тоже. Вот есть такой человек Жанна Георгиевна Кузьмина, президент Ассоциации содействия культуре, она устраивает выставки…

– Ну она большое дело делает, конечно.

– Да, безусловно. Вот и мою последнюю выставку как раз она тоже устраивала. Это меня очень поддерживает.

– Владимир Константинович, я хочу, чтобы наша сегодняшняя встреча, наша беседа была тоже моральной поддержкой для Вас, поэтому я желаю Вам не останавливаться – ну Вы это и не сможете сделать, – и мы ждем, конечно, новых произведений и новых творческих высот. Спасибо Вам большое.

– Спасибо, что пригласили.

P.S. Видеоверсию беседы смотрите на сайте газеты «Смоленские новости» в разделе «Видео».