Жанна Кузьмина: «Отношение к культуре – это лакмусовая бумажка»

Гостем очередного выпуска авторской программы Сергея Новикова «Диалоги» (телеканалы «ОТР» и «Регион­67») стала президент Смоленской региональной общественной организации «Ассоциация содействия культуре» Жанна Кузьмина. Предлагаем вашему вниманию газетный вариант этой беседы.

– Здравствуйте, Жанна Георгиевна.

– Здравствуйте, Сергей Витальевич.

– Я Вас приветствую в программе «Диалоги». Ну что, не прошло и двадцати лет, как мы встречаемся снова в программе «Диалоги», и первый вопрос просится сам собой – где Вы берете молодильные яблоки? Я в Вашей внешности не замечаю никаких изменений.

– Во­-первых, спасибо за комплимент, а во-­вторых, у меня беготня в течение дня, рабочая беготня, и борьба с теми, кто не позволяет мне воплотить в жизнь те или иные  мои идеи, проекты и т.д.

– Вот и я думаю, что, наверное, всё­таки основная причина, Жанна Георгиевна, это то, что вот уже 47 лет Вы занимаетесь любимым делом, которое называется «культура», если вести отсчет с 1975 года, когда Вы пришли во Дворец культуры трикотажной фабрики. Но ведь начиналось­-то всё с техникума легкой промышленности в Московской области. Вы же модельер?

– Да, модельер-­конструктор на объединении «Восход». Жила сначала в частном секторе, улица Парковая. Мы приехали вместе – семья Киселевых и семья Кузьминых. И получилось так, что у нас была одна «зала­кухня» так называемая, и две маленькие комнаты с деревянной перегородкой, печное отопление. Мы там жили так классно! Перестукивались через стенку – что у вас есть поесть, что у нас, ну и собирались. Потом мы получили комнату на улице Черняховского. Это двухэтажный дом на углу, где березовая роща, которую чуть не снесли в свое время…

– Пленные немцы строили.

– Да, и там было поле, была волейбольная площадка, так что мы активно занимались, но сейчас там вырос огромный многоэтажный дом. А потом уже появилась и квартира.

– Работаете Вы успешно на «Восходе» и вдруг ни с того, ни с сего, как кажется со стороны, переходите во Дворец культуры трикотажной фабрики. Кто был «виновником» этого перехода?

– Да как­-то получилось само собой. Судьба. Дворец культуры и техники возглавлял Феликс Абрамович Шухмахер. Это была уникальная личность, легендарная. Он собрал вокруг себя самого высокого уровня коллектив, в который я потом влилась, потому что мой муж занимался фотографией, а рядом с ним такие мэтры – Анвар Лиепиньш,  Валерий Ковалев. Золотое было время.

– Да, тоже легенды, надо сказать, легенды фотодела.

– Да. Все легенды. Естественно, я часто посещала этот Дворец, и вот в один прекрасный момент состоялась встреча с Феликсом Абрамовичем, и он меня пригласил. А тогда это было нововведение, вообще в СССР, – не просто Дворец культуры, а Дворец культуры и техники. Наша трикотажная фабрика была огромным предприятием, очень важным, и образовался отдел научно-­технической пропаганды и профориентации. Вот этот отдел я и возглавила.

– Жанна Георгиевна, я должен сказать, что Вы тоже легендарная личность, просто нет такой возможности пройтись по всей Вашей биографии, она очень богатая. Я хочу, чтобы Вы сказали несколько слов о работе в Смоленском драматическом театре. Вы были заместителем директора и работали с Игорем Александровичем Южаковым, сейчас уже забытым многими режиссером, а ведь это был очень непростой, но и очень интересный этап в жизни нашего театра – конец 80­х – начало 90­х годов. Каким Вам запомнился Южаков? Как работалось с ним?

– Конечно, что касается конкретно творческой части – да, спектакли были добротные, если так можно выразиться, классические, интересные. Вообще театр тогда был центром общения представителей творческой интеллигенции. Это было объединение интереснейших людей. У каждого человека есть что-­то и положительное, и отрицательное, и Игорь Южаков не исключение, но человек двигал театральное искусство, это было здорово, это было хорошо.

– Вот сейчас есть такое мнение, что художественный руководитель
в театре вообще не нужен. Директор может решать все проблемы хо­зяйственные, а приглашая режиссеров – решать и творческие.

– Театр – это прежде всего творческая личность, это режиссер. А директор должен работать на художественного руководителя, на эту творческую личность. В этом контексте мне бы не хотелось выделять именно театральное искусство, потому что проблема есть во всех видах. На данном этапе, смею сказать, идет развал культуры – той системы, которая была. Почему­-то мы с шашкой наголо сразу уничтожаем всё.

– Я должен напомнить, что Вы имели прямое отношение и к нашему знаменитому оркестру – теперь имени Виктора Павловича Дубровского. Вы работали там директором и работали очень успешно. Я помню эти триумфальные гастроли и в нашей стране, и в Испании, которые Вы организовывали.

– Моя должность директора оркестра это, естественно, и кадры, это и состав оркестровый, это и бухгалтерия и прочее и прочее. Да, проекты были серьезные. Рядом с Дубровским хотелось работать, творить, делать что­-то новое. Виктор Павлович удивительный человек, это мировая величина. Некоторые об этом забывают или даже не знают о нем. И здесь опять же работа на творческую личность. Если он давал рекомендации какие­-то – «я хотел бы там концерт вот этот, хорошо было бы сделать там вот то­то». Я человек очень активный, мне всё это было интересно, поэтому я шла напрямую. Как забыть концерт в Петербурге, в знаменитой Филармонии.

– Это престижнейший зал, конечно!

– Зал очень престижный, там вообще народные оркестры до нас не выступали. Проектов была масса. Очень интересный проект был совместного звучания в Зале Чайковского двух оркестров. Я смотрела недавно архив, слава Богу, много сохранилось, и я полагаю, надо делать музей Дубровского в Смоленске.

– Жанна Георгиевна, следующий этап – это 1992 год – «Ассоциация содействия культуре». 30 лет в этом году. И если сейчас я начну зачитывать все те выставки, концерты, проекты, презентации, всё, что Вы устраивали, Вы лично, это точно займет минут сорок – только перечисление. Я хочу здесь привести цитату Юрия Попова, заслуженного художника России. Из интервью в «Смоленских новостях»: «Жанна Георгиевна Кузьмина – единственный источник бесперебойной энергии и опасности в городе Смоленске». По энергии понятно, а по опасности, я думаю, он имел в виду взаимоотношения с властью. То есть Вы были всегда таким источником беспокойства, раздражителем для властных структур, как мне кажется. И сейчас тоже. Но если говорить о тридцатилетней истории Ассоциации, был какой-­то «золотой» период? Были годы, когда удавалось особенно много?

– Это, конечно, 90­е годы. Знаете, тогда мы все были в одной команде. Я имею в виду творческую интеллигенцию. Это было настолько интересное общение! Это и театр, и филармония, это и изобразительное искусство. Люди творческие, уникальные, мы все были вместе, дополняли друг друга. Сейчас этого не хватает очень. А «Ассоциация содействия культуре» сразу так определила свою нишу – «власть­бизнес­культура». И это предполагало огромную общественную деятельность, всевозможные контакты. Я избиралась больше десяти лет членом Совета Общественной палаты, которая была при Думе. Больше было свободы, конечно, и бизнес был иной. У людей появились первые большие деньги, и многие тратили их не только на себя, но и старались помочь, в частности, культуре. Это было здорово. Мы ведь часто забываем, что 90­е годы еще чем отличались – что вот эти самые наши «новые русские», такой был термин, многие из них, всё­-таки, действительно, бескорыстно делились с деятелями культуры. Спонсировали мероприятия и давали то, что сейчас называется гранты, просто давали деньги на те или иные награды для людей – деятелей искусства. Было очень много всяких творческих инициатив в разных сферах искусства, поэтому хотелось что­то творить, делать, и это шло как­-то параллельно с разрухой, с разборками, с криминалом. Ну вот такое это было время – безумно противоречивое. Но для Ассоциации, для культуры – прекрасное время.

– Я сейчас наступлю на Вашу больную мозоль. Газета «Смоленские новости», 1998 год, корреспондент Татьяна Шатыркина: «Переступив порог Центра детского творчества на улице Шевченко, 42, попадаешь в удивительный мир красоты и таланта. Пышные осенние икебаны, мягкие игрушки, куклы из папье­маше в человеческий рост, роскошные украшения из бисера, смоленская вышивка. Никогда бы не подумала, – пишет наш корреспондент, – что это делают дети». А Вы говорите: «Да, ребята получают здесь действительно профессиональную подготовку». Так вот этот Центр – незаживающая Ваша рана. Как всё хорошо начиналось! Мы не будем углубляться в историю, но сегодня Центра нет.

– Конечно, Центр был уникальный. Я его создала со многими людьми, вопреки всему. Работали мы профессионально. Собрали там картинную галерею, библиотеку, приобрели оборудование для профессионального обучения, творческих мастерских.

– И опять же мы должны сказать, что многое ведь делалось с помощью вот этих спонсоров, которые были тогда пусть в небольшом количестве, но они были.

– Конечно, они были. Я благодарна всем тем партнерам, которые выделяли деньги. Они были целевыми. Конечно, мне удалось много сделать по этому помещению. Это 330 квадратов, изначально я провела там косметический ремонт. Всё это подтверждается в документах. Отремонтировала кровлю. И мы начали работать. Спасибо всем моим партнерам, кто меня услышал, помогал финансово, мы и сами зарабатывали, проводя мероприятия. У нас даже были номерные билеты, всё как положено. Но надо было провести капитальный ремонт, а никому уже не было дела. Проблема, конечно, во власти. Во­-первых, очень часто сменялись главы города. Это плохо. А во-­вторых, люди к руководству приходили… ну как Вам сказать – далекие от проблем культуры. А для меня сфера культуры – это же практически всё. И когда ты общаешься с человеком и понимаешь его отношение к культуре, это как лакмусовая бумажка, честное слово. И вот очередной мэр Соваренко запустил проект выселения. Я не могла добиться разрешения провести капитальный ремонт. Мы с Соваренко буквально столкнулись недавно, в этом году, он говорит – а я ничего не понимаю в сфере культуры.

– Центр сейчас закрыт. Жанна Георгиевна, как Вы видите вообще путь решения этой проблемы? Кто должен что­-то сделать? Я имею в виду власть –
городскую, областную. Вот что они должны сделать, чтобы Центр детского творчества, и не только детского, был возрожден?

– Надо сделать капитальный ремонт, вернуть туда всё накопленное нами. Многие материально­-культурные ценности находятся на улице Островского, 2, часть у моих коллег в Доме культуры профсоюзов, часть коллекции даже хранится в офисе партии «Справедливая Россия». Спасибо, дали уголочек. Много было отдано в общежитие нашего института искусств.

– Что сейчас в этом помещении на Шевченко, 42?

– Ничего. Оно закрыто. Оно разрушается. Понимаете, когда с меня начали брать аренду,  я просила: дайте отсрочку, потому что нужно закончить капитальный ремонт. Как работать без туалета? Как работать, если идет разрушение стен?

– Насколько я помню, вся проблема в том, что Вы перестали платить коммунальные платежи.

– Ну на эту тему много было разговоров, сплетен, они всегда были и будут. Я на это не обращаю внимания. Да, задержки платежей были, потому что нужны были деньги на ремонт.

– Ну задержки есть чуть ли не у каждой второй организации… Скажите, а Вы готовы, если вдруг каким-­то чудом вернется всё – безвозмездное пользование, отсутствие арендной платы, будет произведен ремонт, – начать всё снова? Или уже, как говорится, два раза в одну и ту же реку не войдешь?

– Нет, это идея хорошая, и она у меня была. Я готовила пакет документов в Смоленский городской Совет на очередное безвозмездное пользование, инициировала три раза, и вот в последний раз мой вопрос был просто снят с повестки. И всё.

– В Смоленском городском Совете?

– Да. Ну а что можно ожидать? Товарищи депутаты – не все, конечно, но многие –
к сожалению, мало что понимают в сфере культуры, не бывают ни на концертах, ни на спектаклях. Я Вам расскажу один случай. Не буду называть фамилию. Я договариваюсь с депутатом о встрече. Он говорит: «Могу приехать через 15 минут». Отвечаю: «Я в Центре культуры возле памятника Микешину». – «Я не знаю, где это». – «Вы знаете музей «Русская старина», красный кирпич?» – «Не знаю». – «А знаете остановку у Красного креста, где припарковываются маршрутки и транспорт?» – «А, вот это знаю». Вот так мы встретились с этим человеком.

Пока этот Центр не работает и никаких перспектив не предвидится. Было принято решение передать это помещение в оперативное ведение Школе искусств на Соколовского.

– Ну уже неплохо.

– Да это чистый популизм! Что такое «оперативное ведение»? Это возможность власти изъять этот объект обратно и продать его. Не может там быть Школа искусств. Я писала письмо соответствующее, говоря о том, что это помещение встроено-­пристроенное, что там на две трети нет дневного освещения, что по СанПиНу это не подойдет. Но никто не слышит. И сейчас кровля там протекла. То есть там уничтожается муниципальная собственность.

– Понятно. Очень хочется, чтобы власть всё же услышала этот Ваш крик души. Жанна Георгиевна, чем сейчас Ассоциация занимается?

– Проектов много. Я сотрудничаю со многими коллегами. Я благодарна Виталию Ильичу Синчурину, он позволил мне провести выставку, хорошую, творческую встречу.

– Это директор КДЦ «Губернский».

– Да. Они молодцы, хотя я понимаю, что у моих коллег много проблем, опять-­таки они определены и установками того же Департамента по культуре, когда в общем Положении в первом абзаце прописано – рынок в сфере культуры. Но в Брянске, например, в Положении Департамента по культуре, нет такого. Оно более мобильное, и они работают более активно. Нет понимания, что такое клубная система, что такое театральное искусство, изобразительное, музыкальное, что такое учреждение… В СССР была система, а сейчас мы кувыркаемся. Закона о культуре как такового у нас нет. Конечно, моим коллегам трудно работать. А в этих условиях власть имущим надо хотя бы прислушиваться к тем асам, кто возглавляет учреждения культуры, филармонию, театр, тот же «Губернский». Они же знают, как работать, они знают, что нужно людям.

– Сейчас таких консультаций нет?

– Нет­нет. Сейчас у нас власть закрыта, очень трудно встретиться, попасть на прием. А помощь нужна. Я вот готовлю проект. В Брянске встречалась с директором Департамента культуры Еленой Петровной Кривцовой. Она удивилась, что есть такая хорошая организация – «Ассоциация содействия культуре», и мы пришли к мнению провести дни Брянска в Смоленске и наоборот. Тем паче нас связывают будущие юбилеи – у нас Тенишевы, у них Тютчев. Я проинформировала Департамент по культуре. Но до сих пор не знаю точно, заключен ли договор о культурном сотрудничестве между нашими регионами. Но я продолжаю пробивать эту идею. Работаю с директором нашей филармонии Яниной Евгеньевной Казённовой по вопросу приезда оркестра Брянского к нам в Смоленск, потому что я с его директором тоже знакомилась. Естественно, будет задействован Брянский выставочный зал. У меня запланирована выставка на будущий год. Мы определили по времени, когда нужно будет пригласить симфонический оркестр.

– Слава Богу, работа идет. Жанна Георгиевна, я согласен с Юрием Ивановичем Поповым, Вы действительно настолько заряжены на работу, несмотря на все сложности, что этим можно только восхищаться. Я хочу сказать, что на таких людях, собственно, культура до сих пор и держится. Что Вас в этой жизни держит?

– Ну, во­первых, у меня три внука, дочь, сын. Да, проблем масса. И ничего такого особенного в материальном плане я не добилась. Но без красоты не могу. Вот не могу и всё. Тут у нас открылась «Шаурма», прямо рядом с моим домом. Азербайджанцы, которые торгуют овощами, очень хорошие люди, они сделали красивый овощной магазинчик. И вот открылась «Шаурма». Я захожу. Такой фактурный, очень интересный человек. Я говорю: «Ну что ж у вас так неуютно?» А у него такая квадратная комнатка, высокий прилавочек и очень грязной расцветки обои. Я говорю: «Давайте я вам красоту наведу».

– В этом вся Жанна Георгиевна.

– Да, люблю красоту.

– Я скажу телезрителям, что Вы вообще считались – да и сейчас, но в те годы точно – первой красавицей города Смоленска. Я хочу сказать, что многие, как и я, восхищены Вашей энергией и Вашим вкладом в культуру Смоленской области, и не только Смоленской, поэтому хочу пожелать Вам здоровья, много­-много сил и воплощения в жизнь всех… пускай не всех, но самых главных проектов. Спасибо Вам.

– Да, хочется успеть еще что­-то сделать. Спасибо большое за возможность высказаться.

P.S. Видеоверсию беседы смотрите на сайте газеты «Смоленские новости» в разделе «Видео».