И мастерство, и вдохновение

5 июня на сцене Смоленского государственного академического драматического театра имени А.С. Грибоедова выступлением Государственного вокально­хореографического ансамбля «Русь» имени М. Фирсова Владимирской областной филармонии завершился 64­й Всероссийский музыкальный фестиваль имени М.И. Глинки. Десять дней наш город благодарно принимал ведущих музыкантов России, на главных концертных площадках Смоленска звучала великолепная музыка и, что особенно приятно, было много музыки великого Глинки – композитора, в творениях которого сложилась русская музыкальная классика.

Михаил Глинка – явление исключительное в русской культуре. Он заложил основы русского классического симфонизма, стал создателем русской классической оперы и русского классического романса. Кроме того, композитор обладал удивительно красивым голосом. По воспоминаниям современников, когда Михаил Иванович исполнял романсы, мужчины от избытка чувств обливались слезами, а дамы – по той же причине – падали в обморок. Глинка был и остается величайшим русским композитором мирового значения, и смоленский музыкальный фестиваль его имени – нерукотворный памятник гению человека, прославившего Россию.

По сложившейся традиции фестиваль открылся в последнюю пятницу мая в Смоленском драматическом театре. В концерте открытия прозвучала вокальная поэма выдающегося русского композитора XX века Георгия Свиридова на стихи Сергея Есенина «Отчалившая Русь». В сопровождении Смоленского русского народного оркестра имени В.П. Дубровского ее исполнил солист Большого театра, лауреат международных конкурсов, бас­баритон Владимир Байков. «Отчалившую Русь» по музыкальному разнообразию сравнивают с фреской старинного письма, где есть всё: и нежная лирика, и страстные патетические монологи, и трагические картины. Пронзительные стихи Есенина гениально вплелись в музыкальную ткань произведения о мятежной душе русского человека, его кровном родстве с природой и наивном стремлении к счастью.

Художественный руководитель и главный дирижер Смоленского русского народного оркестра имени В.П. Дубровского, заслуженный деятель искусств АР Крым Игорь Каждан придумал замечательный ход, некую связующую нить между Глинкой, заложившим основы русского симфонизма, и Свиридовым – последовательным продолжателем традиций основоположника русской классической музыки. Концерт открыли два произведения Михаила Ивановича Глинки – симфоническая увертюра в переложении для оркестра русских народных инструментов «Арагонская хота» и «Вальс­фантазия». Как известно, М.И. Глинка любил путешествовать по миру, и особым его вниманием пользовалась солнечная Испания. В Мадриде он создал пышную и торжественную «Арагонскую хоту», основанную на теме национального испанского танца – хоты. Что касается «Вальса­фантазии», это, бесспорно, одно из самых известных и горячо принимаемых слушателями сочинений из богатейшего музыкального наследия композитора. Созданное в лирико­эпическом ключе, оно посвящено Екатерине Ермолаевне Керн – женщине, оставившей глубокий след в жизни и творчестве Михаила Ивановича Глинки.

Затем в концерте открытия прозвучала оркестровая сюита Георгия Васильевича Свиридова «Время, вперед!», созданная на основе его музыки к кинофильму режиссера Михаила Швейцера «Время, вперед!» о строителях Магнитогорского металлургического комбината. Широкой публике хорошо известна шестая часть произведения, которая звучит на музыкальной заставке программы «Время». Все аранжировки для оркестра русских народных инструментов сделаны Игорем Кажданом. Необходимо сказать, что оркестр звучал великолепно, в первую очередь это относится к струнной группе нашего бесконечно талантливого коллектива.

И «Арагонская хота», и «Вальс­фантазия», и «Время, вперед!» были в определенной степени своеобразным «разогревом» публики перед исполнением главного номера концерта – вокальной поэмы «Отчалившая Русь», которая слушалась на одном дыхании, да и исполнялась тоже. Наверное, Владимиру Байкову было легко петь в сопровождении оркестра, который точно улавливал настроение солиста, эмоциональный градус подачи каждой из 12 частей вокальной поэмы на стихи, созданные поэтом в разные годы. Со временем, как известно, восторженное отношение С. Есенина к российской жизни и происходящим в ней переменам несколько потускнело.

Чем приятно удивила афиша 64­го Всероссийского музыкального фестиваля имени М.И. Глинки? Жанровым разнообразием. Администрация Смоленской филармонии, несмотря ни на что, или вопреки всем неблагоприятным обстоятельствам, подарила любителям музыки незабываемые встречи с действительно великолепными музыкантами, причем некоторые выступили в несколько неожиданном качестве. Например, хорошо знакомый смолянам блистательный скрипач Родион Замуруев представлял на фестивале ансамбль солистов «Mobilis», художественным руководителем которого он является. Поиск и воплощение неожиданных стилистических решений, смелость в трактовке исполняемых произведений, глубина звучания и мелодизм каждого инструмента делают «Mobilis» уникальным явлением на российской сцене. В программе концерта, который назывался «И дух промчится по струнам», прозвучали произведения А. Вивальди, И.­С. Баха, В.­А. Моцарта, П.И. Чайковского, М.И. Глинки.

Любители хорового пения в концерте «Голоса России» услышали народные песни в прекрасном исполнении Камерного хора студентов, аспирантов и преподавателей Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского (руководитель профессор Александр Соловьев) и аутентичное исполнение музыкального фольклора ансамблем студентов Российской Академии музыки имени Гнесиных. Если Камерный хор Московской консерватории – частый гость на фестивалях имени М.И. Глинки, то Фольклорный ансамбль Академии музыки впервые выступил в нашем городе, и таким образом смоляне пусть косвенно, но отметили Год культурного наследия народов России.

Поклонникам джаза Арк Овруцкий презентовал программу «AFROCUBAJAZZQUARTET». В концерте, конечно, солировал человек­оркестр Карлос Энрике – саксофонист, пианист, трубач, аранжировщик, композитор. Он родился и получил музыкальное образование на Кубе и потому в его музыкальных композициях гармонично сплелись афро­кубинские фольклорные ритмы и сложнейшие импровизации, в которых слышны мотивы и старинного болеро, и современного фанка. Золотые хиты афро­кубинского джаза прозвучали в исполнении Карлоса Энрике (саксофон, труба), Владимира Нестеренко (рояль), Фиделя Алехандро (барабаны), Патаа Чекабериа (бас­гитара). Музыка ансамбля покорила слушателей радостной любовью к жизни, сродни веселым карнавалам Гаваны или солнечным пляжам Варадеро.

Бесспорным украшением фестиваля стало «Музыкальное путешествие» с Юрием Башметом и Камерным ансамблем «Солисты Москвы». Покоряет безупречное чувство ансамбля в сочетании с яркой индивидуальностью каждого артиста, что, наверное, естественно, поскольку музыканты не одно десятилетие играют вместе. Но самое главное – это идеальное взаимопонимание между исполнителями и дирижером. Оно создает ощущение сиюминутного рождения музыки и делает каждое выступление коллектива неповторимым. Звучало несколько произведений, где солировал альт Юрия Башмета. Это адажио «Ностальгия» Энри Лолашвили, посвященное Юрию Башмету, «Две народные норвежские мелодии» Эдварда Грига, «Автопортрет» Бенджамена Бриттена, «Тройной танец» Жийи Ванга, «Блюз» и «Вальс» Тору Такэмицу.

Безусловное внимание и интерес слушателей привлекла программа «Голос родной земли». Ее представили Хироко Иноуэ (орган) и Павел Ио (флейта сякухати). Хироко Иноуэ несколько лет назад принимала участие в Смоленском фестивале органной музыки. В ту пору выпускница Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, она была солисткой Калининградской областной филармонии. Сегодня Хироку Иноуэ живет и работает в Москве. В родной город Осака пока не собирается, поскольку (по ее словам) «Россия является раем для музыкантов». Павел Ио – исполнитель на старинном японском инструменте – бамбуковой флейте сякухати (ей более тысячи лет), учился в Московской консерватории, затем стажировался в Японии. В дуэте с Хироко Иноуэ исполнил органную музыку Японии, Европы и три произведения М.И. Глинки: ноктюрн «Разлука», «Жаворонок» и «Я помню чудное мгновенье».

1 июня, в день рождения Михаила Ивановича Глинки, в концертном зале филармонии звучала музыка С.В. Рахманинова. Пожалуй, самые известные рахманиновские концерты для фортепиано с оркестром № 2 и № 3 в сопровождении Смоленского Камерного оркестра под управлением Игоря Каждана исполнили пианисты­виртуозы Елена Дроздова и Петр Аверин.

Выпускницу Российской Академии музыки имени Гнесиных Елену Дроздову за высочайшее мастерство, стихийный темперамент, внутреннюю глубину и лиричность исполнения называют уникальным явлением в мире классической музыки. Петр Аверин считается выдающимся интерпретатором музыки Франца Листа, но и Сергей Васильевич Рахманинов в его исполнении звучал ошеломляюще­вдохновенно.

Арт­проект «OperaDrive», созданный в 2021 году, представил программу «Нескучная классика». Четыре певицы, обладательницы сопрано, меццо­сопрано и колоратурного сопрано, в стиле «классический кроссовер» исполнили произведения И. Дунаевского, Ф. Легара, И. Кальмана, И. Штрауса, Л. Бернстайна, Э.­Л. Уэббера, Д. Гершвина, Ж. Оффенбаха, Ф. Лоу на языках оригиналов.

Завершился 64­й Всероссийский музыкальный фестиваль имени М.И. Глинки гимном народному искусству, которым стало выступление Государственного вокально­хореографического ансамбля «Русь» имени М. Фирсова Владимирской областной филармонии. Программа называлась «Владимирская Русь». Особенностью этого прославленного коллектива со времен легендарного руководителя Михаила Николаевича Фирсова стало динамичное соединение в контексте программы песни и танца как равноценных элементов. Все артисты ансамбля – одновременно профессиональные певцы и танцовщики, одетые в яркие сценические костюмы, стилизованные под народную одежду Владимирской области. Более того, полноправными участниками каждого вокального или танцевального номера являются музыканты – исполнители на традиционных и оригинальных народных инструментах, таких как жалейка, владимирский рожок, свирель, гудок, волынка.

И завершая восторженный рассказ о фестивале, не могу не сказать о том, что меня, например, категорически не устроило. Прежде всего – выступление ведущих Анны Ивашневой и Михаила Баранова на торжественном открытии фестиваля. Понимаете, на родине М.И. Глинки, открывая фестиваль его имени, неприлично правильные и красивые слова о композиторе читать по бумажке, не отрывая от нее глаз. Ну нет своих слов, заучите наизусть чужие. Ведущий – это всё­таки профессия, а профессионалы обязаны работать без шпаргалок. Тем более на фестивале, подготовка к которому идет в течение целого года. А вообще, большое спасибо учредителям, организаторам и участникам 64­го Всероссийского музыкального фестиваля имени М.И. Глинки, подарившим настоящий музыкальный праздник городу, уставшему от пандемии, непогоды и прочих мелких невзгод. Да здравствуют мастерство и вдохновение!

Лариса Русова