И снова о пенсиях: слово и дело

Исполнилось три года с начала пенсионной реформы, которую некоторые эксперты, подбирая самые мягкие слова, называют «масштабной конфискацией» у значительной части старшего поколения.

Последняя воля правительства

За минувшие три года число вопросов к тому, что произошло летом­осенью 2018 года, многократно умножилось. Впервые за 90 лет что советской, что позднейшей истории правительство внезапно объявило о повышении пенсионного возраста. При этом улучило момент, воспользовавшись эйфорией, царившей из­за мирового футбольного чемпионата. Госдума будто стояла наготове, мгновенно подхватила и утвердила реформу. За повышение пенсионного возраста подняли руки 74% депутатов, конкретно – вся фракция единороссов, за исключением девяти человек.

Вообще той осенью верховная власть сделала сразу два дела. Тогда правительство решило быстро и технично обременить население на дополнительные 750–800 млрд рублей в год и повысило НДС. Как показало дальнейшее развитие событий, это серьезно подорвало последние надежды на заметный рост экономики, то есть в конечном счете народного богатства. Одновременно решило экономить на старшем поколении по 700–800 млрд рублей ежегодно, для чего набросить пенсионерам к возрастной планке по 5–8 лет. Это лишило будущих пенсионеров веры в честность многих других обещаний государства. Как можно было 18 лет подряд и на всех уровнях власти твердить, что повышения пенсионного возраста не будет, а затем внезапно, хлопком, вообще без обсуждений, резко сделать именно то, от чего столько лет зарекались?

Для правительств большинства стран решение провернуть любую из подобных реформ, не говоря уж про две сразу, было бы его последним решением. Но только не в нашей ситуации. В РФ за всё, включая громадные ошибки правительства, платит народ. Уже сейчас мы почувствовали первые результаты. Например, по итогам 2020 г. на пенсию вышло на 800 тысяч человек меньше, чем за год до этого. В свое время правительство утверждало, что это великое благо. Мол, кроме прочего реформа сильно повысит число рабочих рук в экономике. По факту, несмотря на 800 тысяч человек, оставленных государством без пенсий, по итогам 2020 года число занятых в экономике упало до 10­летнего антирекорда. Снизилось за год на 1,65 млн человек, до 70,7 миллиона. Иными словами, как и опасались эксперты, миллионы остались и без пенсий, и без работы. Становится особенно обидно, когда вспоминаешь былые прогнозы Минэкономразвития, которое обещало, что благодаря пенсионной реформе, число занятых в экономике за 15 лет вымахает аж до 79,2 млн человек.

Мало того что затея сработала ровно в обратную сторону. Похоже, испытание, в которое затянули народ, даже не стоило свеч. За прошлый год госказна сэкономила на этих 800 тысячах несостоявшихся пенсионеров всего ничего, каких­то 14 млрд рублей. Для сравнения: общий бюджет Пенсионного фонда России (ПФР) на 2021 год дорос до 8,347 трлн рублей. На выплаты пенсий фонд распределит 9,6 триллиона. Из них 4,12 трлн – прямые дотации из госбюджета, это ни много ни мало пятая часть всех федеральных расходов РФ.

Так вот только на собственное содержание в нынешнем году ПФР потратит 124,3 млрд рублей. То есть почти вдесятеро больше, чем составила текущая экономия на пенсионной реформе. Для сравнения: весь бюджет «Роскосмоса» на 2021 год – только 78 млрд рублей. Притом что вся работа ПФР сводится лишь к тому, чтобы правильно считать чужие пенсии и выдавать их на руки. Фонд абсолютно ничего не зарабатывает сам, он просто распоряжается чужими деньгами. Однако суммы, на которых он сидит, совсем сумасшедшие. При этом ПФР, у которого более 100 тысяч сотрудников (это с огромным отрывом самый раздутый по штатам пенсионный фонд в мире), никогда не стеснял себя в тратах.

Игра не на жизнь

Насторожила и августовская проверка Счетной палаты. Изучив работу нескольких крупных территориальных отделений ПФР, ее аудиторы обнаружили, что те потихоньку обсчитывали примерно 16% пенсионеров, начисляя меньше положенного. С другой стороны, нашлось 650 тысяч счетов­двойников, владельцы которых получали двойные выплаты. Но главное, всплыло множество мертвых душ. Их пенсии на многие сотни миллионов рублей годами получали родственники и прочие, возможно, не без содействия сотрудников фонда.

Тем не менее на фоне общих масштабов такого грандиозного, во многом загадочного явления, как российская пенсионная система в целом, что эти мертвые души, что квартиры руководства на миллиард, что порой дикие расходы фонда на себя самого – совершенные мелочи. Главная загадка всей пенсионной реформы настолько загадочна, что даже не ясно, с какого конца лучше распутывать этот клубок.

Начать стоит с самых очевидных примеров. Даже те, кого трудно упрекнуть в левых взглядах, конкретно экономисты Всемирного банка, и те отметили, что пенсионная реформа в РФ, по сути, – просто «изъятие». Они приводят такую выкладку. «Это не реформа, это конфискация почти миллиона рублей у каждого из представителей старших поколений». При средней пенсии 15 тысяч рублей в месяц в ценах 2020 года пять лет невыплаченных пенсий складываются в 900 тысяч!

Тут стоит задуматься, откуда вообще берется чья­то пенсия? Вовсе не с неба, не просто так. Система устроена просто: на каждый рубль каждой зарплаты, государство заставляет добавить и заплатить еще 22%, которые идут в Пенсионный фонд. То есть, если зарплата, например, 50 тысяч рублей в месяц, реально работодатель отдает 61 тысячу рублей, из которых 11 тысяч рублей забирают, вообще говоря, у работника. Он просто не видит эту сумму и не получает, потому что его деньги автоматом капают в ПФР.

Едем дальше: средний трудовой стаж до выхода на пенсию в РФ – 35 лет. Теперь представьте, что все 35 лет эти 11 тысяч рублей каждый месяц вы не отдавали государству, но откладывали на счет. Скажем, под скромные, но верные 5%. Сколько всего набежит? Формально за 35 лет вы положите на счет 4,62 млн рублей. Однако с учетом постоянно набегавших сложных процентов реально на счету будет почти 12 млн рублей! Только не падайте: это ваша полная, 100%­ная зарплата за 240 месяцев, то есть за 20 лет. Таким образом, даже при нынешней пенсионной системе, государство забирает у работника сумму, которой через 35 лет, даже если распоряжаться ей очень аккуратно, реально хватит, чтобы 20 лет подряд выплачивать каждый месяц пенсию, равную 100% зарплаты.

Так почему по факту в 2021 году соотношение пенсии к зарплате в РФ вовсе не 100%, а только 34%? Причем не к вашей конкретной зарплате, а к некоей средней по стране (которую считают с теми еще натяжками). Как давно установили эксперты, при нынешней системе 30­летний мужчина с постоянным заработком 50 тысяч рублей, отпахав от зари до заката все 35 лет, реально может рассчитывать на пенсию только в 20,8 тысячи рублей. Это менее 42% зарплаты. Есть и такие расчеты. При нынешнем устройстве пенсионной системы, даже если правительство повысит пенсионный возраст еще на 5 лет, потребовав, чтобы народ пахал до пенсии не 35, а 40 лет, реальный размер пенсии при средней зарплате 50 тысяч рублей составит только 22,9 тысячи рублей в месяц.

И вот за эту крохотную пенсию государство всю жизнь отбирает у человека немалую часть зарплаты, обещая взамен «обеспеченную старость». Но даже ее, по статистике, государство платит в среднем вовсе не 20 лет. Даже не десять! Реальные цифры, вообще говоря, просто зашкаливают. Даже сейчас, когда пенсионный возраст до обещанного правительством потолка еще не повышен, в среднем по России мужчина после выхода на пенсию живет только 7,5 лет. Лишь в 11 регионах из 85 на пенсии живут больше 10 лет. Это в основном районы Северного Кавказа. Тем временем в Сибири мужчины проживают на пенсии только 6 лет, в Амурской, Новгородской и Кемеровской областях в среднем – каких­то четыре года!

Тут кое­что начинает проглядывать сквозь тотальный пенсионный туман. Прежде всего вырисовываются контуры реального положения. Оно не столь человечно, как изображают чиновники. Откуда такие разрывы между реальной жизнью на пенсии и заявленной с высоких трибун? К примеру, правительство непрестанно твердит, как бурно в РФ растет продолжительность жизни. Именно на это оно ссылается как на главную причину якобы неизбежной пенсионной реформы.

Итак, почему? По­настоящему неловко становится, когда начинаешь разбираться в извивах российской статистики. Тут сколько ни следи за руками, каждый раз натыкаешься на всё новые фокусы. Скажем, Росстат объявил, что в 2020 году некая «средняя ожидаемая продолжительность жизни» составит 73,8 лет (для мужчин – 68,8 лет, для женщин – 78,6 лет). Выходит, даже при пенсионном возрасте 65 лет мужчина протянет на пенсии почти 9 лет? Увы, ничего подобного! Именно потому, что она – «ожидаемая»! Уловка тут в том, что когда статистики говорят о средней ожидаемой продолжительности жизни в некоем году, например в 2020­м, речь только о тех, кто родился в этом году! Что с другими? Вообще в 2021 году на пенсию выходят мужчины 1960 года рождения. Так вот, их «средняя ожидаемая» вовсе не 74 года. По статистическим выкладкам, она только 63,7 лет! Значит, наслаждаться пенсией в среднем предстоит только 26 месяцев (так как в 2021 году возраст выхода на пенсию для мужчин, благодаря стараниям кабинета министров, поднялся до 61,5 года).

Особая пенсионная каста

Вот она – малоприятная пенсионная правда. Точнее, ее малая часть. Что касается возраста, по статистике, треть мужчин в России вообще не доживают до пенсии. Так было даже до сюрпризов от правительства в виде повышений возраста, еще когда планка держалась на отметке 55/60.

В масштабном исследовании о реальной продолжительности жизни в России на протяжении всего последнего века Институт демографии ВШУ сообщает, что: «Ожидаемая продолжительность жизни сегодняшних 55­летних женщин и особенно 60­летних мужчин не слишком отличается даже от показателей конца XIX века. Мужчина, выходящий сегодня на пенсию в 60 лет, проживет в среднем всего на 1,6 года больше, чем было в конце 1920­х годов, и лишь на полгода больше, чем при показателях середины 1950­х годов». По словам экспертов института, пенсионная реформа 2018 года, по сути, – страшный откат в давнее прошлое. Потому что после повышения пенсионного возраста до 65 лет средняя продолжительность жизни российского мужчины на пенсии оказалась на 2,5 года меньше, чем была в 1965 году!

Главное, есть обстоятельство, немало говорящее о моральных качествах тех, кто затеял реформу. Так вот, авторы этой реформы не забыли оградить собственное привилегированное сословие от того тяжелого положения, которое приготовили оставшемуся населению. В законах, которые, как водится, составлялись в том числе для своих, есть лазейка. Незавидной участи большинства можно избежать, если вы чиновник, верой и правдой служивший государству всю жизнь.

Уже через 15 лет выслуги пенсия чиновника гарантированно составит 45% от средней зарплаты за последний год. Причем зарплата эта, разумеется, была полностью белая. Хотя в последние два года Росстат всё больше стесняется публиковать точные цифры зарплат в министерствах и ведомствах, средние суммы там очень приличные. Кое­где давно перевалили за 100, а то и за 140–160 тысяч рублей в месяц. Значит, пенсия даже не особо заслуженного чиновника составит минимум 45 тысяч. Это только начало, потому что за каждый год выслуги после 15 пенсия растет еще на 3% от последней зарплаты. Всего по закону можно добраться до 75% от самого высокого заработка на всю чиновничью карьеру. Надо сказать, ни одно, даже очень богатое государство, включая страны ЕС, не выделяет чиновников среди прочих. Даже близко не дает им таких немыслимых привилегий.

Можно понять, почему пенсионной реформой решили не трогать военных. Почему к пенсии получают прибавку ликвидаторы страшных аварий, шахтеры, северяне, все те, кто полжизни трудился «в аду». Но почему в такое особое положение попало сословие, протолкнувшее самую неприемлемую реформу минимум пары последних десятилетий? За какие заслуги? Перед кем?

Константин Гурдин, экономист

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *