Ирина Гусаревич: «Будущее за онлайн­курсами»

Смоленский педагогический колледж стал первым в топ­10 результативности средних профессиональных учебных заведений V Международного конкурса обучающихся и педагогов профессиональных учебных заведений «Professional stars 2021/2022». Такого высокого результата колледж во многом добился благодаря преподавателю кафедры изобразительной деятельности и дизайна Ирины Гусаревич, которая стала победителем в номинации «Педагог» в этом конкурсе. Сегодня она – гость «СН».

–  Ирина Валерьевна, расскажите, как педколледжу и Вам удалось одержать победу в таком престижном конкурсе.

– Соревнования проходили по 18 направлениям, каждое из которых имело 5 номинаций. В конкурсе принимали участие преподаватели и обучающиеся нашего колледжа.

Победителем в номинации «Обучающийся» стала студентка Наталья Котова (научный руководитель Екатерина Александровна Степанова). Курсовая работа Натальи «Психолого­педагогические, медико­социальные и организационные условия адаптации детей с расстройством аутистического спектра в Covid 19» получила наивысший балл. В этой же номинации у нас есть еще один победитель – Анна Жарикова, выпускница 2020 года. Ее выпускная квалификационная работа «Разработка тематического комплекта плакатов «Архитектурные сооружения» для оформления интерьера» выполнена под моим руководством.

Кроме того, студентки Ксения Куликова и Анна Кудрявцева (научный руководитель Екатерина Александровна Степанова) заняли 2 и 3 место соответственно.

Победителем в номинации «Педагог» международное экспертное жюри признало меня благодаря  представленной мной работе, посвященной методическим указаниям по выполнению курсового проекта для специальности среднего профессионального образования «Дизайн».

Курсовой проект – сложный и ответственный этап освоения программы подготовки специалистов среднего звена. Первая часть методических указаний представляет собой руководство, отражающее этапы выполнения дизайн­проекта (настенный перекидной календарь): предпроектное обследование, проектирование календаря, разработка дизайна календаря. Вторая часть представлена требованиями к оформлению курсового проекта.

Такое содержание методических указаний позволяет студенту самостоятельно работать над выполнением курсового проекта, а преподавателю уделять большее внимание консультированию. Кроме того, студент может по каким­либо причинам отсутствовать во время проведения общей консультации. И тогда методические указания станут его руководством по самостоятельной работе.

То, что среди огромного количества заявок были выделены работы нашего педагогического колледжа, говорит о высоком уровне работы преподавателей, умении работать со студентами. Потому что зачастую современную молодежь очень тяжело увлечь учебой. Но когда этого удается добиться, студенты начинают показывать хорошие результаты.

– Мне рассказывали Ваши коллеги, что Вы постоянно в поиске новых подходов к обучению.

– У меня каждый год появляются педагогические наработки. Это лабораторные работы, то есть текстовые инструкции по работе в программах, учебные программы, методические указания к выполнению контрольных работ, курсы лекций. Поскольку дисциплины и подходы к обучению всё время меняются, приходится менять и обучающий материал. Еще я создаю большое количество обучающего материала, который помогает студентам изучать дисциплину. Они выполнены в форме презентаций, тестов, собраны в электронные пособия. Конечно, хотелось бы перейти на более современные технологии, но мне пока не хватает времени, чтобы самой разобраться с интерфейсом программ, позволяющих проводить интерактивные занятия с использованием интерактивных досок, удаленной групповой работы и разработать методические приемы для работы с ними. Я затрудняюсь сказать, сколько всего я написала за время работы со студентами (кроме педколледжа я еще работала в университете).

Всё это приходится делать во многом из­за того, что у нас перестали издавать профессиональную литературу, а подчас ее просто не существует. И в дальнейшем мне бы хотелось перевести свои труды в более масштабную форму – создавать учебные пособия. На самом деле работа преподавателя бесконечна. Когда мои студенты поработали с материалом, я смотрю, что им было непонятно, какие аспекты в подаче материала нужно переделать. Начитается этап коррекции. Затем приходят новые студенты, и я уже анализирую, как у них усваивается материал.

– И это по­настоящему творческая работа.

– Вы правы. В какой­то степени то, что я делаю – это творчество. Мы привыкли считать творчеством, например, рисование, но на самом деле методика преподавания – это тоже творчество, потому что перед нами стоит задача донести информацию в таком виде, чтобы студентам было понятно и интересно. Это должна быть не только текстовая информация, но и визуальная.

А многие считают, что преподаватели просто приходят, прочитывают лекцию и уходят. На самом деле это совсем не так. Мы проделываем огромную подготовительную работу. И бывает так, что к 45­минутному занятию педагогу приходится готовиться целую неделю, а иногда и намного больше.

– В этом году Смоленский педагогический колледж отметил свое столетие. Произошли ли в связи с этим какие­то изменения?

– Колледж постоянно меняется. С 2012 года он начал подготовку людей с ограниченными возможностями здоровья по специальности «Декоративно­прикладное искусство и народные промыслы», а с 2015 года – начал принимать участие в мероприятиях в рамках движения Чемпионата профессионального мастерства среди лиц с инвалидностью «Абилимпикс». В 2018 году открыта первая инклюзивная группа по профессии «Разрисовщик ткани».

Колледж по­прежнему считается современным культурно­образовательным центром города и области, источником инновационного опыта. Наших выпускников можно встретить в общеобразовательных, музыкальных, художественных школах, дошкольных учреждениях, школах­интернатах, детских домах, в молодежных центрах, прогимназиях и других учреждениях. Среди них директора школ и заведующие детскими садами, преподаватели колледжей и вузов, кандидаты и доктора наук.

– Ирина Валерьевна, почему Вы решили стать преподавателем?

– Частично на мой выбор повлияла мама. Большую часть своей профессиональной деятельности она работала учителем в музыкальной школе. Она профессионал высокого уровня, отмеченный наградами.

Но преподавание вошло в мою жизнь незаметно. Я окончила профессиональное училище по специальности «Швея, оператор швейного оборудования». Отработав год на фабрике, поняла, что выполнять изо дня в день одну и ту же операцию мне неинтересно. И в 1989 году я стала студенткой Витебского инженерно­педагогического техникума, который окончила по специальности «Мастер производственного обучения, техник­технолог». И с работы мастером производственного обучения началась моя педагогическая деятельность. А потом я поступила в Уральский государственный профессионально­педагогический университет на специальность «Технология швейного производства». Я надеялась, что окончу вуз раньше, потому что уже была знакома с этой специальностью. Но, к сожалению, программа не предусматривала ускоренный курс обучения, и я, как и все, училась пять лет.

Поскольку я владела компьютерными программами, то устроилась менеджером по связям и общественностью. А через год мне предложили работу на кафедре информационных технологий в вузе, где я училась. С этого момента началось мое более тесное знакомство с компьютерной графикой.

Работа в Уральском государственном колледже имени И.И. Ползунова со студентами, обучающимися по специальности «Реклама», обогатила мою педагогическую копилку созданием лабораторных практикумов по программам трехмерной графики «3DStudio MAX», нелинейного видеомонтажа «Adobe Premiere», курсом лекций по основам языка гипертекстовой разметки, справочным пособием «Видеореклама».

Потом мне пришлось переехать в Смоленск. И когда я увидела вакансию по работе с дизайнерами, то «загорелась». Я знала, что могу с нуля научить людей работать в программах компьютерной графики. И сейчас я очень рада, что попала на эту работу. Мне нравится учить студентов, а чему­то и я учусь у них. Программы компьютерной графики очень быстро меняются, и я могу чего­то не знать. И мы с ними обмениваемся знаниями.

В будущем мне хотелось бы перейти на форму обучения «перевернутый класс», чтобы студенты изучали предложенные материалы, а потом мы бы уже с ними обсуждали изученное или выполняли творческие задания.

– Чем дизайнеры – выпускники педколледжа отличаются от дизайнеров – выпускников СмолГУ?

– Во­первых, отличаются направления подготовки. Колледж осуществляет подготовку дизайнеров в области культуры и искусства, а СмолГУ по другим направлениям – графический дизайн и дизайн среды.

Во­вторых, объектами профессиональной деятельности выпускников колледжа являются книжная и газетно­журнальная графика, реклама, плакат, упаковка, промышленная и телевизионная графика, системы визуальных коммуникаций городской среды, предметно­пространственная среда, выставки, фестивали, праздники, зрелищные мероприятия, образцы промышленной продукции, предметы культурно­бытового назначения, декоративные формы. А объектами профессиональной деятельности выпускника вуза являются предметно­пространственная и архитектурная среда, удовлетворяющая утилитарные и эстетические потребности человека (техника и оборудование, транспортные средства, интерьеры, полиграфия, товары народного потребления); художественное исполнение объектов графического дизайна, дизайна среды, промышленного дизайна, арт­дизайна.

В­третьих, отличается и педагогическая составляющая – выпускник колледжа может работать в организациях дополнительного образования детей (детских школах искусств), общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, а выпускник СмолГУ – преподавателем в средних специальных учебных заведениях.

– Сейчас работодатели жалуются на то, что каждый год ссузы и вузы выпускают много кадров, но на работу брать некого. Куда деваются выпускники?

– Большая часть абитуриентов приходит к нам без понимания специфики работы. И понимание того, что эта профессия отличается от их представлений или не подходит, появляется уже в процессе обучения, примерно на 3 курсе. Именно на этом курсе начинается углубленная профессиональная подготовка.

Часть абитуриентов приходят по желанию и настоянию родителей. Если такие студенты и заканчивают учебу по специальности, то уходят в другую профессиональную область, например, сферу туризма, гостиничного сервиса.

Некоторые работают не в области дизайна, а по второй составляющей своей профессиональной подготовки – с детьми в школах, детских садах.

Имеются и те, кто хотел бы трудоустроиться по специальности, но потенциальный работодатель выставляет в требованиях к вакансии – опыт работы, наличие серьезного портфолио работ. В этом случае я рекомендую студентам участвовать в конкурсах, качественно выполнять работы в процессе обучения, создавать портфолио путем выполнения заданий для различных благотворительных фондов.

Но также есть и те, кто действительно хотят работать по выбранной специальности, и они находят работу. 

– Расскажите о своих творческих и рабочих планах.

– В прошлом году я прошла курс по обучению модераторов вебинаров. А сейчас прохожу курсы методиста онлайн­школы, и в скором времени мне предстоит защищать диплом. Еще планирую пройти стажировку и перейти к проектированию онлайн­курсов. Я уже давно начала к этому готовиться, изучать различные технологии. И это позволило мне почерпнуть для себя много нового, что я планирую применить в работе со студентами.

– За онлайн­курсами будущее?

– Да. Частичный переход образования на онлайн­технологии назревал давно. Это отмечает не только коммерческий сектор, но и академический. Жизнь меняется, и в современном мире люди привыкли получать информацию из разных источников. И образование должно идти в ногу со временем. Но есть один нюанс. В создании онлайн­курсов должна участвовать целая группа специалистов, одному преподавателю невозможно осилить всё. Курс нужно спроектировать, описать проект, распланировать время, которое нужно потратить на занятия, выбрать методы контроля, продумать, как будет осуществляться обратная связь. Кроме того, курсы необходимо разместить на какой­нибудь интернет­платформе.

Многие учебные заведения уже давно начали вводить в процесс обучения онлайн­курсы, и это проходит успешно. Поэтому учеба на карантине для них не была трудностью.

Кроме того, мы давно перешли на Болонскую систему образования, которая должна давать возможность студентам учиться у разных преподавателей в разных учебных заведениях. А онлайн­образование дает нам такую возможность. Тем более что не все могут себе позволить поехать учиться за границу, а онлайн­курсы доступны для большинства. Учеба онлайн может расширить возможности не только студентов, но и уже работающих людей, которые из­за семейных обстоятельств не могут сесть за парту и учиться. С помощью онлайн­курсов люди могут открыть для себя что­то новое, найти себя. И сейчас количество различных онлайн­школ растет в геометрической прогрессии.

В современном мире даже важна страница в «Instagram». Эксперты говорят, что надо хотя бы раз в месяц выставлять какие­то результаты своей деятельности. Когда онлайн­школы ищут себе спикера на курс, они смотрят страницы кандидатов в социальных сетях. Но на самом деле посты о работе помогают и самому себе. Таким образом мы анализируем свое участие в конференциях, работу над проектами и многое другое. И у меня в планах привести в порядок свою страницу в «Instagram», потому что при ее создании я еще не понимала, чего я от нее хочу. А теперь я планирую публиковать на ней то, чему я успела научиться.

– Спасибо за беседу, Ирина Валерьевна. Успехов Вам!

Беседовала Александрина ХРАПАКОВА