Необыкновенный мир Татьяны Гейслер

Татьяна Гейслер (Витакова) – удивительный человек. Она занимается портретной живописью, керамикой, резьбой по кости, мастерит из кожи, пишет прозу и имеет свой музыкальный проект «Ночь рогатая». Работы смолянки выполнены не на любительском уровне – она настоящий профессионал.

Сегодня Татьяна Гейслер – гость «СН».

– Татьяна, Вы занимаетесь различными видами творчества. А какая деятельность Вам по душе больше всего?

– Мне всё по душе, даже не могу выделить что-­то одно. Когда мне было лет шесть, я увидела телевизионную передачу о старом деревенском гончаре. Красивый старик сидел за гончарным кругом, из-­под волшебных рук мастера материализовалась из небытия чудесная крынка. И я поняла тогда, что тоже хочу стать волшебницей – создавать красивые вазы. Выбор такой диковинной профессии в детском возрасте показался странным для моих родителей. И я решила говорить, что стану археологом и буду находить старинные сосуды. К моему удивлению, судьба сложилась таким образом, что отчасти мое пророчество сбылось. В 34 года, став участником научной экспедиции в Мексику и Гватемалу, я действительно держала в руках фрагменты древней керамики майя. Моя мечта сбылась.

Занятие творчеством сопровождает меня всю жизнь, и я с большим интересом осваиваю всё новые виды ремесел. Я стараюсь создавать вещи не только красивые, но и полезные. Из кожи шью вручную сумки, оформляя этническим орнаментом, будь то пермский звериный стиль или кельтские узоры. Также изображаю различных животных – рысь, ягуара, леопарда, медведя. В магазинах такие изделия не купить, и я научилась создавать эту красоту своими руками. Пряжки на сумки украшаю резьбой, вытачивая из кости или вырезая из бука. В качестве декора могу использовать мех и вылепленные мною бусины из полимерной глины. Сумки покупают, их теперь носят в разных уголках страны. Но, честно говоря, изначально я мастерю не с целью продажи, а воплощая идеи, которым нет конца. Поэтому расставаться со своими детищами немного тяжело, но мысль о том, что человек будет с удовольствием носить вещь, созданную моими руками, конечно, радует.

– В портретной живописи и на изделиях из кожи Вы изображаете жителей Новой Гвинеи, Индии, Мексики, Гватемалы, Кении, Эфиопии. Откуда такой интерес?

– В детстве я полюбила передачи Юрия Сенкевича «Клуб кинопутешествий». Я представляла, что это я брожу по африканским селениям, плету незамысловатые корзинки с местными жителями, меня угощают диковинной едой. Мне нравились эти люди со смуглыми лицами и яркими одеждами, так непохожие на нас. Детские воспоминания прорастали в глубь души, и, наверное, неудивительно, что однажды у меня родилась идея  написать серию портретов людей разных культур, чтобы показать внешнюю и внутреннюю красоту человека, живущего на другом конце света.

Толчком также стало одно интересное наблюдение: друзья, листая страницы журнала «Вокруг света», не очень­-то восторгались фотографиями аборигенов, тогда как на картине та же африканка вызывала восхищение. Или вот, например, путешествуя по Египту, не каждый, прогуливаясь по старым улочкам Каира, обратит внимание на надоедливого чумазого мальчишку – чистильщика обуви. Однако, изображенный на полотне, он вызывает совсем другие эмоции: «Мальчик с глазами старика!»

В ноябре 2018 года в Центре культуры и досуга у меня состоялась выставка под названием «Великое пространство бытия». Она была итогом моей многолетней работы на этническую тему. Да, действительно, для смолян было необычно увидеть портреты индейцев Латинской Америки. И я уверена, вряд ли кто видел представителей народа майя даже на картинах.

– Где Вы путешествовали?

– Самые яркие впечатления оставила в душе Мексика и Гватемала – земля великой цивилизации древних майя. В 2000 году в Москве я стала победительницей выставки «Мексика глазами русских художников» и получила от Министерства культуры Мексики грант в виде поездки в эту страну. Проектов было два: портреты индейцев Мексики и изучение технологии изготовления керамики доколумбовой эпохи. По итогу поездки, помимо картин и керамики, я написала ряд статей и рассказов, которые были опубликованы в десятках различных журналов и литературных сборниках. В музейном зале РГГУ в Москвае с 2001 года открыта постоянная экспозиция моих работ на тему индейцев майя.

– Расскажите о работе с учениками.

– В настоящее время я провожу индивидуальные занятия – мастер­классы, как с детьми, так и со взрослыми. Я с удовольствием делюсь накопленными знаниями, обучаю разным ремеслам – всему, чему научилась сама. Я даю стартовый толчок, чтобы человек мог, освоив азы, продолжить заниматься уже самостоятельно полюбившимся ремеслом.

– Спасибо за беседу, Татьяна. Успехов Вам!

Беседовала Александрина ХРАПАКОВА