Смеяться, право, не грешно…
На календаре – март, а это значит, что вопреки климатической неразберихе наступает долгожданная весна, первый месяц, который, как всегда, пройдет под знаком Женщины. 8 марта, если кто забыл, мы отметим День прекрасных дам, а 27го – Международный День театра. А, как известно, главными поклонницами и почитательницами высокого искусства театра в первую очередь являются женщины. Об этом красноречиво свидетельствует гендерная принадлежность зрителей, ежевечерне заполняющих театральные залы.
Так повелось, что в этот день все, без исключения, театры показывают свои лучшие спектакли или играют премьеры, чтобы ощущение праздника у зрительской аудитории достигло высшей точки восхищения мастерством и талантом любимых артистов.
27 марта, непосредственно в Международный День театра, Смоленский государственный академический драматический театр имени А.С. Грибоедова покажет премьеру комедии Валентина Азерникова «Школа соблазна» в постановке заслуженного артиста Республики Беларусь Виктора Чепелева. Виктор Иосифович не новичок на нашей сцене. В свое время им были поставлены спектакли «Верная жена», «Папа в паутине» и «Слишком женатый таксист» – искрометные комедии, которые достаточно долго с неизменным успехом идут на смоленской сцене. И вот теперь «Школа соблазна» – блистательная пьеса известного драматурга Валентина Азерникова, имя которого впервые появилось в афише смоленской драмы, хотя на счету этого автора десятки пьес и киносценариев. Все они в изящной, легкой, незамысловатой форме поднимают вечные вопросы, что лежат в основе взаимоотношений мужчины и женщины». Вот и в «Школе соблазна» автор исследует природу этих взаимоотношений, погружая героев пьесы в пучину нешуточных страстей на фоне смешных и грустных событий.
Пьеса написана в 2007 году, но актуальности своей не потеряла. Яркие характеры, великолепно сконструированные ситуации, возникающие в процессе общения персонажей, выразительные диалоги легли в основу спектакля на вечную, не стареющую тему – анатомия любовных и бытовых отношений между мужчинами и женщинами.
…Каждое воскресенье по аллеям городского парка прогуливаются три дамы с колясками. Две из них, что постарше, по всей видимости, отпустили дочек «на выходной», третья, самая молодая из них, выгуливает собственного ребенка. Дамы доверительно общаются между собой, рассказывают о семейных проблемах, делятся житейским опытом. Собственно, жизни учит старшая из них, Алла. Есть такой тип женщин, которые всё знают, всё понимают, главенствуют всегда и во всём. Короче, Алла – лидер. Мужа – известного журналиста популярной газеты – она учит писать статьи, а с приятельницей Соней, попавшей в сложную жизненную ситуацию, делится опытом соблазнения, который неминуемо ведет к ЗАГСу. Дело в том, что Соня призналась мужу в наличии у нее женатого любовника, и уязвленный муж ушел жить к маме. Казалось бы, плацдарм для создания новой, счастливой семьи готов, но любимый человек почемуто не спешит объясниться с женой, придумывая всё новые, абсолютно несерьезные, отговорки. Но Соня верит, надеется и ждет, потому что очень хочет в канун сорокалетия в полной мере познать любовь и нежность, которых ей всегда не хватало. Бывший муж – физиктеоретик, а романтичная Соня всегда мечтала о лирике. Но лирик чтото не торопится… А как хочется верить героине знаменитого фильма, опрометчиво утверждавшей, что в сорок лет жизнь только начинается!
Что касается самой молодой из барышень «бальзаковского» возраста (ей чуть меньше тридцати), она рациональна, прагматична и назначить на роль спутника может лишь того, кто состоялся во всех смыслах. Но насмешницасудьба вдруг делает резкий поворот и положение героевлюбовников, обманутых жен и эмансипированных дам не то чтобы меняется, но понять, кто есть кто и кто есть чей, становится сложно. Справедливости ради стоит сказать, что завершатся события «Школы соблазна» к всеобщему удовлетворению, правда, только в финале мудрого, доброго и очень смешного спектакля, в котором заняты ведущие мастера сцены и творческая молодежь: заслуженный артист России Игорь Голубев, артисты Ольга Федорова, Юрий Гапеев, Людмила Моткина, Виктория КлевцоваАбакумова, Александр Барковский и другие. Сценография и костюмы главного художника театра Светланы Архиповой, хореография придумана Еленой Егоровой, музыкальное оформление – Сергея Хандрыка.
Лариса Русова