«Смоленский ковчег»: Гран­-при уехал в Кострому

10 апреля на сцене Смоленского государственного академического драматического театра имени А.С. Грибоедова состоялась церемония торжественного закрытия VIII Международного театрального фестиваля «Смоленский ковчег» и были названы победители.

В этом году фестивальную программу представляли театры из России, Республики Беларусь, Таджикистана, Латвии, Швеции и Южной Кореи. Но обо всем по порядку.

Открылся «Смоленский ковчег» 2 апреля. Церемонии открытия предшествовала пресс­конференция, которую провели организаторы и члены жюри фестиваля. На многочисленные вопросы журналистов ответили председатель жюри, доктор философских наук, заслуженный деятель культуры Республики Беларусь, театральный критик Вадим Салеев; генеральный директор Творческо­координационного центра «Театр­Иформ», член правления Международного театрального фестивального Союза, театральный критик и аналитик театра Ольга Сенаторова; советник­эксперт Департамента Смоленской области по культуре Надежда Деверилина; заслуженный артист России, актер и режиссер Смоленского драматического театра Сергей Тюмин. Высоко оценили работу смолян по подготовке и проведению фестиваля режиссер, театральный педагог, театральный менеджер Петр Куликов и продюсер VIII Международного театрального фестиваля «Смоленский ковчег» Валерий Беляев. Безусловный интерес вызвало сообщение директора Смоленского драматического театра, заслуженного работника культуры России, члена Гильдии менеджеров России Людмилы Судовской о том, по какому принципу формировался состав участников фестиваля. Приятно было слышать, что заявки прислали 60 российских и зарубежных театров. Причем это был их самостоятельный выбор, со стороны организаторов не было ни одного индивидуального приглашения. Просто у «Смоленского ковчега» сложилась отличная репутация, и участие в нем почитают за честь многие драматические коллективы как в России, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья. Не случайно в афише фестиваля этого года появился театр из Кореи. Представляете, где мы, а где Корея? Действительно, искусство не знает границ, несмотря на пандемии, санкции и прочие  мало способствующие его процветанию обстоятельства. Кстати, наш театр впервые принимает фестиваль в ранге академического.

Конкурсный показ открыл спектакль Смоленского драматического театра «Игрок» по мотивам романа Ф.М. Достоевского. Создал спектакль главный режиссер театра, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Виталий Барковский. Он и автор инсценировки, и режиссер­постановщик, и сценограф. Главный герой спектакля – скромный учитель Алексей Иванович – постепенно приобретает черты неистового характера писателя, становится образом и подобием своего создателя, и уже не понятно, да и не важно, где автор романа, а где его герой. Вот такую странную историю Федора Михайловича и Алексея Ивановича в стилистике Виталия Михайловича рассказал зрителям на фестивале «Смоленский ковчег» спектакль «Игрок», и жюри по достоинству оценило эту работу театра. В номинации «Лучшая режиссура» победителем стал режиссер­постановщик спектакля «Игрок» Виталий Барковский. Безусловно, это достойная оценка творчества Виталия Михайловича, хотя, будь моя воля, отдала бы и Гран­при «Игроку», но главный приз фестиваля отправился в Кострому.

Итак, лучшим спектаклем фестиваля и обладателем Гран­при признан спектакль Костромского государственного ордена Трудового Красного Знамени драматического театра имени А.Н. Островского «Карнавал в Вероне». Это комедия замечательного драматурга Григория Горина о том, как могли бы развиваться события в старинном городе Вероне после гибели Ромео и Джульетты. Казалось бы, смерть прекрасных молодых людей должна была примирить враждующие кланы Монтекки и Капулетти. Но не тут­то было. Битва за первенство во всем и всегда продолжилась с новой силой. Конфликт, причину которого никто не помнит (да и был ли он?), набирает новые обороты. По­прежнему на улицах Вероны в кровавых стычках гибнут люди, а исчерпавший красноречие Герцог решает породнить непримиримые семьи, поженив их молодых представителей. Более того, он обещает за невестой огромное приданое. Но и тут Монтекки и Капулетти остаются верны себе: они решают выбрать на роли жениха и невесты самых никчемных своих представителей – хромоногого, уродливого юношу Антонио и беременную девушку Розалину. Кто же знал, что неприкаянные, униженные и оскорбленные в конце концов горячо и искренне полюбят друг друга, а родившуюся у Розалины девочку Герцог сделает своей крестницей? Главным стержнем всех невероятных событий спектакля, конечно, стала синьора Капулетти – лживая, изворотливая, невероятно расчетливая. Эта она придумывает невероятные ходы в сражениях за большие деньги Герцога, ловко манипулируя и синьором Капулетти, и всеми остальными членами как своей семьи, так и враждующего клана. Не случайно исполнительница роли синьоры Капулетти актриса Наталья Иншакова стала лучшей в номинации «Женская роль второго плана». Вообще, комедия «Карнавал в Вероне» – очень красивый спектакль, мизансцены которого выстроены в стиле средневековой живописи. Этакие жанровые картинки, от времени подернутые патиной, из жизни горожан на фоне изысканных пейзажей. Примерно как на полотнах Тома Гейнсборо или Антуана Ватто. Художник­постановщик спектакля – Елена Сафонова, художник по свету – Денис Солнцев (г. Санкт­Петербург). Ко всему прочему, драматургия Григория Горина – это всегда беспроигрышный вариант для театра –
круто закрученная интрига, легкий литературный язык, ироничные, а порой просто смешные диалоги. Так что Гран­при высокопрофессиональное жюри присудило спектаклю «Карнавал в Вероне» по заслугам.

Напомним, что всего в рамках фестиваля «Смоленский ковчег» оценивалось 22 спектакля. Проходили они на четырех сценических площадках. Это драматический театр, театр кукол имени Д.Н. Светильникова, Дом актера и официальная страница Смоленского драмтеатра в социальной сети «ВКонтакте». Представляете, какой титанический труд выпал на долю жюри фестиваля (на снимке), которому нужно было отсмотреть и оценить каждую из представленных работ, а затем провести обсуждение и детальный разбор актерских удач и промахов непосредственно с исполнителями? К сожалению, пресса туда не допускалась, хотя очень хотелось послушать умных людей.

В номинации «Лучший спектакль малой формы» победителем стала работа Национального академического драматического театра имени Якуба Коласа из Витебска «Игра в джин». Это грустная история о двух бесконечно одиноких людях.

Победителем в номинации «Лучшая сценография» признан Николай Полторака – художник­постановщик спектакля «Олеся» Заслуженного коллектива Республики Беларусь Брестского театра драмы имени Ленинского комсомола Беларуси. Победа в номинации «Лучшая женская роль» досталась Веронике Васильевой, исполнительнице роли Катерины в спектакле Белгородского государственного академического драматического театра имени М.С. Щепкина «Катерина Измайлова». Диплом лауреата фестиваля за лучшую мужскую роль получил Артур Мартиросян – исполнитель роли Семена Подсекальникова в спектакле Московского драматического Театра на Перовской «Самоубийца». Этот спектакль, к сожалению, вызвал у большинства зрителей некую оторопь. Во­первых, поставлен он в жанре агитбригады районного ПТУ. Во­вторых, осовременивая бессмертную пьесу Николая Эрдмана, режиссер Дмитрий Акриш объединил понятия из разных эпох (блогеры, аватарки, наркомы и ливерная колбаса на ужин). Ну и последнее. Аристократ и главный остроумец Москвы Николай Робертович Эрдман никогда не позволил бы в речь своих персонажей вводить неформальную лексику, что произошло в спектакле Театра на Перовской. Исполнителем лучшей мужской роли второго плана единодушно был признан артист Липецкого драматического театра Игорь Коробов за роль Абрама Желтухина в спектакле «Касатка».

Приз продюсера фестиваля «Смоленский ковчег» получил спектакль Смоленского областного театра кукол имени Д.Н. Светильникова «Дружная компания». Приза зрительских симпатий удостоен спектакль Великолукского драматического театра «Ксения Петербургская».

Это были главные награды фестиваля, а теперь о специальных призах. Их в этом году, как обычно, было достаточно много. Специальные призы присуждены:

Оксане Бугаец за роль Ксении в спектакле «Ксения Петербургская» Великолукского драматического театра;

Ольге Жук «За оригинальную пластическую режиссуру»» – спектакль «Олеся» Заслуженного коллектива Республики Беларусь «Брестский академический театр драмы имени Ленинского комсомола Беларуси»;

Андрею Шидловскому «За проникновенно исполненную роль» Мота в спектакле «Ганди молчал по субботам» Гомельского областного драматического театра;

Заслуженному артисту РФ Ивану Кириллову – исполнителю роли Бориса Тимофеевича Измайлова в спектакле Костромского драматического театра «Катерина Измайлова» вручен приз «За верность русской актерской школе»;

Кахрамону Бобоеву – «За виртуозное исполнение главной музыкальной роли» в спектакле «Летающий лекарь» Театра музыкальной комедии из таджикского города Худжанд;

«За утверждение ценностей человеческой жизни» – спектаклю «33 счастья» Тульского государственного ордена Трудового Красного Знамени академического театра драмы имени М. Горького;

«За патриотическое звучание спектакля» – драме «Песя и Янко» Могилевского областного драматического театра (г. Бобруйск);

«За яркий эксперимент в области новой драматургии» – лирической фантазии «Желанная» Владимирского академического театра драмы;

«За верность идеалам гуманизма на сцене» – военной драме «Голоса» Молодежного театра «Inspire» из латвийского города Огре;

«За плодотворный поиск в области постдраматического театра» – спектаклю «Цветы и птицы» Молодежного театра «Ноосфера» из Санкт­Петербурга;

«За яркое воплощение патриотических традиций на сцене» – спектаклю Рязанского областного театра юного зрителя «Белые кораблики»;

«За верность классическим традициям» – спектаклю «Люди на болоте» Мозырского театра драмы и комедии имени И. Мелеха;

«За успешный фестивальный дебют» – трагикомедии «Отдай мое сердце» Заслуженного коллектива Республики Беларусь «Могилевский областной драматический театр»;

«За утверждение высоких гуманистических идеалов» – драме «Ксения Петербургская» Великолукского драматического театра;

«За лучший театральный проект по экологической теме» – спектаклю «Песня Леса» – TeaterAlbatross (г. Этран, Швеция);

«За яркий синтез национальных и мировых театральных традиций – комедии «Летающий лекарь» театра музыкальной комедии имени Камала Худжанди (г. Худжанд, Таджикистан);

«За точное прочтение русской классики» награжден спектакль «Исповедь Толстого. Разговор с Анной Карениной» коллектива из Южной Кореи Theatercompany «P.I.A.C.» PerformingImageArtCenter;

«За яркий и высокий профессионализм» – водевиль «LAMOUR, LAMOUR –
ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ»
Белорусского государственного академического музыкального театра (г. Минск).

…Шестнадцать лет назад две удивительные женщины – начальник Департамента культуры Администрации Смоленской области Ольга Николаевна Чернова и директор Смоленского государственного академического драматического театра имени А.С. Грибоедова Людмила Николаевна Судовская придумали, а затем талантливо осуществили Международный театральный фестиваль «Смоленский ковчег». Спасибо им!

Лариса Русова