«Задача учителя – научить учиться»

В смоленской школе № 27 им. Э.А. Хиля прекрасные педагоги. Одна из них – учитель информатики Ирина Зенчук. В этом году она стала обладателем премии Министерства просвещения в размере 200 тысяч рублей. Этой награды удостоены учителя из разных регионов страны за достижения в профессиональной деятельности. Сегодня Ирина Зенчук – гость «СН».

– Ирина Валерьевна, как Вы думаете, за какие заслуги Вам присудили премию Министерства просвещения?

– За труд, успехи и высокие показатели. Кроме того, что я учитель информатики, я еще веду кружок по робототехнике. Мои ученики хорошо сдают ОГЭ и ЕГЭ, мы с ними занимаемся программированием, созданием сайтов.

– Можно подробнее про кружок робототехники?

– Изначально кружок работал на базе областного Центра развития творчества детей и юношества, с которым мы сотрудничали. А сейчас кружок работает на базе школы. На занятия ходят школьники с 8­го по 11­й класс. До этого в четвертом классе дети знакомятся со средой программирования «Scratch», мы занимаемся с робототехническими наборами «RoboRobo». Потом с 5­го по 7­й классы с детьми занимаются мои коллеги, а я беру учеников, начиная с 8­го класса. И мы создаем роботов на базе аппаратной платформы «Arduino». На уроках у 8­9­х классов я даю детям задание, например, мы изучаем, как должен работать конкретный робот, рассматриваем схемы с помощью презентаций. Затем мы строим робота, который может что­либо делать, например, двигаться в заданном направлении. А в старших классах занятия творческие, дети берут себе задание на год и в течение этого времени работают над проектом. Например, ученица планирует сделать лазерный гравер на основе двух DVD­дисков и блока питания компьютера. Для этого вначале мы разбираем тео­ретическую часть, изучаем, что нужно прочитать, чтобы сделать такого робота. Потом продумываем, какие детали нам необходимы, как сделать, чтобы робот функционировал. Затем мы программируем робота и тестируем. И в самом конце ученики защищают проект, после чего роботы экспонируются на выставке. Это сотворчество учителя и ребенка.

– А что больше всего нравится детям на занятиях по робототехнике?

– Дети все разные, и нельзя сказать, что всем больше нравится программировать или собирать. Я сейчас привела пример проекта, над которым работал один ребенок, а есть проекты, которые дети выполняют в группе. В прошлом году два ученика сделали игровую приставку – это устройство, на котором можно подключать различные игры. Один ученик больше любит электронику, второй – программировать, поэтому из них получилась хорошая команда.

– С этого года по всей России выпускники сдавали ЕГЭ по информатике на компьютерах. Как это прошло в школе № 27?

– Успешно. Все, кто хотел сдать ЕГЭ по информатике, смогли справиться и получили хорошие баллы. Каждый год у меня много одиннадцатиклассников сдают информатику, в этом году их было 12 человек. На мой взгляд, логично сдавать ЕГЭ по этому предмету на компьютере – это шаг в положительном направлении.

– Ирина Валерьевна, почему Вы решили стать учителем?

– Мои учителя были для меня хорошим примером. Это учитель физики Нина Николаевна Кондрашенкова, учителя математики Татьяна Алексеевна Михеенкова и Людмила Анатольевна Шилина. Я осмысленно выбрала профессию и всегда хотела быть учителем математики и информатики. Моя судьба сложилась интересно. Я закончила школу № 27, в которую потом пришла работать после института. И до сих пор здесь трудятся некоторые учителя, которые вели у меня в детстве уроки. Приятно, что они стали моими коллегами.

– Пару лет назад поднимался вопрос о том, стоит ли отбирать у учеников гаджеты перед уроками. А как Вы считаете, телефон – это помощник на уроке, или он только мешает?

– Мне кажется, телефон не нужен на уроке. Если у нас возникает необходимость найти что­то в интернете, то это можно сделать на компьютере – наш класс полностью подключен к интернету.

Нужно смотреть, чем ребенок занимается на телефоне. Если школьник принес планшет, на котором скачан учебник в электронном виде, то пусть пользуется. Это точно такой же учебник, как и бумажный, и я не вижу в этом проблемы. Ребенок может пользоваться учебником так, как ему удобно. Но если ученик с помощью телефона сидит в соц­сетях или открыл игру, то вряд ли это будет полезным для его учебы.

– Вы против того, чтобы отбирать гаджеты перед уроками?

– Я не сталкивалась с этой проблемой, поэтому мне трудно ответить. У нас в школе дети на уроках не сидят в телефонах, и списывать с гаджетов у нас не принято. На моих уроках всегда сидит полгруппы – это примерно 12 человек. И я прекрасно вижу всех учеников, и что они делают. И если я увижу, что ученик сидит в телефоне, то я, разумеется, приму меры: попрошу убрать, поговорю с классным руководителем, если пойму, что ребенок имеет зависимость от телефона. Если такая проблема есть, то стоит поговорить и с родителями, чтобы разобраться, почему так происходит. Но в целом – это всё решаемо, и я не считаю это проблемой в моей работе.

– Многие родители жалуются на то, что школьники сейчас получают большой объем информации, им очень много задают, но при этом ничего не задерживается в их головах. Как Вы думаете, почему так происходит?

– Почему не остается?! Сейчас много сильных учеников, которые успешно учатся и сдают экзамены, поступают в хорошие вузы и находят свое место в жизни. Думаю, что такое ворчание всегда было, людям свойственно думать, что когда­то было лучше. Нельзя сказать, что у учеников всё вылетает из головы. У всех это происходит по­разному. У кого­то вылетают из головы знания по одному предмету, а по другому не вылетают. Всё индивидуально.

Кроме того, каждый должен найти себя, и цель школы не только давать конкретные знания, а научить учиться, научить добывать знания. Если что­то было забыто, то всегда можно повторить. Если сейчас спросить родителей, что они помнят из школьного курса физики и химии, то вряд ли они много вспомнят. Но если человеку понадобятся знания по физике, он всегда может взять учебник или другой источник и восстановить знания, которые были забыты. Поэтому либо человек умеет учиться, либо не умеет.

– В этом году темой августовского педагогического совещания в Смоленске было воспитание. А как на Ваш взгляд, учитель должен воспитывать учеников? Что должен делать учитель, а что родители?

– Что касается родителей, то воспитывать можно своим примером, отношением к делу. Ребенок видит, хочешь ты этим заниматься или не хочешь, честно ли ты выполняешь свою работу или нет. Это же относится и к учителю.

– С какими трудностями Вы сталкиваетесь в работе?

– Безусловно, все учителя испытывают определенные трудности.

Особенность нашей работы – большая нагрузка, в том числе психологическая. Иногда хочется остановиться, обратить на что­то внимание, а времени нет, всю жизнь бежишь, бежишь, бежишь. Но в остальном всё позитивно.

Хочу сказать большое спасибо школе и нашему директору Елене Николаевне Лобановой, которая всегда хорошо относится к новым веяниям. И всем, чем может, директор помогает. За методической помощью всегда можно обратиться к заместителю директора Наталье Петровне Исаенко, с которой было выполнено много интересных совместных проектов. Коллеги тоже поддерживают всегда.

– За что Вы любите свою работу?

– За творчество. Мне нравится, что у меня ни один рабочий день не похож на другой. Я не представляю себя занимающейся рутинной работой на протяжении многих лет. Это точно мне не подходит. Я все время нахожусь в творческом процессе, в движении, постоянно общаюсь с детьми, а они позволяют мне ощущать себя всегда молодой.

– У Вас есть хобби?

– Да, я люблю авторскую песню. Раньше я была исполнителем, но сейчас гитара всё реже и реже попадает мне в руки. Люблю туризм, водные походы, которые мы совершаем с друзьями каждое лето. Очень люблю лес, природу.

– О чем мечтаете?

– У меня нет какой­то одной глобальной мечты. У меня в жизни есть всё, чего я хотела. Поэтому есть только желания. Я желаю благополучия своей семье, чтобы все сложилось у моих детей, чтобы они выросли хорошими людьми.

– Какие у Вас сейчас профессиональные планы?

– Планов много. Конечно, мы с учениками продолжим готовиться к ОГЭ и ЕГЭ. В этом году мы с детьми хотим заняться техническим зрением. В 10­м классе в качестве внеурочной деятельности собираюсь вводить преподавание нового языка программирования «Python», потому что его удобнее использовать на ЕГЭ, нежели «Pascal». С 4­м классом мы будем выполнять проекты с помощью среды программирования «Scratch».Хотелось бы закупить такие наборы для робототехники, как, например, «LEGO MINDSTORMS» для младших классов. И, как и всегда, мы продолжим заниматься творчеством.

– Спасибо за беседу, Ирина Валерьевна. Успехов Вам!

Беседовала Александрина ХРАПАКОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *