Рабочая поездка губернатора по Смоленску
В рамках рабочей поездки по городу Смоленску Губернатор Алексей Островский ознакомился с работой пункта областной системы оповещения населения, а также Центра обработки вызовов Системы-112.
Создание и поддержание в постоянной готовности системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях является одним из основных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В связи с этим по распоряжению Губернатора Алексея Островского были проведены мероприятия по модернизации региональной автоматизированной системы централизованного оповещения Смоленской области, созданной на базе СОГБУ «Пожарно-спасательный центр».
Олег Шуляк, начальник Главного управления по обеспечению деятельности противопожарно-спасательной службы: Алексей Владимирович, предупреждение населения в случае военной опасности или чрезвычайной ситуации является основным аспектом защиты граждан. В соответствии с Вашими поручениями проведена замена устаревших технических средств оповещения, система обновлена с учётом развития цифровых сетей связи и вещания.
Алексей Островский: Олег Леонидович [Шуляк], каким образом информация дойдет, например, до пожилого человека, проживающего в деревне на территории какого-либо муниципального образования? Как он узнает о возникновении чрезвычайной ситуации?
Олег Шуляк: При оповещении в населенных пунктах области запускается сирена, услышав которую, гражданам необходимо через средства телерадиовещания прослушать речевую информацию о возможной угрозе.
Алексей Островский: Какой охват территории субъекта обеспечен в настоящее время?
Олег Шуляк: Мы дополнительно ввели в действие 125 электрических сирен, повысив степень охвата населения на 15%. Теперь он составляет 70%.
Кроме этого созданы местные системы оповещения во всех муниципальных образованиях региона. Сейчас прорабатываем вопрос совместно с «Ростелекомом» по дальнейшему увеличению процента охвата населения системой оповещения.
Также начальник Главного управления доложил Губернатору, что в декабре 2021 года система успешно прошла испытания, подтвердившие ее соответствие существующим требованиям.
Далее Алексей Островский посетил единый центр обработки вызовов (ЦОВ) Системы-112, действующий на базе СОГАУ «Центр информационных технологий». Следует отметить, что ЦОВ в круглосуточном режиме осуществляет прием и обработку вызовов, сообщений о происшествиях с последующим их направлением в дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб для организации реагирования.
Татьяна Щербакова, и.о. начальника Департамента цифрового развития: Алексей Владимирович, система функционирует в Смоленске с 2017 года, в 2021 году при Вашем содействии нам удалось дооснастить дежурные информационные службы во всех муниципальных образованиях. Все звонки поступают в Центр на единый номер «112», людям не нужно думать, куда именно звонить в экстренной ситуации, что очень удобно. Кроме этого, существует контроль за обращениями – карточка оформляется в системе, и оператор видит: обработана она или нет. Также организовано комплексное реагирование. Например, если произошло ДТП, то карточка направляется сразу во все необходимые службы.
Алексей Островский: Это очень важно, и в этом удобство универсального номера. Особенно в стрессовой ситуации, когда человек не всегда в состоянии верно оценить обстановку и принять правильное решение – куда обращаться.
Андрей Михайлович [Гильденков, директор СОГАУ «Центр информационных технологий»], как в процентном соотношении распределяются обращения: сколько приходится на сферу здравоохранения, устранение последствий пожаров, иные происшествия?
Андрей Гильденков, директор СОГАУ «Центр информационных технологий»: Алексей Владимирович, вести точную статистику достаточно сложно, так как треть всех звонков — это «ложные» вызовы: детские шалости или случаи, когда граждане не до конца понимают, зачем звонят в службу 112. Тем не менее, большая часть обращений поступает в службу 03, примерно треть — в службу 02, остальные – в адрес других служб.
Алексей Островский: Очень важно, чтобы «ложные» вызовы не приводили к тому, чтобы оператор поверхностно относился к каждому поступившему звонку. Здесь нельзя расслабляться. На плечах тех людей, которые здесь работают – большая ответственность, в первую очередь, за жизнь смолян.
Андрей Гильденков: Система работает в круглосуточном режиме, при этом каждую смену на дежурство заступает как минимум один оператор, обладающий профильным психологическим образованием – для того, чтобы в случае необходимости оказать психологическую поддержку.
Как рассказал Андрей Гильденков, штатная численность персонала ЦОВ Системы-112 составляет 66 человек. В смену дежурят 6-7 операторов. Регулярно проводится обучение операторов и сотрудников дежурно-диспетчерских служб региона работе с программно-техническим комплексом Системы-112. В 2021 году такое обучение прошли 235 человек. Также проводилось информирование граждан с потерей слуха и зрения о возможных способах их обращения в оперативные службы. Кроме этого, ведётся информационное взаимодействие Системы-112 Смоленской области с аналогичными системами Брянской, Псковской и Тверской областей. В настоящее время прорабатывается интеграция с Системой-112 Московской области.
Следует отметить, что за период с 2017 года региональным ЦОВ обработано свыше 1 млн вызовов, в том числе за 2021 год – почти 309 тысяч обращений. Начиная с декабря прошлого года, когда центр перешел в режим опытной эксплуатации на территории муниципальных образований, на единый номер «112» ежесуточно поступает порядка 1200 звонков. По окончании периода опытной эксплуатации в 1 квартале текущего года, проведения повторных государственных приемочных испытаний и ввода Системы-112 в постоянную эксплуатацию прием и обработка вызовов будет осуществляться во всех муниципалитетах.
Алексей Островский: Андрей Михайлович, нужна ли какая-то помощь от меня как главы субъекта для более успешного функционирования данного центра?
Андрей Гильденков: На текущий момент основной проблемой остается оснащение операторов дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований. Мы перешли в режим эксплуатации системы по всей области в прошлом году, но не все муниципальные службы оказались к этому готовы. По регламенту положено наличие двух операторов в смене, зачастую, дежурит только один, а если нет подменного сотрудника, то какой-то вызов может быть пропущен.
Алексей Островский: Подготовьте на мое имя служебную записку, я дам соответствующее поручение максимально эффективно отработать данную проблематику, постараемся помочь.