«Понравитесь начальнику – дадут стимулирующие»
Минздрав рекомендовал регионам самим регулировать зарплаты врачей, чтобы доля оклада составляла не менее 55–60% в общих выплатах. Сейчас во многих случаях она не превышает 40%. Чего ждать медикам от такого решения, обсуждаем с президентом «Лиги защиты врачей», кандидатом медицинских наук Семёном Гальпериным.
– Это вместо того, чтобы ввести твердые ставки врачам, о чем много говорили в последнее время?
– Если будет твердая ставка, нужно выделять на это бюджетное финансирование, а денег на это сегодня либо не хватает, либо они разворовываются чиновниками. Потому что сегодня никто не знает, какая сумма идет на зарплату врача. Между тем, еще в 2012м Путин говорил: врач должен твердо знать, какую зарплату он получит, а пациент – на какую помощь может рассчитывать. С тех пор всё это и тянется, и мало что поменялось.
В объявлении о приеме на работу обычно пишут: врач заработает столькото. А когда он приходит подписывать договор, ему говорят: тут половина от того, что мы вам обещали, а всё остальное будет зависеть от воли руководителя. Понравитесь ему, вам дадут стимулирующие и т.д., не понравитесь, – извините…
– То есть провалив выполнение указа Путина от 2012го, Минздрав уходит от ответственности?
– Да, сваливая это на плечи регионов. Но регионыто разные. Есть богатые, а есть бедные, которые никогда не поднимут здравоохранение. И сегодня у нас резко обострилась проблема дефицита медработников. Причем в регионах вообще ужасная ситуация – есть такие, где вообще почти никого из медиков не остается. Всё это – результат той реформы, которую проводил Минздрав. И вот теперь ведомство умывает руки.
– Так где выход?
– Мы должны знать: врач такойто категории, работая на такуюто нагрузку, должен получать такуюто зарплату. Это должна быть сумма, записанная в контракте, то есть – то, что должны врачу выплатить за работу, которую он обязан выполнить. А компенсационные выплаты – это уже за дополнительную работу. Их вообще нельзя считать в зарплату. Тогда это будет честно.
Всё должно быть прозрачно. Кроме того, нужно раскрыть не только зарплаты главврачей (недавно такой закон приняли), но и их заместителей – а таковых иногда бывает даже 20 человек. И всё равно, непонятно, как включить в эти отчеты еще и неучтенные доходы от контрактов за ремонт, за аутсорсинг, за закупки, которые могут получать некоторые руководители медучреждений.