Послесловие к фестивалю «Cмоленский ковчег»

 Для любителей и почитателей театрального искусства 2022 год был отмечен сразу двумя значительными событиями в культурной жизни нашего города. Со 2 по 10 апреля с большим успехом прошел очередной, VIII Международный театральный фестиваль «Смоленский ковчег», а уже осенью, с 26 сентября по 3 октября, смоленские зрители восторженно принимали спектакли семи театров из России и Беларуси, принявших участие в Международном театральном фестивале «Смоленский ковчег». Победители и лауреаты прошлых лет».

Подобный фестиваль впервые проводился в нашем городе, и обязаны мы этим, по­настоящему значимым праздником искусства, Смоленскому государственному академическому драматическому театру имени А.С. Грибоедова и Смоленскому региональному отделению Союза театральных деятелей России (СТД).

Вот ведь как иногда получается. Лет этак восемнадцать назад две влюбленные в искусство театра женщины – начальник департамента культуры Администрации Смоленской области той поры Ольга Николаевна Чернова и директор Смоленского государственного драматического театра имени А.С. Грибоедова Людмила Николаевна Судовская всерьез задумались над тем, возможно ли в Смоленске провести театральный фестиваль международного уровня? Решили попробовать – получилось! И вот уже шестнадцать лет с периодичностью раз в два года в Смоленске успешно проходит наш фирменный фестиваль, привлекая к себе всё большее число участников. И пусть сегодня Ольга Николаевна Чернова живет в другой стране, организаторы «Смоленского ковчега» всегда будут ей благодарны за помощь и неоценимую поддержку в организации первых фестивалей. Первым ведь всегда труднее всего, верно? И вот в этом году, на исходе шестнадцатилетия, появляется еще один абсолютно самостоятельный театральный фестиваль «Смоленский ковчег». Победители и лауреаты прошлых лет». И снова у его истока стоят две искренне влюбленные в искусство театра женщины – заслуженный работник культуры РФ, член Гильдии менеджеров России, директор Смоленского драматического театра Людмила Судовская и актриса этого театра, председатель Смоленского регионального отделения Союза театральный деятелей России Ольга Федорова (на снимке).

Оказывается, закон парных случаев срабатывает не только в медицине. А если говорить серьезно, то желание вывести театр на новый, более высокий уровень, непререкаемый авторитет в театральных кругах столицы, профессиональная осведомленность и неупущенная возможность дать свежий импульс фестивальному движению России способствовали тому, что смоляне в лице драматического театра и местного отделения СТД выиграли грант Российского фонда культуры в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура», и на театральной карте Смоленска появился еще один достойный фестиваль.

В конкурсной программе, напомню, участвовали спектакли театральных коллективов, которые неоднократно блистали на фестивале «Смоленский ковчег» и, более того, становились победителями и лауреатами в основных номинациях.

На сцене драматического театра с 26 сентября по 3 октября прошли конкурсные спектакли театров из Липецка, Пинска, Костромы, Мичуринска, Гомеля, Витебска и Смоленска.

Особенностью и этого фестиваля, и традиционного «Смоленского ковчега» является то, что в нем принимают участие и областные, и городские театры. Как­то так повелось считать, что городские или, как их сейчас называют, муниципальные театры имеют более низкий профессиональный уровень. Ничего подобного. Это старая театральная сплетня, не имеющая под собой никаких оснований. Театры бывают либо интересными, либо нет. Всё дело в уровне художественного руководства и в творческом состоянии актерской труппы. Других градаций нет и быть не может. Тем более что ко всем театрам применяются одинаково суровые требования взыскательного жюри, а оно на «Смоленском ковчеге» очень высокого уровня. Судите сами: доктор философских наук, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь, философ, театральный критик, главный научный сотрудник Белорусской государственной академии искусств Вадим Салеев (председатель); заслуженный работник культуры РФ, советник­эксперт департамента Смоленской области по культуре Надежда Деверилина; режиссер, театральный педагог, театральный менеджер Петр Куликов; генеральный директор Творческо­координационного центра «Театр­Информ», театральный критик и аналитик театра, топ­менеджер высшей квалификации в сфере культуры, член Правления международного театрального фестивального Союза Ольга Сенаторова; заслуженный деятель искусств РФ, кандидат искусствоведения, профессор кафедр режиссуры и актерского мастерства Государственного института театральных искусств (ГИТИС) Михаил Скандаров; продюсер Международного театрального фестиваля «Смоленский ковчег». Победители и лауреаты прошлых лет» Валерий Беляев. Вот такое высокопрофессиональное жюри присутствовало на каждом конкурсном показе, а по окончании спектакля делало профессиональный разбор увиденного с участием исполнителей и режиссера­постановщика.

Но самым главным достоинством фестиваля стало то, что он превратился в творческо­методический центр, на круглых столах и мастер­классах по актерскому и режиссерскому мастерству которого анализировалось состояние современного театра, поднимались проблемы, связанные с местом театра в современной культуре и его участием в формировании личности молодых людей. Что касается мастер­классов, которые проводил профессор ГИТИСа Михаил Вартанович Скандаров, то его уроки по актерскому мастерству и тайнам режиссерской профессии были прекрасным тренингом для студентов Смоленского государственного института искусств (интервью с ним читайте в «СН» от 12 октября – ред.). Кстати, и мастер­классы, и заседания круглых столов могли посещать все желающие, а желающих было очень много. Самое активное участие в дискуссиях по современному театру приняли смоленские драматурги и писатели. Словом, в дни фестиваля творческая жизнь в нашем городе кипела, поскольку есть люди, и их достаточно много, которым небезразлично то, что происходит на театральном небосклоне обеих столиц и малых городов России.

Кстати, о проблемах театров малых городов очень эмоционально рассказал на заседании одного из круглых столов член жюри фестиваля, режиссер Тамбовского областного драматического театра Петр Куликов, а Ольга Сенаторова поделилась своим мнением о перспективах фестивального движения в России, поскольку знает о нем не понаслышке. Она – президент федерального фестиваля «Театральный Олимп» (г. Сочи), автор проектов и программный директор Всероссийского театрального форума – Фестиваля фестивалей «У Золотых ворот» (г. Владимир), Всероссийского театрального фестиваля «Отечество и судьбы. История Государства Российского» (г. Ульяновск), Международного театрального фестиваля «Поговорим о любви!» (г. Новошахтинск Ростовской области)

И еще одна особенность Международного театрального фестиваля «Смоленский ковчег». Победители и лауреаты прошлых лет» – вход на все конкурсные спектакли был по пригласительным билетам, которые можно было получить в кассе театра перед началом спектакля.

Нужно сказать, что организация фестиваля была отлажена четко, без сбоев, как швейцарский часовой механизм. Это отмечали все участники и гости фестиваля, при этом не забывая благодарить организаторов «Смоленского ковчега» в лице дирекции Смоленского государственного академического драматического театра имени А.С. Грибоедова, ну а поскольку все круглые столы, мастер­классы и творческие встречи проходили в стенах Дома актера – отдельное спасибо руководителю Смоленской организации СТД Ольге Федоровой.

Теперь о самом главном – о том, как распределились призовые места фестиваля.

Лучшей исполнительницей женской роли второго плана признана Ольга Ермалаева за роль Хвеськи в спектакле «Вий» Полесского драматического театра (г. Пинск, Беларусь).

Приз за лучшую мужскую роль второго плана получил артист Владимир Терновых за роль Игната Ильича Шпигельского в спектакле «Любовь как стихийное бедствие» Липецкого областного драматического театра.

Приз за лучшую мужскую роль разделили Сергей Холкин – исполнитель роли Егора Прокудина в спектакле «Блудный сын» Мичуринского драматического театра и Павел Рыжов за роль Хомы в спектакле «Вий» Полесского драматического театра.

Лучшим сценографом признана Юлия Каримова за спектакль «Волколак» Национального академического драматического театра имени Якуба Коласа (г. Витебск, Беларусь).

Приза за лучшую режиссуру удостоен главный режиссер Смоленского государственного академического драматического театра имени А.С. Грибоедова, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Виталий Барковский (спектакль «Горе от ума»).

Гран­при фестиваля «Смоленский ковчег». Победители и лауреаты прошлых лет» вручен спектаклю «Блудный сын» Мичуринского драматического театра. Вот вам и городской театр!

Специальные призы фестиваля распределились следующим образом:

Приз «За оригинальное воплощение классического образа» получила актриса Марина Худякова за роль Моцарта в спектакле «Маленькие трагедии. Пушкин» Заслуженного коллектива Республики Беларусь Гомельского областного драматического театра.

Приз «За игровую стихию в классической комедии» вручен спектаклю «Двенадцатая ночь» Костромского государственного ордена Трудового Красного Знамени драматического театра имени А.Н. Островского.

Специальный приз продюсера фестиваля «За яркое режиссерское воплощение этнонациональных традиций» получил спектакль «Волколак» Национального академического драматического театра имени Якуба Коласа из Витебска, а приз «Зрительских симпатий» – спектакль «Вий» Полесского драматического театра

До новых встреч, «Смоленский ковчег»!

Лариса Русова