Страна гор, церквей и цветущих садов

Такой предстала для меня Армения в конце апреля. Причем сами ее жители чаще называют ее страной камней, и это тоже правда – камни здесь «вырастают из земли» практически повсеместно. Например, если у нас при рытье фундамента образуются горы земли, то в Армении – каменные отвалы. А на склонах очень хорошо видно, что плодородная почва образует тонкий пласт над глиняно­каменной массой.

Однако это не мешает буйству плодовых деревьев в обширных садах и обилию ягодных культур – клубникой засажены значительные площади, как укрытые парниками, так и в открытом грунте. Своя клубника в апреле – тут норма. И что еще интересно наблюдать – времена года на территорию Армении приходят постепенно, в зависимости от высоты над уровнем моря. Так, если в низинах абрикосы начали цвести чуть ли не в конце марта, то чем выше поднимаешься в горы, тем более поздней становится весна. Но к концу апреля цветет практически всё!

Но, пожалуй, обо всем по порядку. В нынешней ситуации Армения – одна из немногих доступных для туризма зарубежных стран. И самое хорошее – для ее посещения даже не нужен заграничный паспорт, въехать в страну можно и по внутреннему паспорту РФ. Хуже другое – сухопутной границы с Россией у нее нет, поэтому напрямую попасть сюда можно только самолетом. А цены на билеты «кусаются». Одни из самых дорогих билетов – у «Аэрофлота», но зато у него редко бывают значительные задержки рейсов (в сторону Еревана мы вылетели строго по графику, на обратном пути взлет задержался на 20 минут, но в пути это время нагнали). А местные авиакомпании цены устанавливают достаточно демократичные, но задержки, судя по отзывам, могут не порадовать – от 3 до 12 часов. Тут уж как повезет. И, конечно, каждый выбирает для себя – комфорт или экономия.

Из аэропорта Звартноц в центр Еревана можно добраться на автобусе (курсирует круглосуточно), маршрутках или на такси. Можно и арендовать автомобиль прямо в аэропорту (правда, опять же по отзывам, это обойдется дороже, и желающим арендовать машину рекомендуется сделать это заранее через крупные местные автопрокаты). Кстати, российские автомобильные права на территории Армении действительны, и предложений об аренде машин довольно много, что, безусловно, очень помогает не зависеть от организованных экскурсий (их предлагается огромное количество, и групповых, и индивидуальных), а не торопясь и по своему желанию осмотреть именно то, что вам интересно. Российские деньги принимают во всех обменных пунктах без ограничений. Правда, курс плавающий – зимой было выгоднее, около 6 драмов за рубль, с наступлением туристического сезона курс пополз вниз (в конце апреля он был на уровне 4,7–5). Но с учетом нынешней малодоступности для нас доллара и евро свободный обмен рублей всё­таки немаловажен.

И, конечно, один из самых значимых моментов – в Армении очень и очень многие говорят по­русски и к нам относятся очень доброжелательно. Лично мне лишь единожды молодая девушка показала жестами, что не понимает. А однажды я заблудилась в переплетении улиц в стороне от центра города так, что даже по «Яндекс­картам» не смогла сориентироваться – спросила у прохожего, так мне не просто объяснили, куда идти, а довели до станции метро. Друзья предупреждали, что в некоторых кафе молодые официанты могут разговаривать только на армянском и английском языках, но я ни разу с таким не столкнулась.

Кстати, с проживанием и общепитом в Ереване никаких проблем нет – выбор на любой вкус и кошелек: от элитных гостиниц и гостевых домов до хостелов, от фудкортов (аналог наших столовых не из худших) до антуражных ресторанов, в том числе и с видами на достопримечательности. И за пределами столицы за время поездок много попадалось на пути и гостиниц, и мест, где можно поесть. То есть Армения приезжающих в нее людей старается комфортно принять, вкусно накормить и интересное показать.

Кстати, если говорить о главных обонятельно­вкусовых впечатлениях – то для меня это были кофе и шашлык. Кофе здесь варят очень разнообразно – и в кофемашинах, и в турке на горячем песке. Можно выбрать горячий кофе или со льдом – при жарком климате это важно. А кофейные экспресс­автоматы встречаются если и не на каждом шагу, то уж, по моему впечатлению, в каждом квартале точно. И дымком от шашлыка пахнет везде, блюда на мангале и на гриле предлагают практически во всех заведениях. О, и еще зелень – порции разнообразных салатов такие, что вполне можно перекусить только ими, а в овощных магазинах и на частных лотках продают и совершенно незнакомую (по крайней мере, мне) зелень. Ой, чуть не забыла. Одна из примет Армении – множество питьевых фонтанчиков со свежей водой: когда лето начинается в мае, это жизненная необходимость. Причем оформлены они очень разнообразно (некоторые – настоящие произведения искусства) и очень востребованы. То есть там от жажды не умрешь, несмотря на жару (а температура воздуха в летнее время может подниматься выше 40 градусов в тени). Что интересно, по давней традиции, высота фонтанчиков такова, что взрослому человеку нужно обязательно наклониться, а детям встать на цыпочки – из уважения к высочайшему дару природы, воде, а также к человеку, в память которого установлен фонтанчик (один такой нам показали на экскурсии по старой части города).

Ну а теперь, конечно, что посмотреть. И тут, боюсь, мне придется себя жестко притормозить, чтобы уложиться в рамки страницы. Ведь в Армении действительно есть что посмотреть и где прикоснуться к древней истории этой земли и ее трудолюбивого, дружелюбного, чтящего свои корни народа, которому пришлось пережить немало трагических событий. Так, что касается самого Еревана, то, следуя по хронологии, знакомство с ним надо начинать с городища Шенгавит, археологического памятника раннего бронзового века, где за 4 тысячи лет до нашей эры уже жили люди. Я, к сожалению, туда не добралась. Но зато побывала в Эребуни, древнем городе государства Урарту, построенном в 8 веке до нашей эры. Датой его основания считается 782 год до нашей эры, и именно с этой даты определяется возраст Еревана – по местоположению и созвучию названий. В музее у подножия крепости можно увидеть керамику, изображения богов, предметы быта, украшения древних урартов и многое другое. Но лично меня очень впечатлили стелы с клинописными надписями, высеченными более 2800 лет назад, и огромные базальтовые валуны, уложенные в основание стен древнего города. А на стенде можно увидеть его реконструкцию, где над грозными стенами возвышаются белокаменные дворцы и храмы. Вот честно, поражает возможность прикоснуться к этим камням, к истории, о которой мы читали в учебниках и думали, какая это древность. Еще больше удивительных артефактов можно увидеть в музеях истории Армении и истории Еревана. А в одном из крупнейших хранилищ мира – Институте древних рукописей Матенадаран имени святого Месропа Маштоца (создателя армянского алфавита) – вообще можно ходить часами, рассматривая изумительные творения древних писцов разных стран. Есть и музеи более близкого к нам времени, в том числе дома­музеи знаменитых уроженцев армянской земли и музеи современного искусства, самый большой из которых – великолепный «Каскад». А об одной из самых трагических страниц истории армянского народа – геноциде 1915 года – напоминает мемориальный комплекс на холме Цицернакаберд.

И, конечно, здесь активно занимаются увековечением памяти своих земляков, в том числе героев армяно­азербайджанской войны, в памятниках и бюстах, которые можно встретить не только в парках и скверах, но и в достаточно неожиданных местах, а также армяне очень любят малые архитектурные формы, созданные зачастую из самых разнообразных материалов, например, из разрезанных автомобильных шин.

Неоспоримо, что в Армении крайне трепетно относятся к истории своей земли и своего народа. Ведь даже в советские, насквозь атеистические времена здесь активно реконструировались старинные церкви и монастыри (думаю, только заботой о туристической привлекательности этого не объяснить!). Религиозных сооружений на территории страны великое множество, как исторических, так и возведенных в недавнее время. Поражает и их древность, и особенности архитектуры. Армяне очень гордятся, что стали первой страной в мире, которая на государственном уровне в 301 году нашей эры приняла христианство. И неудивительно, что подавляющее большинство населения принадлежат к Армянской апостольской церкви, «столицей» которой является Эчмиадзин с великолепными строгими храмами (не позолотой славными, а намоленностью). Но, к слову, к представителям других конфессий здесь относятся вполне терпимо, а езиды­солнцепоклонники даже возвели в одной из провинций свой храм Зиарат – первый храм, построенный за пределами своей исконной родины – Северного Ирака. Надо признаться, особенно этот храм из светлого мрамора поражает после кое­где даже мрачноватой архитектуры армянских церквей. Ну и конечно, нельзя не побывать в Гарни – единственном сохранившемся на территории Армении памятнике I века нашей эры, относящемся к эпохе эллинизма. Он, как и многие древние строения по всей стране, был разрушен в результате сильнейшего землетрясения 1679 года, но в первоначальном виде восстановлен из руин в советское время. «Ванк» по­армянски значит «монастырь, обитель», и эта часть присутствует в названиях многих замечательных мест, которые также стоит посетить. Севанаванк на берегу высокогорного озера, Нораванк в окружении изумительных розовых скал, Хор­Вирап у подножия горы Арарат (сама она, к сожалению, расположена на турецкой территории) – и многие­многие другие церкви и монастыри, причем практически все из них являются действующими. А как можно проехать мимо Гегарда, часть храмов которого выдолблена прямо в скалах ущелья!

А там недалеко и до Симфонии камней в ущелье горной реки Азат – удивительного природного памятника, образованного огромными базальтовыми столбами. И, конечно, не забыть про пещеру Арени, славную двумя рекордами – там обнаружена самая древняя в мире винодельня возрастом 6 тысяч лет и самая древняя в мире кожаная обувь, созданная 5,5 тысячи лет назад (саму обувь можно увидеть в музее истории Армении – и даже померить ее реплики).

А еще примета Армении – хачкары (дословно – каменные кресты) – каменное кружево невероятных красоты и мастерства.

Но вернемся в Ереван. Подавляющее большинство самых древних зданий здесь было уничтожено во время землетрясения 1679 года, а то, что построили позже, сохранилось во время кардинального послереволюционного переустройства в небольшом количестве (кроме, разве что, старой части города, Конда). Советский Ереван – яркий образец монументального строительства, так называемой армянской неоклассики с вкраплениями модернизма. Но при этом армянским архитекторам удалось, даже при массовом строительстве, сохранить национальный колорит и в цветовой гамме, и в элементах украшения. Ереван не зря называют розовым городом – большинство зданий построено из розового туфа разных оттенков. А национальные орнаменты и элементы декора не позволяют забыть, в столице какой страны ты находишься. И надо признаться, что многие такие здания выглядят гораздо привлекательнее новостроек, хотя и стилизованных.

А еще, вы не поверите, там до сих пор сушат белье на улице – или на веревках за балконами, или вообще на тросах, протянутых через двор. Как мне рассказали, армяне привыкли к минимальной влажности воздуха и не хотят повышать ее в квартирах. Но для непривычного человека картина получается сюрреалистическая, в Смоленске такого уже давно не увидишь. Но это мелочи, а в целом и сам Ереван, и другие районы Армении очень интересны и оставляют желание сюда вернуться. Ведь горы – одна из главных достопримечательностей этой страны – в зависимости от времени года и освещения всегда разные…

Это, конечно, далеко не всё, что мне хотелось бы рассказать. Но, думаю, лучше один раз увидеть… Приезжайте в Армению и напитывайтесь ее неповторимым колоритом. А на странице 16 – даже не сотая часть фотографий, привезенных из этой поездки.

Ольга Колышкина