Оксана Неклюдова: «Если за творчеством, то это к нам»
Во второй половине мая в Новошахтинске Ростовской области состоялся седьмой международный театральный фестиваль «Поговорим о любви…», в котором приняли участие драматические театры из России, Республики Беларусь, Донецкой Народной Республики. Смоленскую область представлял Камерный театр, ставший бесспорным лидером фестиваля. Достаточно сказать, что наш театр привез домой десять наград и среди них главную – Гранпри.
Сегодня гость «СН» – директор Смоленского Камерного театра Оксана Неклюдова.
– Оксана Александровна, прежде всего позвольте поздравить Вас с триумфом театра на фестивале «Поговорим о любви…», в котором принимали участие прославленные академические и весьма именитые областные драматические театры. Трудно было завоевать победу, и даже не одну, а целых десять?
– Прежде всего хочу сказать, что мы были очень рады, когда получили приглашение принять участие в этом фестивале. Директор Новошахтинского драматического театра Светлана Николаевна Сопова стала автором идеи проведения фестиваля, спектакли которого утверждают торжество добра и любви, потому что только любовь может противостоять злу, она – чудодейственная сила во все времена. Отсюда и название фестиваля.
Фестиваль проходил на нескольких площадках, в городах Новошахтинск, Шахты и Новочеркасск. Наши фестивальные спектакли: «Чума на оба ваши дома!», «Женитьба Бальзаминова» и сказка для детей «Колобок» шли на площадке Новошахтинского театра, но мы приняли решение показать еще и комедию «Корпоратив» в Донском театре драмы и комедии имени В.Ф. Комиссаржевской в Новочеркасске, и я благодарна директору театра Елене Владимировне Архиповой, предоставившей нам эту возможность. После каждого спектакля устраивался обстоятельный разбор при участии всех занятых в спектакле артистов, директора театра, главного режиссера и режиссерапостановщика спектакля. Понимаете, на конкурсном фестивале очень важно, что говорят критики. У себя дома мы варимся в собственном соку. Да, нас любят зрители, овации, аплодисменты, премьера за премьерой, но когда оценивают люди, хорошо знающие театральную Россию, очень важно, что и как они говорят, тем более если есть критики, которые не церемонятся с актерскими амбициями. Но нам повезло. Наш первый спектакль «Чума на оба ваши дома!» получил высочайшую оценку. Жюри под председательством известного критика и аналитика театра, генерального директора Творческокоординационного центра «ТеатрИнформ» Ольги Сенаторовой отметило работу режиссерапостановщика Игоря Голубева, сценографа Николая Агафонова и исполнителей главных ролей в спектакле, тема которого – любовь, неподвластная времени, побеждающая злую чужую волю, несправедливость судьбы, жестокие обстоятельства и саму смерть. Помимо официального жюри, работало жюри зрительских симпатий, также призвавшее наш спектакль лучшим.
А сколько творческих встреч с артистами других театров и зрителями было организовано! «Свободный» микрофон гулял по залу, переходил от одного участника к другому, звучали слова признательности, восхищения и любви. В общем, на фестивале «Поговорим о любви…» мы в любви купались.
– И всётаки, Оксана Александровна, среди именитых и знаменитых, как удалось нашему маленькому, муниципальному, молодому Камерному театру стать лучшим? Что в спектакле «Чума на оба ваши дома!» жюри сразило наповал, и Гранпри достался смолянам?
– Профессионализм, ансамблевость, уровень режиссуры и актерского мастерства. Как сказала Ольга Сенаторова: «Чума на оба ваши дома!» – спектакль, где о любви – каждое мгновенье». Сложилось всё: и образность, и стиль, и тяжелые металлические декорации, на фоне которых побеждает любовь, и вечная вражда правящих кланов, и прекрасная пьеса Григория Горина, и безмерное уважение постановщика спектакля, заслуженного артиста России Игоря Голубева к памяти режиссера Игоря Войтулевича. «Чума на оба ваши дома!» – поклонение таланту этого неординарного человека.
– Оксана Александровна, в театре удивительно гармонично сложился творческий состав. В отсутствие главного режиссера – это целиком и полностью Ваша заслуга, поскольку, когда Вы пришли, труппа практически отсутствовала, актеры, по разным причинам, разбежались кто куда. И вот, по прошествии достаточно скромного времени, мы наслаждается великолепным актерским ансамблем, которому по плечу любые драматургические высоты. Как удалось?
– Прежде всего, благодаря кастингам. В театр постоянно приходит масса предложений, мы их рассматриваем с позиции того, насколько актер или актриса уместны в нашем репертуаре. Театру – 35, средний возраст наших актеров – 28 лет, самому возрастному – 53 года. В репертуаре театра заняты все. Самые молодые, только что окончившие институты, не отсиживаются на «скамейке запасных», мы их сразу вводим в репертуар. У многих уже есть главные роли, неважно, что они пришли, что называется, вчера. Смоленский Камерный театр – площадка для тех молодых и талантливых, кто пришел к нам за творчеством. Если за творчеством – это к нам, если за чемнибудь другим – это не к нам.
– И всётаки в репертуарной политике вашего театра кроется какойто секрет. В зрительном зале – всегда аншлаг, на многие спектакли билеты проданы на месяц вперед, а табличка «На сегодня все билеты проданы» – величина постоянная. В чем тайна успеха?
– Дело в том, что понятие «театр» складывается из нескольких позиций. Прежде всего, комфорт. Зрителям в театре должно быть интересно, уютно, светло и тепло, чтобы хотелось приходить сюда еще и еще. Потому мы несколько лет занимаемся обустройством и зала, и зрительского фойе, и того места, с которого, по утверждению Станиславского, начинается театр. Далее – художественное руководство. Мы несколько лет работаем без главного режиссера, потому что трудно найти подходящую кандидатуру. Более того, у нас просто нет режиссера, работающего на постоянной основе. Мы работаем по достаточно успешному принципу приглашенных режиссеров. Второе – афиша театра должна радовать разнообразием названий. Часть афиши должна быть коммерческой, часть – фестивальной, частично – для души режиссеров и артистов, то, что они хотели бы поставить или мечтали сыграть. К сожалению, касса, зрители, фестивали и порывы души творца редко совпадают.
– А как Вы находите режиссеров на стороне?
– У нас уже сложился определенный режиссерскопостановочный состав. Правда, иногда случаются ошибки, но в основном – прямое попадание. Например, наш любимый Станислав Ромэнович Назиров, известный режиссер и продюсер, на счету которого более 50 художественных фильмов, они часто идут на различных телевизионных каналах. Сегодня вместе с Сергеем Жигуновым он снимает в Крыму приключенческий фильм для детей. В Камерном театре Станислав Назиров поставил несколько весьма востребованных зрителями спектаклей, в том числе «наш ответ Голливуду» – гангстерскую комедию «Таланты и покойники». Плодотворно сотрудничают с нами Виктор Леонидович Прокопов, его спектакль «Трактирщица» с успехом идет вот уже несколько сезонов, и, конечно, заслуженный артист России Игорь Викторович Голубев.
Необходимо сказать, что 35й театральный сезон мы встречаем с главным режиссером Петром Гарриевичем Орловым, широко известным в театральной России постановками интересных и, что немаловажно, кассовых спектаклей. На его творческом счету более 100 спектаклей в различных театрах. Куда бы мы ни приехали, его везде знают, рады видеть, бросаются на шею, обнимают и говорят самые теплые слова. По всему видно, что Петр Гарриевич – человек, с которым одно удовольствие работать и общаться.
– А как Вам удалось его заполучить?
– Я просто пригласила его на постановку «Женитьбы Бальзаминова», а он просто приехал. А потом в процессе общения я поняла, что это наш человек. Он – часть команды, с ним чувствуешь себя уверенно. Но самое главное, Петр Гарриевич Орлов не только пользуется большим влиянием в нашем дружном и слаженном коллективе, он уважает и ценит труд каждого служителя театра. Кроме того, наш главный режиссер – член Художественного совета Министерства обороны России. Между прочим, с Донской земли мы увезли лучшую молодую актрису Новошахтинского театра. Посмотрев «Женитьбу Бальзаминова», она поняла, что ее режиссер – Петр Гарриевич Орлов.
– Подумаешь, одну актрису! Я помню сезон, когда Вы приняли на работу целый курс выпускников СанктПетербургского государственного института кино и телевидения, а поскольку это был год оптимизации, а значит, повальных сокращений, театру вряд ли увеличили штатное расписание и бюджетное финансирование. Откуда деньги?
– Мы их зарабатываем. Мы – муниципальный театр, который находится под управлением администрации Смоленска. Мы – единственный и любимый театр, и администрация города всегда идет нам навстречу, но финансируют нам только заработную плату и коммуналку. На все остальные нужды мы зарабатываем, «эксплуатируя» популярность наших спектаклей.
– Но как можно достаточно зарабатывать, имея такой маленький зрительный зал?
– Этот маленький зал позволяет в три раза перевыполнять муниципальное задание. Если, предположим, спектакль «Нелетная погода, или Брачный сезон у пингвинов» в афише стоит четыре раза, все билеты давно проданы, а безутешные зрители буквально «заваливают» звонками, значит, мы сыграем «Нелетную погоду» пять раз. Для нас ненормально, если полностью не заполнен зрительный зал. Для нас нормально, когда полный аншлаг, а на кассе висит объявление «Все билеты проданы». К нам надо успеть попасть. Наш театр и ограниченное пространство его камерной сцены дарят зрителям редкую по сегодняшним временам роскошь откровения. Наши актеры буквально «обнажены» перед зрителями, их энергетический посыл долетает до последнего ряда зала. Более того, непопулярный в других театрах первый ряд партера у нас – самый востребованный. Зрители любят, чтобы «глаза – в глаза». Впрочем, мои мастерклассы вряд ли комуто нужны. У каждого руководителя – своя система, свои методы работы.
– Но положительный опыт успешных коллег вряд ли комунибудь будет в тягость.
– Смоленск – город театральный, с этим не поспоришь. Наш зритель много чего видел: международный театральный фестиваль «Смоленский ковчег», всероссийский кинофестиваль актероврежиссеров «Золотой Феникс», старейший в стране всероссийский музыкальный фестиваль имени М.И. Глинки. Наши зрители – и театралы, и киноманы, и меломаны. 65й юбилейный фестиваль собрал лучших музыкантов страны! Честь и хвала администрации Смоленской областной филармонии – такую потрясающую афишу сделать! Наш театр тоже вносит посильный вклад в развитие культуры области. И знаете, зрители нас любят. В Новошахтинске, например, ко мне подходили и шептали на ухо: «Какие у вас мужики! Какая харизма!» Ну разве мог Саша Иванов не покорить юных зрителей, если он такой Колобок, что от него невозможно оторвать глаз?! Как в спектакле «Чума на оба ваши дома!» потрясающий Артем Семяшев в роли Антонио мог не покорить зрителей огненным темпераментом?! А наша неподражаемая Алена Михайловна Шопот в роли купчихи Белотеловой и Никита Куманьков – потрясающий Бальзаминов в спектакле «Женитьба Бальзаминова»?! Разве можно забыть финальный танец Миши Бальзаминова под актуальный во все времена рефрен: большебольше денег? Это – театральная бомба! Наши актеры – моя гордость, моя театральная бомба. Они любят работать, и какой бы мы спектакль ни поставили, уверена – это будет классно! Они умеют работать и умеют отдыхать. «Вечер знакомств» с артистами Борисоглебского и Новошахтинского театров наглядно показал, что они – лучшие. Отработав четыре спектакля, наши артисты «скакали» до пяти утра, пели и плясали. Отдыхали.
А труппу надо расширять. Почему мы можем показывать много спектаклей практически одновременно? Почему у нас каждый спектакль имеет несколько составов? Потому, что один состав работает в Смоленске, второй едет в Рославль, а третий – в Сафоново. Для этого и необходимо расширение труппы.
– Но какието проблемы в театре всётаки существуют?
– Проблемы у всех муниципальных театров одинаковые. У когото не хватает финансирования, гдето течет крыша, комуто необходимо делать пристройку. Наша главная забота на сегодняшний момент – это создание нормальных условий для работы творческого состава. Театр остро нуждается в пристройке. Я не говорю, что это проблема. Это острая необходимость, к которой нас привела жизнь. Театру 35 лет, но в зоне, где работают артисты, никогда не было элементарных удобств, даже воды и туалетных комнат. В таких условиях работать – это подвиг. Мы не просим денег на постановки спектаклей, нам не нужна звезда с неба. Нет. Но самое необходимое должно у театра быть. Мы понимаем, в каком направлении нам нужно двигаться. Процесс запущен не сегодня, но он длительный. Мы редко к кому обращались за помощью. Мы всегда думаем, как это сделать самим. Мы благодарны городу за то, что он нами гордится и дает в полной мере всё что положено. Остальные задачи мы должны решать самостоятельно, тем более что мы сами перед собой их ставим. Наверное, мы амбициозны, но это потому, что у нас серьезные планы. Например, мы решили, что будем сами растить режиссеров. У нас есть артисты, которые, имея высшее актерское образование, мечтают стать режиссерами. Мы решили эту проблему: нашли учебное заведение и обучили на режиссеров Никиту Куманькова и Александра Иванова. Никита уже успел поставить спектакль «Глупости», который с успехом идет на сцене Камерного театра. Но мы на этом не остановимся, поскольку у нас есть ребята, желающие повысить актерскую квалификацию.
– И последний вопрос, Оксана Александровна. Лето – время отпусков, в театрах, по давно сложившейся традиции, уходят в отпуск все и сразу. В течение месяца, а иногда и больше здание театра пустует. Прошлым летом коллектив Смоленского Камерного театра уходил в отпуск поочередно, что позволило не прерывать творческий процесс. Спектакли шли согласно заявленной афише. По сути, это был эксперимент. Он себя оправдал?
– Безусловно. Для этого мы и увеличиваем труппу. Нельзя учреждению культуры на месяц закрываться на замок, тем более – летом, когда в город приезжают много гостей: туристы, родственники, друзья. Они с удовольствием посетили бы театр, но он закрыт. Если театр ушел в отпуск, на его сцене в это время должны проходить гастроли. Даже когда мы уезжали на фестиваль «Поговорим о любви…», на площадке Камерного театра по нашему приглашению выступили: Народный театр из Рославля со спектаклем «Она, он и окно…», Народный театр из Вязьмы, показавший «Поминальную молитву» для взрослых и «Сказку о Золотом петушке» для детей, драматический театр из Калуги с «Пиковой дамой» А.С. Пушкина. Театр должен работать летом. Это мы делаем ради наших зрителей, которые не должны, даже на месяц, забывать дорогу в Театр.
Беседовала Лариса Русова