Вячеслав Самарин Мастер. Философ. Гражданин
Народному художнику России Вячеславу Федоровичу Самарину исполнилось 85 лет. Более полувека назад он приехал в Смоленск. В нашем городе создал свои главные картины, получил всенародное признание, вошел в число лучших современных живописцев Отечества.
Сегодня Вячеслав Самарин – гость «СН».
– Жителем города Смоленска я стал благодаря Владимиру Ельчанинову и Валерию Ласкину, с которыми учился в институте. Я изза них сюда приехал, но крепкая дружба между нами както не сложилась, хотя Ельчанинов всегда был для меня большим авторитетом. Я учился на первом курсе института, а он был на третьем, и я хорошо помню, что когда он шел по факультетскому коридору, вокруг шептали: «Смотри, вон Ельчанинов идет!» Он уже тогда был настоящим художником. Ято приехал из Якутии, говорил соответственно, и однажды на экзамене преподаватель по истории искусств у меня спросила: «Простите, Вы не из деревни?», на что я с гордостью ответил: «Нет. Я – из поселка!»
Вообщето я рисовал, сколько себя помню, но всегда считал, что настоящим художником мне не стать. Даже не мечтал об этом и собирался поступать в Хабаровское летное училище. Но поскольку в детстве повредил один глаз, на медкомиссии мне было сказано: в летчики идти даже не думай. Что делать? Решил пойти в художники. Приехал в Москву поступать на худграф педагогического института имени В.И. Ленина, в сторону Суриковского института даже не смотрел. И опять на медкомиссии мне сказали, что художником я быть не могу, поскольку художник должен иметь бинокулярное зрение. И хотя я понимал, что это глупость, червячок сомнения жив до сих пор. Крепко он во мне сидит, и когда чтонибудь не клеится, думаю: наверное, врач была права.
А Володя Ельчанинов, благодаря которому я оказался в Смоленске, он и здесь, и в Союзе художников, и в институте был неформальным лидером. Просто он таким родился. Володя не был карьеристом, понимал, что начальственная должность – это дополнительная нагрузка. Он просто «рулил», сидя в правлении гдето сбоку.
– Вячеслав Федорович, а сегодня Вы ощущаете себя художником?
– Скажу честно, да. Даже хорошим, наверное. Нескромно так говорить, но это правда. Плохим художником быть просто нельзя.
– А когда Вы это поняли?
– Когда стал замечать, что картина – живое существо, когда написал «Рядового Мухина», потом «Дом, которого нет». Это дом, куда не вернулся рядовой Мухин, а сейчас в нем проживает мой Есенин, хоть и в разбитом зеркале, но проживает. Есенин – душа этой деревенской избы. Видите пробоину над рамой, из которой вытекает какаято бесцветная субстанция? Пуля, убившая Мухина на войне, убивает и его деревню, уже почти убила, и у меня болит душа. Я – городской человек, но это мой родной дом, где всё было настоящим, и мне его очень не хватает. Ничего, кроме луны, от былой жизни там уже не осталось. Спасибо, что я успел его запечатлеть.
– А как этот дом появился в Вашей творческой биографии?
– Когда я серьезно занимался охотой, поехал в Духовщину, чтобы побродить по лесам. Через лес вышел в деревню, и, представьте себе, меня встретил настоящий Мухин – потрясающий мужичок, Божий человек. Он казался немного странноватым, а может быть, ему просто нравилось, что называется, придуриваться, но делал он это талантливо. Мужичок пригласил меня к себе «на огонек», и я понял, что его дом и есть изба рядового Мухина.
– Скажите, Вячеслав Федорович, по большому счету художник – это кто?
– Творец. Правда, в иерархии творцов для меня выше всех стоят поэты. Как написать картину – я знаю, а как из простых слов сложить удивительные строки, которые берут за душу, как у Есенина, не представляю. Вы только послушайте: «Дар поэта – ласкать и карябать, роковая на нем печать. Розу белую с черной жабой я хотел на земле повенчать». И дальше: «Если черти в душе гнездились, значит, ангелы жили в ней». Для меня Есенин – тоже Божий человек. Он – посланник откудато свыше, земля таких не рождает.
– Хочу уточнить, Вячеслав Федорович: кистью художника, как и пером поэта, тоже управляют Высшие силы.
– Наверное, но в меньшей степени, чем пером поэтов. Вот есть у меня дружочек Захар Прилепин, подружились мы с ним в интернете, хотя я – просто русский, а он – русский процентов на сто пятьдесят. У русских людей в большинстве своем, к сожалению, нет чувства национальной особенности. Похвальбы у нас нет. Я – русский, ну и что? А у Захара Прилепина чувство национальной гордости за то, что он – русский, зашкаливает. Кстати, Захар тоже почитатель Есенина, книгу о нем написал. У меня эта книга есть с дарственной надписью. Захар мне ее по почте прислал. Мы с ним часто говорим о Есенине. Захар знает много малоизвестных фактов из биографии поэта, которые не вошли в книгу. Но мы с ним расходимся во мнении, как погиб Есенин. Захар убежден, что он покончил жизнь самоубийством, я уверен, что поэта убили. Захар невероятно тонко чувствует поэзию, да и его проза – сродни стихам, такая же точная и афористичная. Он прекрасно владеет словом. Убежден, со временем Захар Прилепин станет большим русским писателем. Очень хотелось бы с ним встретиться, надеюсь, что это произойдет, когда времена станут спокойнее.
– 85 лет – достойный уважения возраст, который позволяет подводить предварительные жизненные итоги. Многое из того, о чем мечталось в молодые годы, сбылось?
– Мне удалось всё, что хотелось сделать. Я даже переживал по этому поводу: всё сделал, и что теперь? Рыбу ловить? Нет. И у меня вдруг родился сюжет, образ, с которого я когдато начинал – краснорожий от соленого морского ветра помор Бронников на фоне синезеленого Белого моря. Хочу написать большую картину.
– Нужно сказать, что образ этот совершенно особенный. Не случайно замечательный наш поэт Евгений Евтушенко во время визита в Смоленск именно им пленился и приобрел эту картину для своей галереи.
– Удивительный человек этот Евгений Александрович Евтушенко. Я счастлив, что меня с ним свела судьба. Смотрите, в свое время он уехал в Америку, достаточно долго преподавал в одном из университетов, а похоронить себя завещал на родине, в России. Как там у Есенина? «Даже пес в хозяйский дом умирать всегда приходит».
– Вячеслав Федорович, всеобщее признание, которого Вы, несомненно, достигли, окрыляет?
– Не кривлю душой – не знаю. Никогда об этом не думал. Конечно, приятно, когда ктонибудь тебя похвалит, а если восхитится – совсем хорошо, но знаете, в чем печальный парадокс? Добиться признания у зрителей гораздо проще, чем у коллег.
– Но Вы – единственный из смоленских художников удостоены Премии Центрального Федерального округа в области литературы и искусства.
– Но за эту премию я получил хорошую оплеуху дома, в Смоленске. Из Москвы летел как на крыльях. Но «черный человек», подобный тому, что выглядывает изза плеча Есенина в «Разбитом зеркале», на собрании назвал меня вором, обманщиком и потребовал, чтобы я вернул деньги государству.
– И кто это был, если не секрет?
– Толик Попов, заслуженный художник России. Царство ему небесное. Хороший художник, но какаято детская зависть его съедала. Я даже обиды на него не держу. Правда, премия была всего одна, а вот ордена Дружбы удостоены несколько смоленских художников, в том числе и мы с Анатолием Илларионовичем Поповым. А еще я – отличник погранслужбы. В свое время я написал портрет уроженца Смоленской области Героя Советского Союза, генерала армии Вадима Александровича Матросова, который долгое время командовал погранвойсками. Сегодня этот портрет находится в Галерее знаменитых смолян, расположенной на втором этаже Дома областной Администрации.
– Хорошо Вы сказали: «Из Москвы домой, в Смоленск, летел как на крыльях». Что, по столице совсем тоска не гложет?
– Я – москвич, но прикипел душой к Смоленску. Кроме того, когда я уезжал, Москва была русским городом. Сейчас ее русским городом назвать трудно, обычная европейская столица. Я жил в самом центре, на Васильевской улице. Рядом – Зоопарк, Дом Кино, Тишинский рынок, Тверская. Чтобы из такого места уехать, нужно быть круглым идиотом.
– Или очень хорошо относиться к Ельчанинову с Ласкиным…
– Ельчаниновто меня особо не звал. Ему конкурент был не нужен. А Ласкин часто приезжал ко мне в Москву, не ленился. Я писал диплом, а он стоял рядом и дудел в ухо: «Давай к нам, в Смоленск, я тебя к себе в мастерскую возьму». И я, дурак, соблазнился, но теперь об этом горевать поздно.
– У Вас ведь была возможность вернуться домой, отработав положенный срок согласно распределению, многие так и сделали. Что Васто остановило?
– Мастерская. В Москве получить мастерскую очень трудно. Надо кудато ходить, когото просить, а я – человек «никому не кабельный». Вот Вера, моя жена, с которой мы вместе уже 62 года, человек общительный, со всеми легко находит общий язык, а я – нет. Понимаете, все сюжеты моих картин – из жизни людей, ставших мне родными, но я почти ни с кем не поддерживаю связь. У меня есть отвратительная черта – я не пишу писем. Ну что делать? А еще я – самоед, всё время себя грызу. Я – ленивый, без конца переделываю свои работы, правда, не делаю их хуже. Картины – они как дети, за них душа болит. Многое, что я сделал, закуплено музеем, и мне постоянно кажется, что там, в запасниках музея, им темно, тесно и душно, а в мастерской им светло и легко дышится.
Моя самая большая мечта – чтобы когда я уйду, оставили мастерскую за моей семьей, как память о художнике Вячеславе Самарине. Наверное, это очень сложно. Буду обращаться к губернатору и в Союз художников России, потому что на уровне Смоленской организации художников этот вопрос не решить. Помимо всего прочего у меня в мастерской много антикварных вещей хранится. Например, деревянное кресло, в свое время принадлежавшее моему деду. Когдато знаменитый мастер Шутов изготовил их всего 50 штук на всю Москву. Одно из них приобрел дед. Он был богатым буржуем, имел несколько доходных домов на Васильевской и чугунолитейный завод на Новослободской. Изза «неправильного» происхождения мой отец не смог поступить в техникум. Образование получил, вернувшись с войны, которую закончил в Берлине. Отец по профессии был инженер, несколько лет по вольному найму работал на Севере, в Якутии. Жила наша семья в поселке Алдан, а в школе, где я учился, преподавали в основном «враги народа» – высокообразованные, интеллигентные люди, учившие нас не только читать, писать и складывать числа, но, в первую очередь, честности, порядочности, достоинству и душевному благородству. В Якутии я окончил десятилетку и получил свою первую награду, которой до сих пор очень горжусь, – почетную грамоту за победу в соревнованиях по стрельбе. Обогнал якутских мальчиков – прирожденных охотников.
– Недавно Вы стали участником культурного события всероссийского масштаба, прошедшего в Москве. Несколько слов об этом, пожалуйста.
– Да. Это была Всероссийская художественная выставка «Грани Победы», прошедшая в Центральном выставочном зале Союза художников России на Крымском Валу. От Смоленской региональной организации Союза художников были приглашены заслуженный художник России Вера Самарина, талантливый, самобытный художник Владимир Еленецкий и я. Хочу заметить, что моя «Страна березового ситца» вернулась из Москвы какойто обновленной, значительной и философски наполненной.
– Это на ней лежит отблеск успеха, который она имела в столице. И последнее, Вячеслав Федорович. Традиционной персональной юбилейной выставкой когда порадуете смоленских любителей изобразительного искусства?
– В следующем году, ближе к марту. Она пройдет в КВЦ имени Тенишевых. Мне еще будет 85 лет, имею право. Заберу всех своих из запасников музеязаповедника и посмотрю на них, когда они будут вместе и рядом. Очень хочется напоследок увидеть всё, что сделано. Директор музея Тамара Васильевна Орлова мне в этом поможет. Она прекрасный человек, хорошо понимает и ценит художников, глубоко уважает наш труд. Ведь мы, художники, не мыслим себя без картин, в них – вся наша жизнь.
Беседовала Лариса Русова