Дары и дарители
Дарение – традиция, имеющая давние корни. Веками монархи, аристократы и промышленники, ученые и путешественники, художники и их наследники дарили музеям отдельные предметы и целые коллекции. Многие музеи целиком составлены из частных пожертвований. Так, Третьяковская галерея в 1892 году была подарена Москве купцами П.М. и С.М. Третьяковыми. А в Смоленске это, конечно же, известная всем «Русская старина» княгини М.К. Тенишевой. Уже с момента открытия в нашем городе 135 лет назад первого музея – историко-археологического, созданного стараниями преподавателя Смоленской губернской мужской гимназии С.П. Писарева, – музей принимал дары, а одним из первых дарителей стал тогдашний смоленский городской голова А.П. Энгельгардт.
И в наши дни благородное стремление дарить музею подарки находит отклик в сердцах многих людей.
Смоленский государственный музей-заповедник будет знакомить с историей пополнения своего собрания в рубрике «ДАРЫ И ДАРИТЕЛИ».
Порядка тридцати работ знаменитого Чеслава Стефанского передала музею-заповеднику родственница художника Нина Петровна Стефанская (г. Москва). Имя Чеслава Казимировича Стефанского – знаковое в художественной жизни Смоленска начала ХХ века. Около четырех лет (1918-1922) его творческая деятельность была связана с нашим городом. Здесь он занимался сохранением и изучением памятников, работал декоратором в театре, преподавал в изостудии, участвовал в выставках Смоленского общества художников. Именно в этот период создавалась работа «Смоленск. Сумерки», подаренная музею в далеком 1967 году дочерью художника Милицей Стефанской и входящая ныне в экспозицию Художественной галереи. Удивительная преемственность поколений дарителей: от дочери – до жены внука, которой ныне 85 лет.
Не только смоляне, но и жители других городов России выступают дарителями Смоленского государственного музея-заповедника.
Дар предпринимателя и мецената из Санкт-Петербурга Валерия Григорьевича Тетерева – четыре живописных работы Николая Пахомова («Распятие», «Вечер», «Улица Посадская», «Зеленые человечки»). Художник-авангардист Николай Александрович Пахомов родился в 1937 году в Уфе. Ныне здравствующий, оригинальнейший, яркий, по-детски непосредственный и в то же время полный «подводных смыслов» Пахомов совсем не похож на ветхого 80-летнего старца. Картины его на удивление современны, хоть и написаны в разные эпохи, а главное качество художника – духовная свобода. Картина «Распятие» (2006) – известна, опубликована, посвящена она памяти жертв ГУЛАГа.
Четыре работы Владимира Малевского подарены музею жительницей северной столицы Еленой Георгиевной Каторгиной. Одна из них – «Любимая пластинка» – сразу же заняла достойное место на выставке, посвященной 100-летию СССР, в Историческом музее. Художник драматичной и сложной судьбы, Владимир Евгеньевич Малевский (1925-1981), мастер, наделенный даром подлинного живописца, никогда не выстраивал стратегию «самовыдвижения» в художественной среде. Многое из созданного им оставалось неизвестным для коллег и зрителей и, по большому счету, еще ждет серьезного исследования. Будучи художником совершенно самобытным, не стремившимся подражать набору проверенных приемов, он сполна отразил в лучших своих работах эпоху. Не только «свое время», но и время, имя которому – ХХ век.