Всеволод Шиловский: «Важно попасть в один биоток с артистами»
В Смоленском Камерном театре идут последние репетиции семейной комедии Юрия Полякова «Особняк на Рублевке». Режиссерпостановщик спектакля – известный артист театра и кино, режиссер, сценарист, президент Международного кинофестиваля актероврежиссеров «Золотой Феникс», народный артист РСФСР Всеволод Шиловский.
Премьера назначена на 7 сентября, причем в главной роли выступит сам Всеволод Николаевич. Это будет неожиданным, но очень дорогим подарком всем смоленским любителям театра. А 8 сентября в кинотеатре «Современник» состоится торжественная церемония открытия XVI кинофестиваля «Золотой Феникс», главным действующим лицом которой, по уже сложившейся традиции, станет Всеволод Шиловский.
– Всеволод Николаевич, как сложился альянс «народный артист РСФСР Всеволод Шиловский и муниципальное учреждение культуры Смоленский Камерный театр»?
– Очень просто. Я 16 лет приезжаю в Смоленск на кинофестиваль «Золотой Феникс», президентом которого являюсь. Фестиваль прижился в Смоленске, чем я, бесспорно, горжусь. Чего стоит только одна Площадь Звезд перед кинотеатром «Современник», где каждая Звезда – это слава России.
16 лет я связан с жителями вашего города. Иду по улице во время фестиваля, все здороваются и говорят «спасибо за фестиваль». Выше этого ничего нет. Конечно, в дни фестиваля я очень занят, тут не до театров. Правда, однажды мы делали открытие в шикарном имперском здании драматического театра, но спектаклей я не видел. А с Камерным получилось так. В разгар XV кинофестиваля «Золотой Феникс» в моем гостиничном номере раздается телефонный звонок.
– Здравствуйте, Всеволод Николаевич! Вас беспокоит директор Смоленского Камерного театра Оксана Неклюдова.
– А что, есть такой театр?
– Есть. Можно с Вами встретиться и поговорить?
– Конечно, можно. Когда?
– Прямо сейчас.
Входит молодая красивая женщина, которая предлагает совершить экскурсию по Камерному театру с прицелом на дальнейшее творческое сотрудничество.
Приехали – и я обалдел. Вот эта игрушка – театр? Потрясающие фойе, зал, сцена, а какая акустика! Но я ничего не видел на этой сцене. Спросил, какая труппа. Оксана Александровна ответила, что труппа в основном молодая, и снова поинтересовалась, не мог бы я поставить для них спектакль в ближайшее время. Честно говоря, на тот момент не мог, поскольку был занят строительством здания для своего театрастудии, но спросил, не хотят ли смоляне увидеть спектакли моего театра? И мы привезли сначала «Игроков», а затем комедию «Он, Она, окно, покойник». По окончании этих спектаклей благодарные зрители аплодировали стоя минут по двадцать. Такое отношение не оценить было невозможно, и мне захотелось поработать в этом театре, для этих зрителей. Предварительно обговорили условия: пьесу предлагает театр, постановочный процесс продлится примерно месяц. Мой спектакль «Профессия – сеньор из общества» в Ростовском академическом театре драмы был поставлен именно в такие сроки и шел с большим успехом более семи лет. Артисты так берегли его! Важно попасть в один биоток с артистами. Если этого не случилось, ничего не добьешься. Успех зависит от того, верят тебе или не верят. Если верят, можно сделать всё что угодно.
Конечно, я приезжал в Камерный знакомиться с труппой. Посмотрел спектакль, это была комедия «Женитьба Бальзаминова». Сценография – блестящая, художникпостановщик – потрясающий!
Артисты – замечательные. Если бы было плохо, я никогда бы не согласился на постановку. Никогда. А тут я увидел способных людей. С помощью художественного руководства театра сделал распределение ролей, потом поговорил с художникомпостановщиком Светланой Архиповой. Она принесла эскизы – и я рухнул! Это был действительно особняк на Рублевке! А какие костюмы! Словом, художник высшего класса!
– Всеволод Николаевич, Вы – живая легенда театра и кино. А к легендам, творчески одаренные люди особенно, относятся весьма трепетно. Скажите, наши артисты не комплексуют на репетициях, нет ли у них так называемого «внутреннего зажима»?
– Абсолютно нет. Они – способные артисты. Кроме того, я педагогикой занимаюсь 60 лет. Первый мой выпуск, где я был еще ассистентом: Владимир Меньшов, Андрей Мягков, Анастасия Вознесенская, потом Ира Мирошниченко, Николай Караченцов и многие другие. Прежде всего, артисты должны тебе верить, и хорошо, чтобы это случилось быстро и сразу. Я, например, очень остро чувствую: верит мне артист или нет. У нас на репетициях замечательная атмосфера, царит демократия, артисты послушны. Я знаю, чего я хочу, они понимают, что нужно делать, а как уж получается – это степень таланта каждого. Рождается творческая связь, вот и в сё.
– Почему и Вы, и театр остановились на семейной комедии Юрия Полякова «Особняк на Рублевке» (второе название «Золото партии»)?
– К моему счастью, я знаком с этим драматургом. Среди безвременья драматургии сейчас (вообще драматургов – ноль) этот человек сумел предугадать, что будет происходить сегодня, хотя пьеса написана достаточно давно. Я три пьесы его поставил: «Одноклассники», «Чемоданчик» и «Особняк на Рублевке». Почему? Потрясающе разработаны характеры персонажей, потрясающая связь времен, потрясающее детективное начало. Он ведь еще в молодости написал повесть, всколыхнувшую весь Советский Союз – «ЧП районного масштаба». Вот что такое Поляков! Он всегда чутьчуть «впереди планеты всей», что многих раздражает. Поэтому у него есть недоброжелатели, но я обязательно буду еще его ставить
– В пьесе много возрастных ролей, а труппа молодая. Непросто, наверное, в двадцать с небольшим прочувствовать и передать страсти, бушующие в душе хорошо пожившего человека?
– Никаких проблем и натяжек тут нет. Когдато молодой артист Шиловский в один вечер играл 70летнего Коростылева в «На дне», а в следующий – 16летнего Керубино в «Женитьбе Фигаро». Это великие мхатовские старики меня так «баловали», это школа Художественного театра. В молодости я вообще играл много возрастных ролей.
– А кто будет исполнять роль главного героя спектакля – пенсионера всесоюзного значения Петра Лукича Барабаша?
– Андрей Аббасов. Андрюша – очень сильный артист, ему любая роль по плечу.
– Но премьеру будете играть Вы, Всеволод Николаевич?
– Да, в первом премьерном спектакле 7 сентября занят я, следующие премьеры будет играть Андрей Аббасов.
– Всеволод Николаевич, в начале нашей беседы Вы коснулись события, породнившего Вас с нашим городом. Это кинофестиваль «Золотой Феникс», торжественное открытие которого в этом году состоится 8 сентября в кинотеатре «Современник». Кто будет принимать участие в церемонии открытия фестиваля?
– Давайте сохраним интригу, пусть их имена будут приятным сюрпризом для смолян. Скажу лишь, что гости фестиваля – в основном мои друзья. С трудом «выцарапываю» их по одному в силу их занятости. Кроме того, бюджет фестиваля достаточно скромный. Понимаете, судьба всех благородных начинаний зависит только от людей. И когда на улицах Смоленска меня благодарят за кинофестиваль (есть в смолянах огромная внутренняя культура), я в очередной раз убеждаюсь, что «Золотой Феникс» городу необходим, и город много делает для того, чтобы фестиваль был.
16 лет «Золотой Феникс» – бренд Смоленска. На просмотрах – полные залы. Вот в чем соль. А то, что о фестивале молчат центральные СМИ – замалчивать можно всё что угодно, но почемуто на вечере памяти Людмилы Гурченко демонстрировали видеозапись именно с нашего фестиваля. Людмила Марковна на «Золотом Фениксе» представляла свой режиссерский дебют – фильм «Пестрые сумерки». Как тепло тогда принимали ее зрители! А к замалчиванию нужно относиться спокойно, всё равно реальность побеждает, память народная побеждает. Если бы я обращал внимание на каждое «знаете, у нас жюри считает, что этот фестиваль не нужен», меня бы давно не было.
– А почему лауреаты «Золотого Феникса» не приезжают на церемонию вручения наград?
– Почему не приезжают за призами? Все заняты, к счастью. Это – показатель востребованности. Я помню, как прекрасный режиссер Вадик Абдрашитов с трудом вырвался на наш фестиваль на один день, а другие вырваться не могут. Так что к этому тоже нужно относиться спокойно.
– Всеволод Николаевич, кто Вы в большей степени: человек театра или человек кино?
– Я – един в двух лицах. Когда развалился МХАТ, в котором я отработал 30 лет, я резко ушел в кино. Было мне тогда 42 года. Сегодня на счету у меня около 130 ролей в кино, большие режиссерские проекты, в частности, первый в Советском Союзе телевизионный сериал «День за днем» по сценарию уникального человека, потрясающего барда Михаила Анчарова. Его боготворили и Володя Высоцкий, и Булат Окуджава. А какой цветник артистов в этом фильме снимался! Сегодня таких уже нет.
– Грустный парадокс. Русская театральная школа сохранилась, а куда исчезли гениальные актеры?
– Если раньше серьезные театральные школы можно было пересчитать по пальцам: «Щука», «Щепка», Школастудия МХАТ, ГИТИС, ВГИК, то сегодня их в одной Москве больше 150, и все выдают дипломы о высшем театральном образовании, а потом выпускников просто выбрасывают на улицу – о трудоустройстве даже речи нет. Если раньше в государственных институтах платили стипендию, нуждающимся предоставляли общежитие, а по окончании – распределение в театры страны, причем выпускники могли выбирать и город, и театр, то сегодня за 4 года обучения на коммерческой основе нужно заплатить 2 миллиона рублей. Откуда такие деньги? Значит, идут учиться богатые, а таланты проходят мимо. Раньше Школастудия МХАТ строилась на том, что все наши мастера, и я в том числе, ездили по городам в поисках талантливых ребят. Конкурс был до 500 человек на место, а в процессе учебы отсев какой был! А сейчас – только плати, и всё! Потому и деградация, и в этом мы живем… Поэтому только из учеников, мною воспитанных во ВГИКе, я сделал свой театр.
Министр культуры Правительства Москвы Александр Владимирович Кибовский както пошутил, что мы от молодых «Современника» и «Таганки» отличаемся тем, что они начинали с одного спектакля, а у нас в репертуаре – тринадцать. Это студенческие спектакли, которые мы бережно сохраняем, выезжаем с ними на гастроли, вот и в Смоленске уже дважды побывали.
– В труппе Вашего театра сколько человек?
– Официально – 15, а по факту – 25. Из бюджета города Москвы нам профинансировали строительство здания театра на Петровке, 17. Согласитесь, «центрее» не бывает. Нам оплачивают изготовление декораций, коммуналку, гастрольную деятельность. Но мы частный «Театрстудия Всеволода Шиловского» и средства на заработную плату работникам театра должны добывать сами. Зал театра рассчитан на 100 мест, и если сбор с каждого спектакля будет 100 тысяч рублей, то материальное вознаграждение получается весьма достойное. А пока наши артисты зарабатывают на жизнь съемками в сериалах и рекламе, подрабатывают в разных театрах Москвы. Этот сезон для нас станет первым в стенах родного театра.
– Большое спасибо за интервью, за то, что в напряженном рабочем графике нашли время для встречи с нашими читателями. С нетерпением будем ждать премьеру в Камерном театре и, конечно, открытие и последующие показы кинофестиваля «Золотой Феникс», который в этом году пройдет с 8 по 12 сентября. И, конечно, желаем искренней зрительской любви и популярности «Театрустудии Всеволода Шиловского» – последователю молодых «Современника» и «Таганки».
Беседовала Лариса Русова