«Экономить на безопасности глупо»
В Смоленске на маршруте автобуса № 30 (ул. Щорса – пл. Желябова) работает один из лучших водителей нашего города – Сергей Апраксин. В этом году он одержал победу в городском конкурсе водительского мастерства. Сергей стал лучшим в маневрировании на автобусах средней вместимости и на автобусах большой вместимости. Об этом и не только – наша беседа с ним.
– Сергей, почему Вы выбрали профессию водителя автобуса?
– Я узнал, что «Автоколонна – 1308» объявила о наборе в группу для подготовки водителей. Можно было бесплатно пройти обучение, получить категорию водителя автобуса и в дальнейшем отработать по контракту какоето время. Меня заинтересовала эта возможность, но когда я пришел, выяснилось, что «Автоколонна – 1308» уже отказалась от этой затеи. На тот момент не было набора в группы.
И я начал работать кондуктором и проработал так полтора года. А когда получил категорию водителя автобуса, сразу приступил к новой работе.
Сначала было тяжело, потом привык. Есть позитивные моменты, изза которых хочется ходить на работу. Общение с другими водителями, кондукторами, еще мы взаимодействуем с другими организациями. И я уже шесть лет работаю в «Автоколонне – 1308».
Большой, дружный и слаженный коллектив «Автоколонны – 1308» ежедневно трудится на благо города и пассажиров.
Вдохновляют и профессиональные конкурсы, о которых я, честно говоря, и не знал, когда трудоустраивался. Я даже предположить не мог, что водители автобусов занимаются чемто подобным. Конкурсы дают хороший опыт, возможность побывать в новых местах и увидеть новый транспорт. Например, в СанктПетербурге мы ездим на совершенно других автобусах. Надеюсь, и в Смоленске когданибудь будет подобная техника.
Большой плюс – льготная пенсия, которую я могу получить в 45 лет.
– Тяжелее работать водителем или кондуктором?
– И там, и там есть свои особенности. Водителю постоянно нужно быть внимательным, обращать внимание на некоторые нюансы, касающиеся и пассажиров, и транспорта, на котором ты работаешь. А также надо предъявлять к себе определенные требования. Например, перед работой я стараюсь пораньше лечь спать, тем более если накануне целый день был за рулем.
И кондуктором быть нелегко. Наши сотрудницы тоже встают рано утром и работают целый день на ногах, непосредственно с пассажирами, а ни для кого не секрет, что работа с людьми – самая сложная.
– Как Вам удалось одержать победу в конкурсе сразу в двух номинациях?
– Мне помог в этом опыт предыдущих соревнований. Соревнования в вождении для меня – это спорт, и им я занимаюсь уже больше трех лет. Началось всё с того, что мне предложили поучаствовать в соревнованиях в СанктПетербурге, потому что мой возраст подходил под категорию молодого водителя. Я попробовал, познакомился с особенностями таких состязаний, и мне стало интересно. Захотелось не просто участвовать, но и занимать призовые места. Я только полтора года работаю на большом автобусе, а до этого работал на автобусе средней вместимости ПАЗ. На соревнованиях в Белоруссии я занял второе место на автобусе средней вместимости МАЗ. Поэтому на соревнованиях в Смоленске я сразу решил участвовать в двух категориях.
– Как проходил конкурс? Что было трудно?
– Самое трудное – это суета перед соревнованиями, поэтому участники соревнований помогали в организации мероприятия. Нужно было подготовить тех, кто в первый раз участвует в соревнованиях, объяснить какието тонкости, показать трассу.
Легкое волнение, конечно, всё равно присутствовало. С одной стороны, ты делаешь то же самое, что и всегда, понимаешь, что готов, знаешь правила дорожного движения и на площадке можешь проявить себя, но с другой стороны, все аспекты предугадать всё равно нельзя.
– В СанктПетербурге Вы участвовали во всероссийском конкурсе профессионального мастерства?
– В XXI и XXII международных конкурсах. На всероссийский мы с коллегами раньше, к сожалению, не попадали. Сейчас готовимся к нему. Это, конечно, более престижный и масштабный конкурс, чем городской. Он длится несколько дней. Приезжают много участников со всех уголков России. Водители делятся друг с другом опытом, рассказывают, на чем и как они работают.
– Что в других городах лучше?
– В больших городах в приоритете государственный муниципальный транспорт, а у нас частный перевозчик.
– Как рано Вы встаете утром на работу?
– Всё зависит от того, в какую смену я работаю. У нас лояльные графики. Если работаю в первую смену, то это ранний подъем и к середине дня я уже освобождаюсь. Есть рейсы, на которые автобусы выезжают в 5:10, а есть и позже: в 5:45, 5:50. До выезда нужно подготовить автобус в течение примерно 30 минут.
– И Вы всегда работаете на одном автобусе?
– Да. Мы работаем на других автобусах, только если свой по какимто причинам не может выехать, например, изза неисправности. Работаем по очереди с напарником, и оба приглядываем за автобусом, чтобы быть уверенными в завтрашнем выезде.
– Сергей, с какими трудностями Вы сталкиваетесь в работе?
– Трудности – это громко сказано. Есть определенные нюансы, но не более того. Например, нужно постоянно внимательно следить и за салоном, и за дорогой, потому что водители пассажирских перевозок очень ограничены в действиях. Водитель самосвала всегда может резко нажать на тормоз, а у меня такой возможности нет, так как я перевожу людей, и в этом случае возможны травмы у пассажиров. И я считаю, самое сложное в нашей профессии – это постоянное внимание.
– На каком уровне находится состояние транспорта в «Автоколонне – 1308», в том числе и Ваш автобус?
– Техника, конечно, не новая, но в неплохом состоянии. Я работаю на б/у автобусе, который пришел к нам из Москвы. И пришла эта партия в более плачевном состоянии, чем она находится сейчас. Руководство «Автоколонны – 1308» и непосредственно наши механики делают всё возможное, чтобы автобусы регулярно выезжали на маршруты города.
– У частных перевозчиков еще практикуется, когда водитель одновременно и кондуктор. Это же опасно, когда водитель во время движения берет плату за проезд у пассажиров.
– Это очень опасно, тем более если учитывать интенсивность движения в центре города. То, что водитель отвлекается, чтобы отсчитать сдачу во время движения, может привести к серьезным ДТП, вплоть до летального исхода. Экономить на безопасности глупо. Поэтому муниципальный транспорт и у нас, и в других городах старается удержать кондукторов в штате. Без кондуктора никуда. У него во внимании находится весь экипаж, потому что водитель не может уследить за всем. В тот момент, когда водитель смотрит за дорогой, в салоне может произойти всё что угодно: пассажиру может стать плохо или может произойти какаято поломка. В таких случаях кондуктор сообщает водителю о происходящем, и тот оценивает, какие меры можно принять.
– В муниципальном транспорте Смоленска ввели безналичную оплату за проезд. Это хорошая идея?
– Это отличная инициатива. И многие пассажиры оплачивают проезд с помощью банковской карты или гаджетов, которые привязаны к карте. Пассажирам не нужно носить с собой мелочь. А у кондукторов не возникает проблем с тем, чтобы выдать сдачу с крупной купюры. Я рад тому, что такая система появляется и у частников. Безналичная оплата – это очень удобно.
– Говорят, смоляне злые, особенно в общественном транспорте. Вы с этим согласны?
– Народ везде одинаковый, нельзя сказать, что в других городах люди добрее или злее. Время от времени едут пассажиры в плохом настроении.
– Сергей, у Вас бывали случаи, когда на дороге приходилось принимать экстренные решения?
– При работе на муниципальном транспорте, тем более на большом автобусе, такие случаи происходят регулярно, потому что автомобилисты нас не уважают на дороге. Водители легковых автомобилей не оценивают степень тяжести вождения автобуса и не понимают, что у автобуса нет возможности постоянно тормозить на дороге. И автобусы очень часто подрезают. Каждый считает, что ему надо проехать быстрее, а общественный транспорт едет медленно, не нарушая ПДД. Возможно, специально выделенные для автобусов полосы отчасти решили бы эту проблему и облегчили бы нам труд. Но пока что довольствуемся тем, что есть.
– Вы сказали про отдельно выделенные для автобусов полосы. А что еще могло бы улучшить движение в городе?
– Я бы избавился от заездных карманов на остановках при условии выделенных полос, как это сделано в больших городах. Тогда общественному транспорту нужно будет делать меньше действий – это сделало бы движение более прямолинейным и уменьшило бы количество ДТП.
Сейчас возле остановок часто стоит много автомобилей, которые мешают автобусам подъезжать и отъезжать.
– Спасибо за беседу, Сергей. Успехов Вам и новых побед!
Беседовала Александрина ХРАПАКОВА