Дети в зоне риска
«Эпидемия агрессии, которая захватывает сознание наших детей, является уникальным индикатором роста ненависти, конфликтов на самых разных уровнях. Но прежде всего, эта агрессия поражает мир подростков. Психологически подростки – это возраст бури и натиска. Они всегда в поисках, они ищут свое «я». Они уникально нестабильны. Именно поэтому то, что происходит вокруг, находит наиболее жестокое выражение в подростковой культуре», – считает доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, завкафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени Ломоносова, член Совета по правам человека Александр Асмолов.
Известный психолог Александр Григорьевич Асмолов ответил также на ряд тревожных вопросов.
– Может ли причиной стрельбы в школе стать травля? Обычно все ищут причину в ней.
– Буллинг и травля в школе (если говорить на языке армии, дедовщина) очень ярко прослеживаются в последнее время. Психологи пытаются найти множество программ, которые уменьшили бы разрушающее влияние разных форм буллинга на сознание детей.
Но именно буллинг может послужить лишь триггером, лишь толчком к трагедии в школе, но не ее основной причиной. Главное же заключается в том, что в современной социальной ситуации само понятие конфликта стало нормой поведения. Агрессия стала поощряемой нормой взаимоотношений между людьми. Вот главный и базовый источник подобного рода ситуаций как в нашей стране, так и в других странах мира
– Влияют ли на подобные случаи медиа?
– Телевидение давно превратилось в так называемое «телененавидение». В СМИ постоянно говорят, что ктото нам враг, когото надо уничтожить. При этом всё переходит не просто в агрессивный стиль общения, а обладает эффектом эмоционального заражения. Поэтому агрессивность в наших медиа является одним из наиболее главных триггеров, которые приводят к трансформациям и ранимости массового сознания. Прежде всего это влияет на сознание детей и подростков.
– Когда такие случаи освещаются в медиа, есть ли риск, что за ними произойдет рецидивный всплеск подобных событий? Об этом нужно или не нужно говорить?
– В социальной психологии описан «эффект юного Вертера», он связан со знаменитым произведением Гете. Этот эффект свидетельствует о том, что после широкого обсуждения в прессе и буквально смакования тех или иных происшествий и деталей, в том числе случаев суицидов, количество подобных трагедий вырастает, и сильно. Поэтому безграмотное освещение и смакование этих событий в прессе является заражающим.
– Может быть, подростки, которые совершают подобные действия, в том числе ищут этой публичности и освещения в медиа?
– Абсолютно точно. Одна из уникальных установок подросткового возраста – заявить миру о своем существовании в самых порой трагичных, демонстрационных формах. Тут присутствует крик: «Вы меня не увидели, тогда вы поймете, как я был важен и ценен в этом мире!»
Многие, когда были детьми и их обижали, закрывали глаза и думали, как они умрут, а все вокруг будут переживать и расстраиваться. Такое было почти с каждым.
– Можно ли както заранее предугадать подобные трагедии?
– Нет ни одной психологической методики, которая могла бы с достаточной четкостью проанализировать портрет личности ребенка и сказать, что тот или иной готов к совершению подобного рода преступления.
Нужно рассматривать очень индивидуальные вещи. Прозвучит банально, но ключевой момент, который необходимо учитывать, – это воспитание как страхование социальных рисков развития детей и подростков. Если воспитание в наших школах открывает пространство для агрессии и ненависти, тогда мы с вами и пожинаем то, что происходит сегодня, в том числе тот трагичный случай, от которого и вам, и мне больно и страшно.
– Можно ли составить какойто четкий портрет подросткастрелка?
– Нет, нельзя, четкого портрета тут нет. Ребенок может быть скромным или общительным, мальчиком или девочкой, ласковым или угрюмым. По внешним характеристикам или поведению вы никогда не сможете полноценно судить о тех или иных реальных действиях ребенка. С психологической точки зрения это даже неграмотно.
– Соответственно, нет и единого решения этой проблемы?
– Да, его тут нет. Ответственность здесь лежит на самом обществе. Оно должно прививать детям ценность личности, уважения и достоинства.
– Часто после трагедий выясняется, что дети не очень близко общались со своими родителями, те не особо знали, что тревожит их ребенка и как можно ему помочь. Это тоже влияет на степень риска?
– Да, конечно. Уровень доверия или недоверия в семье – это один из важнейших моментов развития личности ребенка, начиная с первых дней его жизни. Недоверие в семье может приводить и приводит к невротичным искажениям в развитии личности ребенка, росту тревожности, а тем самым и потенциальной агрессии.
Буллинг в смоленской школе
Травля – серьезная проблема, которая может повлиять на психологическое и эмоциональное благополучие ребенка. Увы, судя по всему, проблема буллинга в школе актуальна и для Смоленска. Через два дня после трагедии в Брянске, 9 декабря, в паблик «Подслушано Смоленск» («Телеграм»канал) на условиях анонимности обратилась учащаяся смоленской школы № 39.
«В эту школу я перевелась из 17й, потому что моя многодетная семья не смогла оплачивать ремонт школы, а также не могла сдать деньги на подарки учителю. Приняли меня одноклассники плохо. С их слов, я не понравилась одной девочке в нашем классе. Мама пыталась поговорить и с ее родителями, и с классным руководителем. Классный руководитель просто взяла и «выкинула» мою маму из родительской группы, так решилась для классной эта проблема, но не для нас. Она вообще не хочет вникать, что происходит в классе, а наоборот, присоединилась к детям, и теперь они все заодно. Меня постоянно стал избивать мальчик из класса. Я обратилась за помощью к соцпедагогу, на что получила от нее совет о том, что я девочка немаленькая и сама могу дать ему сдачу. Я отказалась заниматься рукоприкладством и пожаловалась маме. Мама написала заявление на имя директора и отнесла в школу. Никаких действий от директора не последовало. Так мы поняли, что жаловаться комулибо бесполезно…
Классный руководитель также дружна с учителем русского языка, которая унижает меня практически каждый урок. Сами понимаете, с каким настроением я хожу и учусь в школе. Представляю вашему вниманию записи разговоров. Учитель зачитывает мое сочинение, при этом без конца унижая меня перед классом. Понимаете, что потом происходило на перемене. Правильно, унижений стало еще больше. На аудиозаписи всё хорошо слышно.
Кто сможет меня защитить? Родители, хочу обратиться к каждому из вас, защищайте своих детей, кроме вас, это сделать НЕКОМУ. Директор занимает сторону учителя, начальник образования – сторону директора, круговая порука и замкнутый круг. И кто с кем в сговоре, судите сами. Последнее, что мне осталось – обратиться в соцсети. Но думаю, и от этого толка не будет».
Администратор паблика:
«В подтверждение своих слов девочка прикладывает аудиозапись, на которой учитель школы № 39 города Смоленска Шевцова Елена Александровна на уроке зачитывает ее сочинение.
Перед всем классом учитель, нарушая этические нормы, дает собственную оценку сочинению девочки в крайне критической форме, намекая на то, что такое сочинение мог написать только убогий. («Подслушано Смоленск» располагает полной версией аудиозаписи, на которой отчетливо слышно, как учитель персонифицирует девочку как автора сочинения).
Просим Министерство образования Смоленской области провести проверку в отношении Шевцовой Елены Александровны на предмет ее соответствия занимаемой должности (если на аудиозаписи действительно ее голос. Компетентные органы, надеемся, в этом разберутся – ред.).
Могут ли действия Елены Александровны расцениваться как подстрекательство к травле/буллингу?
В том случае если ситуацией заинтересуется Прокуратура Смоленской области, мы предоставим данные об авторе поста».
P.S. Мы приводим сокращенный и отредактированный текст из социальной сети, внимательно изучив комментарии пользователей. После прослушивания аудиозаписи большинство из них стали на сторону ученицы 8го класса.
Возможно, ученица не справилась с написанием сочинения и «достала» учительницу своими «перлами». Но у взрослого человека, преподавателя, нет права отчитывать подростка перед всем классом, высмеивая его и навешивая оскорбительные ярлыки.