Нельзя зарывать факты в землю
Историк и журналист Николай Сванидзе – о провале попытки Госдумы запретить говорить об ответственности СССР за Вторую мировую.
Госдуме не удалось утвердить проект об ответственности за искажение истории в годы Второй мировой войны… Статью предлагали ввести в Уголовный кодекс, но правительство РФ законопроект не поддержало.
Регламентация – это абсолютная нелепость. И законов по регламентации еще не издавалось – это новый шаг в праве. Запрет заниматься историей никогда и ничем хорошим не кончается. Нас приучают врать своим детям, обманывать мир, хотя мир обмануть нельзя, можно обмануть только себя. Наши законы все-таки действуют только на территории Российской Федерации. А вне Российской Федерации всё равно вещи будут называть своими именами. Всё равно историки будут это изучать, просто будет эзопов язык, чтобы не попасть под следствие. Всё равно честные люди не будут говорить, что черное – это белое, и наоборот.
Они говорят: не произносить об ответственности Советского Союза ничего плохого, только хорошее. Ну как так может быть? История – это наука! Вскрываются новые факты, их уже очень много, в любой момент могут вскрыться новые. Если эти факты говорят о том, что запрещено говорить, их нужно зарывать в землю? Значит, либо закон надо отменять, либо зарывать факты.
Что можно говорить о пакте Молотова – Риббентропа, скажем? Что будут говорить о первых двух годах войны, когда до 22 июня 1941 года Советский Союз и Германия и юридически, и фактически были союзниками? Это так. Потом Германия напала на Советский Союз, и ситуация изменилась. Да, войну развязала гитлеровская Германия, несомненно, но ответственность руководства Советского Союза была очень велика, потому что пакт Молотова – Риббентропа поощрил нападение Гитлера на Польшу, после чего в полном соответствии с секретным протоколом пакта Молотова – Риббентропа Сталин с восточной стороны вошел в Польшу. Это факты! Законом нельзя запретить говорить, что дважды два – четыре, нельзя законом запретить говорить, что Земля вертится вокруг Солнца.
Мы пошли по линии отрицания всего. Вообще не марайте нас, вы плохие, мы хорошие. Это вранье. Всё катится к политическому диктату в отношении исторической науки. Теперь мы будем слушать руководителей страны, что они об этом думают, а в учебнике будет повторяться их линия. Они у нас будут титанами исторической науки, хорошо, что не физики, не биологии, не химии. Но к этому мы можем тоже прийти, в общем, если кто-то из них увлечется. Не дай бог!