Война девчачьими глазами страшнее страшного
Мальчишки играют в войну с детства. Нам привычно видеть сильных, стойких мужчин с оружием в руках. Для нас мужчина — защитник и этим все сказано. А что же женщина? Разве она чувственная, хрупкая, заботливая может убивать? Война порой не спрашивала пол и возраст, не спрашивала можешь или нет, она только заставляла сражаться за своих детей, за свои семьи, за свой родной дом. Именно об этом новая постановка молодого режиссера Алины Пасечник и ее театральной студии «ALexima» под названием «Девчонки сорок первого».
Премьера спектакля состоялась 31 мая на сцене Культурно-досугового центра «Губернский». В основу сценария легла книга Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо». Это небольшие зарисовки о женщинах-героях, об их судьбах, их чувствах и переживаниях. Женщины-воины не запоминали названия самолетов и танков, не вникали в тактики и стратегии, они брали оружие и шли в бой.
Алина Пасечник, руководитель театральной студии «ALexima»: «Мы привыкли читать истории военного времени от лица мужчин, здесь же показана другая война с женским юным лицом. Они, как и мы сегодня мечтали о любви, мечтали стать актрисами, но в один день все это стало невозможным. Когда я только задумала постановку и искала материал, то наткнулась на книгу Светланы. Меня поразило насколько эти женщины были сильные, упертые, насколько сильно они понимали свою нужность. Мужчины не хотели, что бы женщины уходили на фронт. Они не верили, что женщины могут вынести все ужасы того времени и не хотели подвергать их опасности. В одной из историй командир часто сравнивал героиню со своей женой и не отправлял ее в бой, ведь это тоже чья-то дочь, мама, возлюбленная».
Как взрослые играют детей мы видим часто со сцены, это не сложно, ведь у всех было детство. Но могут ли дети играть взрослых? Могут ли современные девочки показать трудную суровую жизнь подростков войны, когда для них это всего лишь история? Однозначно, да! Они как никто другой смогли донести смысл постановки до своих одноклассников и друзей. Ведь когда рассказывают взрослые, то дети чаще относятся к этому как к истории, которая не может случится с ними. Остается ощущение, что война — это взрослая игра. Когда же рассказывают о войне такие же дети, рассказывают, что у них не было детства, модных гаджетов и они мечтали лишь о том, чтобы увидеть маму живой — это воспринимается совсем по-другому.
Алина Пасечник: «Сложно было работать с детьми, я сама выходила первое время с репетиций со слезами. Мне было страшно, что я сломаю детей этой постановкой, тем более заставляя их прочувствовать всю боль, силу и страх того времени. Я думаю, что мои дети поняли, что такое война, потому что были слезы и огромное количество вопросов. Почему у людей забирали кровь? Почему детей отнимали у родителей? Почему с ними так поступали? Почему их сжигали? И в начале им было совершенно не понятно как такое вообще возможно, как такое могло происходить с такими же девочками как они. Мы с ними долго разговаривали, родители проводили беседы и в какой-то момент они стали понимать, что это не просто спектакль, не просто книга, не просто история, а реальная жизнь людей времен войны. В итоге они прекрасно отыграли и я думаю, внутри у них осталась огромная настоящая благодарность нашим прадедам и прабабушкам».
Нужно ли рассказывать детям о войне или не омрачать их веселое детство решает каждый родитель сам. Но дети должны знать свою историю, чтобы не допустить такого вновь.
Илья Волков, зритель: «Я думал, что спектакль будет детский и пришел на него вместе со своей дочкой. Но я ошибся, это был взрослый серьезный спектакль при этом понятный моему ребенку. Да, мы плакали вместе, думаю ей было очень тяжело в какие-то моменты, но я уверен, что подобные спектакли нужны нашим детям, чтобы показывать им мир без телефонов, социальных сетей и постоянного развлечения. Думаю им полезно знать, что бывает по-другому, чтобы они учились ценить то, что имеют».
Галина Бунина, зритель: «Я удивлена насколько профессионально отыграли спектакль дети, насколько было все продумано: музыка, свет, костюмы. Когда эти маленькие девочки вышли в пижамах концлагеря сердце защемило так, что не передать словами. Спасибо».
В планах театральной студии и дальше пробовать что-то новое. За плечами сказки, мюзиклы и уже серьезный военный спектакль. Что впереди Алина не раскрывает тайну, только хитро намекает, что скоро нас ждет новая экспериментальная постановка с игрой света и тени.