«Абсолютно антисоциальный подход!»
Работающих пенсионеров приравняли к льготникам.
Государство пояснило, почему категорически нельзя индексировать пенсии работающим пенсионерам. Аргументация сводится к трем доводам: вопервых, мера приведет к сокращению выплат остальным пенсионерам, вовторых, в казне возникнет брешь на полтриллиона рублей, наконец, россияне из рассматриваемой категории получают зарплату. Соответственно, пенсия для них – льгота. Между тем, вся эта железобетонная логическая конструкция плохо стыкуется с законодательством и понятием «социальная справедливость».
«В связи с проведением с 1 июня 2022 года дополнительной индексации страховых пенсий на 10% объем дополнительной потребности в средствах федерального бюджета на проведение индексации пенсий (с доиндексацией за прошлый периоды) работающих пенсионеров в 2022 году с учетом расходов на доставку составил бы 498,7 млрд рублей», – говорится в письме первого зампредседателя правления Пенсионного фонда России (ПФР) Натальи Петровой в Российскую трехстороннюю комиссию по урегулированию социальнотрудовых отношений.
Чиновница напомнила, что целевое предназначение пенсий – предоставление средств к существованию тем, что утратил трудоспособность изза старости или инвалидности. А индексация, в свою очередь, призвана компенсировать инфляционные издержки.
«Поскольку работающие пенсионеры имеют источник дохода для покрытия этих издержек в виде зарплаты, установленная им страховая пенсия выплачивается без учета компенсации», – поясняет Петрова. Кроме того, она ссылается на федеральный закон № 400ФЗ, который «содержит льготу по выплате страховых пенсий всем категориям работающих пенсионеров, несмотря на то что они продолжают получать заработок».
Уместно напомнить, что в августе группа депутатов внесла в Госдуму законопроект, предлагающий с 1 января 2023 года возобновить (замороженную в 2016м) индексацию пенсий работающим пенсионерам, проведя перерасчет. Размер дополнительных бюджетных ассигнований авторы определили в 538 млрд рублей. Разумеется, правительство идею не одобрило. Между тем, в третьем квартале 2022 года в стране резко сократилось число работающих пенсионеров: за период с 1 июля по 1 октября – на 413,6 тысячи, до 8,1 млн человек (до минимума с 2004 года). Причиной могла стать внеплановая индексация страховых пенсий на 10% в июне, которая побудила часть граждан из этой социальной категории сменить статус.
«Обоснование ПФР внешне выглядит абсолютно безграмотным, либо же оно содержит изрядную долю лукавства, – считает член Совета Конфедерации труда России Павел Кудюкин. – Трудовая пенсия в России носит страховой характер. Любой гражданин, набрав определенное количество пенсионных баллов и войдя в соответствующий возраст, в полной мере заслужил как саму пенсию, так и индексацию. Не имеет никакого значения, работает человек в данный момент или нет: речь идет о его законно заработанных за годы трудовой деятельности деньгах. Что касается искомой суммы в 500 млрд рублей, то, вопервых, она не столь уже велика в масштабе всего бюджета, вовторых, ПФР так или иначе дотируется из федеральной казны».
Кроме того, определение «льгота» в данном случае неуместно, отмечает Кудюкин: вот если человек ни дня не работал, а ему государство платит социальную пенсию, чтобы он не бедствовал, тогда да — это можно рассматривать, как льготу.
«От зарплаты работающих пенсионеров тоже ведь идут страховые отчисления в ПФР, – напоминает ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН Сергей Смирнов. – А им в августе пересчитывают пенсии максимум на три балла. То есть рублей на 250 от силы. Аргументация Пенсионного фонда неверна по сути. Тогда давайте уж поменяем законодательство и там четко пропишем, что пенсии работающим пенсионерам не индексируются. Да, представителей ПФР можно понять: экономика не в лучшем состоянии, в августе в годовом измерении реальная заработная плата упала на 1,3%, соответственно, бюджет Пенсионного фонда хуже наполняется. Тут явно требуются дополнительные трансферты из госказны, у которой сегодня несколько иные приоритеты. С точки зрения внутренней логики чиновники правы, но аргументацию нужно подбирать совершенно другую».
Получается, люди виноваты в том, что получают заработную плату. Абсолютно антисоциальный подход! Конечно, ктото (прежде всего, представители творческих профессий, ученые, преподаватели) трудится в охотку, ради «чистого искусства». Но основной массе пенсии компенсируют от силы 30% утраченного заработка, вот и приходится оставаться на тяжелых работах, буквально ради выживания, рассуждает Смирнов. «По тем поправкам, чтобы были приняты чуть больше двух лет назад, у нас в Конституции нет разграничения на пенсионеров работающих и неработающих, – отмечает главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев. – Хотелось бы, чтобы в ПФР об этом не забывали. И пенсия – это никакая не льгота, а честно заработанные человеком деньги, согласно законодательству».
Георгий Степанов