День рождения мечты Александра Боброва
Завтра, 1 апреля, исполнится тридцать два года Смоленскому Камерному театру – одному из самых молодых и успешных театров нашего города. Его отцомоснователем стал выпускник театрального факультета Воронежского государственного института искусств, артист Смоленского драматического театра Александр Бобров.
Его имя в связи с Камерным театром упоминается крайне редко, хотя именно этот уникальный человек в перестроечные годы сумел осуществить самую заветную мечту – построить свой театр. Дерзкий эксперимент молодого артиста увенчался успехом лишь со второй попытки, но созданный Александром Евгеньевичем Бобровым Камерный театр и сегодня продолжает радовать зрителей замечательными спектаклями, являясь безусловным украшением смоленского культурного фона.
Сегодня заслуженный артист РФ Александр Бобров – гость «СН».
– Александр Евгеньевич, почему Вы покинули Смоленский государственный драматический театр на пике актерской популярности, ведь после спектакля «В этой девушке чтото есть», где Вы сыграли одну из главных ролей, Вас стали узнавать на улице, а это, как известно, безусловное зрительское признание?
– Просто меня не устраивал репертуар театра, и однажды окончательно надоело играть во всяком барахле. Невероятно захотелось ролей, за которые не было бы стыдно. Я пошел к главному режиссеру той поры Игорю Южакову и назвал ему несколько пьес, в которых хотел бы играть. На что Игорь Александрович ответил: «А кто тебе сказал, что ты сможешь это сыграть и что тебе это вообще дадут?» Я ответил, что тогда я уйду из театра, а главный режиссер, заявив, что у нас незаменимых нет и с чего я взял, что меня ктото держать будет, порекомендовал написать заявление об уходе. Заявление, кстати, уже было написано, а разговор с Южаковым стал просто поводом уйти. И хотя я был занят практически во всём репертуаре (просто мной, что называется, «затыкали дыры»), меня уволили с 1 января 1987 года, с середины сезона. Вышел я из театра и задумался вечным русским вопросом: «Что делать?», хотя руки были развязаны и можно было заняться осуществлением мечты – созданием своего театра, к чему я внутренне был уже готов. Пришел я в Дом культуры глухих, где подрабатывал руководителем драматического кружка. Как ни странно, но меня хорошо понимали и глухие, и слабослышащие, я неплохо владел языком жеста. В Доме культуры в ту пору не было директора, и художественный руководитель, исполняющая его обязанности, узнав, что я ушел из театра, предложила мне эту должность. В начале я както засомневался, поскольку никогда не занимался административными делами, а потом меня как шарахнуло: если я стану директором Дома культуры, то, будучи хозяином положения, смогу при нем создать профессиональный театр на хозрасчете. В стране вовсю шла перестройка, и театрыстудии рождались как грибы после дождя. Главное, чтобы соблюдалось условие «при». Театры могли создаваться лишь при государственных учреждениях или организациях, и я пошел за разрешением к руководителю Смоленского отделения Всероссийского общества глухих Анатолию Степановичу Василевичу. Он согласился при условии капитального ремонта здания ДК. Так я стал создавать свой театр и одновременно искать варианты капитального ремонта Дома культуры, на что, как водится, не было денег, но зато была смета, составленная когдато впрок. В ценах 1987 года это было 100 тысяч рублей, но где их взять? И я отправился в Москву к самому главному начальнику Всероссийского общества глухих. Не буду вдаваться в подробности, чего мне стоило добыть эти деньги и вернуться в Смоленск победителем. Благодаря этому капитальный ремонт здания ДК начался, а я приступил непосредственно к созданию театра. Стал обзванивать и приглашать на работу своих однокашников по Воронежскому институту. Все они были трудоустроены, но я, видимо, так заманчиво обрисовал перспективы будущего театра, что многие приехали. К их прибытию я утвердил в соответствующих инстанциях всю документацию, связанную со структурой и штатным расписанием будущего театрастудии, который должен был стать альтернативой драматическому театру.
Итак, я капитально ремонтирую Дом культуры глухих и серьезно приступаю к строительству театрамечты. Что в первую очередь необходимо для создания театрастудии при ДК? Необходим директор театрастудии, который должен со мной, директором Дома культуры, заключить трудовой договор. А где его, толкового, взять? И тут я совершенно случайно узнаю, что из драматического театра уволился заместитель директора по организации зрителей Петр Борзунов. Так Петя стал директором театрастудии, а я принял на себя, неофициально, конечно, художественное руководство. Театр получил название «Этюд», и работали в нем мои однокурсники Володя Потапов, Женя Чистоклетов, потом по приглашению Петра приехали Слава Родин, Таня Курилова, Коля Парасич.
– А где они жили?
– Ктото, как Парасичи, обменял жилье, ктото жил у меня. К той поре я уже имел отдельную квартиру и мог приютить у себя на какоето время. Многие ребята у меня просто столовались.
– Возникает естественный вопрос, Александр Евгеньевич. Почему неплохо устроенные люди срывались с насиженного места и отправлялись за лучшей долей неизвестно куда?
– А потому что всем, как и мне, всё надоело. Хотелось работы творческой, без диктата главного режиссера. Кроме всего прочего, нам удавалось зарабатывать достаточно неплохо. Петр Николаевич Борзунов хорошо знал город и область, удачно организовывал спектакли. Театр ведь был хозрасчетным: что заработаешь –
на то и живешь. Но мне пришлось уйти с поста директора ДК глухих – на двух стульях сидеть сложно. А потом Пете Борзунову удалось найти небольшой зальчик в районе Кловки, где мы могли репетировать и ни от кого не зависеть.
– Но даже небольшой зальчик – это аренда, плюс налоги, костюмы, зарплата. Деньги серьезные.
– Мы хорошо зарабатывали, костюмы шили сами, из собственных гардеробов многое брали. И кроме всего прочего, мы верили, что всё у нас получится и дальше будет только лучше. Стали увеличивать кадровый состав. Из драмтеатра к нам пришла актриса Ольга Борзунова и заведующий постановочной частью, из других городов стали приезжать артисты. Помимо сказок, с которых мы начинали, в репертуаре стали появляться серьезные спектакли, как, например, «Театр времен Нерона и Сенеки» в постановке Николая Парасича. В «Этюде» появился и Владимир Гуркин –
драматург, получивший всесоюзную известность после выхода фильма «Любовь и голуби». Вообще, с «Этюдом» всё могло очень неплохо сложиться, но тут случился конфликт с Петром Николаевичем Борзуновым. Понимаешь, я никогда не бил себя кулаком в грудь, доказывая, что это мой театр, я его сделал. Но мне хотелось, чтобы директор, в данном случае в лице Петра, понимал, что мы строим театр таким, как я его вижу. И всё было хорошо, пока в один прекрасный момент Петя не почувствовал себя главным и стал принимать самостоятельные решения, минуя меня. Ведь как тогда жил театр? Мы все получали одинаковую заработную плату, вне зависимости от степени одаренности и занятости. Мы были равны, и это позволяло работать в полную силу, более того, работать на то, чтобы каждый спектакль стал событием.
– И какие спектакли стали событием?
– На мой взгляд, «Театр времен Нерона и Сенеки» Радзинского и «Майор Кровашон» Лабиша. Играли мы спектакли в помещении филармонии, во Дворце культуры профсоюзов, в других Домах культуры. Много играли в школах. И спектакли наши были актерскими, с минимумом декораций. Мы считали, что главный на сцене – актер.
– Директор Борзунов успешно устраивал спектакли театра на лучших площадках города, более того, умудрялся договариваться с их руководителями об умеренной аренде. Изза чего произошел разлад?
– Идет время, и я замечаю, что Петр Николаевич перестает со мной советоваться даже в том, что касается репертуарной политики театра. И однажды, как бы между прочим, он говорит мне, что приезжает Владимир Гуркин. Как Гуркин? Оказалось, что они – друзья, вместе учились в Иркутском театральном училище. А потом выясняется, что Гуркин приезжает на постановку спектакля «Любовь и голуби». Тогда как раз вышел прекрасный фильм Владимира Меньшова, автором сценария которого и был Гуркин. А мне отдается роль дяди Мити, которого в фильме сыграл Сергей Юрский. Я предлагаю Петру Николаевичу не заниматься ерундой, поскольку после фильма с прекрасной режиссурой и великолепным актерским составом нам вряд ли стоит браться за этот спектакль. Тем более что Володя Гуркин – не режиссер, а драматург. А следом еще одно событие. Мы поехали поздравлять с юбилеем театрстудию «Диалог» и ее руководителя Виктора Зимина. Вышли на сцену – Петр, Гуркин и я. И Петр Николаевич начинает говорить о том, как они с Володей Гуркиным создавали театр, который, собственно, и приехал поздравить коллег. И постоянно «вот мы с Володей Гуркиным», а я стою, как оплеванный, а в зрительном зале – мой отец. А через несколько дней Петр Николаевич вызывает меня к себе и говорит, что он пригласил к нам на работу выпускной курс Иркутского театрального училища и они завтра приезжают. Приезжают двенадцать детей, с которыми непонятно что делать. Их надо кормить, гдето расселять и занимать в репертуаре. А театр, напоминаю, хозрасчетный. Тогда я собираю коллектив, объясняю ситуацию и говорю, что то, что происходит, разрушает театр. Этим заниматься я не могу и не хочу, я – строитель, а не разрушитель, и потому ухожу из театра. Дело в том, что тогда еще не было института художественных руководителей, официально я числился артистом, и принимал меня на работу, как это ни парадоксально звучит, директор Петр Николаевич Борзунов. Это было 26 марта 1989 года, а 1 апреля бюро Смоленского городского комитета комсомола приняло решение об организации театрастудии при горкоме ВЛКСМ. Этому во многом способствовал первый секретарь горкома Игорь Чиркин, с которым мы были знакомы и дружны еще со времен моей работы в Смоленском драматическом театре. Директором и актером театра стал я, Николай Парасич – актером и режиссером, Татьяна Курилова –
актрисой, завлитом и костюмером. Так на руинах «Этюда» родился театр, который потом стал называться Камерным. Было выкуплено в собственность вначале здание Дома культуры треста «Смоленскпромстрой» на проспекте Строителей,18, а затем мы получили от городских властей помещение бывшего кинотеатра «Юбилейный». И всё это – бесконечные согласования, разрешения, подписи. Конечно, становлению Камерного театра, который из театрастудии преобразовался сначала в областной, а затем в муниципальный, способствовала бесценная помощь Татьяны Александровны Ковалишиной, Александра Ивановича Шкадова, Ивана Александровича Аверченкова, Александра Константиновича Анипко, Максима Сапожкова, Игоря Чиркина и многих других мудрых людей, сделавших всё возможное для сохранения и развития культуры в нашем городе.
– Слушаю Вас, Александр Евгеньевич, и не перестаю удивляться тому, что таким трудом созданный Вами Камерный театр, предвестником которого был «Этюд», этот театрмечту, Вы покинули практически на взлете, когда сформировалась труппа, начались интересные гастроли, в том числе и зарубежные. В числе лучших театральных директоров Вы успешно прошли стажировку в Голландии. Театр стал зарабатывать настоящие деньги и, более того, перебрался из «спального» района в центр города. Как можно было всё это оставить и, самое главное, позволить почти позабыть о себе?
– Николай Петрович Парасич – прекрасный актер, хороший режиссер, неплохой художественный руководитель. Он ставил интересные спектакли, проводил профессиональные тренинги, выпустил актерский курс в Смоленском государственном институте искусств. Просто, наверное, двум лидерам в одном театре тесно, а я не смог допустить раскола труппы. Потому и ушел. Но сегодня это неважно. Главное, что построенный нами театр –
живет, его спектакли посещаемы и любимы зрителями. В театре хорошее руководство, стабильная труппа, интересный репертуар, а это значит, что я – счастливый человек, осуществивший мечту. Мне удалось построить свой театр.
К сожалению, заслуженный артист РФ, прекрасный организатор театрального дела Александр Евгеньевич Бобров покинул театр навсегда. Сегодня он просто скромный смоленский предприниматель, который пишет очень хорошие стихи. Но 1 апреля – навсегда День рождения Мечты, с которым мы его от всей души поздравляем.
Беседовала Лариса Русова