Максим Щербицкий о публике, о коллегах, о себе
Гостем очередного выпуска авторской программы Сергея Новикова «Диалоги» (телеканалы «ОТР» и «Регион67») стал певец, лауреат всероссийских и международных конкурсов Максим Щербицкий. Предлагаем вашему вниманию газетный вариант этой беседы.
– Здравствуйте, Максим.
– Здравствуйте.
– Я Вас приветствую в программе «Диалоги». Вопервых, хочу Вас поздравить с замечательным концертом.
– Спасибо.
– В очередной раз Вы покорили смоленскую публику, и зал, конечно, встречал Вас восторженно. Когда Вы выходите на сцену, Вы сразу понимаете для себя – ну этот зал я возьму без усилий или, наоборот, здесь не так всё просто?
– Должен Вам сказать честно, что поразному бывает. Разные концерты, разная публика. Бывает, что, действительно, выходишь на сцену и с первой песни прием потрясающий. А бывает, что нужно публику завоевать. Публика очень непростая в Сибири, на Дальнем Востоке, где немножко другой менталитет, где люди более, может быть, избалованы артистами и концертными программами. Не знаю, от чего зависит, но бывает поразному. Радует, когда всё равно по завершении концертной программы следуют овации, и ты понимаешь, что всё получилось. Вот это счастье.
– Я напомню, что «Цыганское танго» называлась Ваша программа в Смоленске…
– Да, и нужно сказать, что концерт проходил в Международный день цыган, когда по всему миру празднуют представители этой нации свой праздник и отмечают его концертами. Это такое нечастое явление. Я думаю, что впервые на Смоленщине именно в этот день состоялась программа, посвященная этому жанру и представителям этого народа.
– А со смоленскими цыганами Вы знакомы? Я знаю, что у Вас и корни цыганские…
– Да, по отцовской линии, хотя узнал я не так давно об этом. И Вы знаете, на Смоленщине цыганская история очень интересная – более 50 колхозов было в советское время.
– Она и трагическая.
– И трагическая, да. Открыт памятник в Александровке, где фашисты расстреляли более 200 человек, то есть от геноцида этот народ тоже очень пострадал, наряду с еврейским народом. А сейчас я дружу с семьей Гаценко. Это музыкальная семья, музыкальный ансамбль, которые и на прошлом моем концерте присутствовали, и для меня всегда большая ответственность петь перед носителями языка, перед теми, кто был рожден в этой культуре.
– Максим, Вы родились в Смоленске. Смоленск Вашего детства – это где?
– Это прежде всего, конечно, Поповка, улицы Румянцева, Соколовского, тогда это еще не совсем такой, скажем, центр, потому что на Киселевке уже всё заканчивалось, и начинался частный сектор.
– Я уже в этой программе несколько раз цитировал высказывание очень известного музыкального педагога в Одессе Петра Соломоновича Столярского. Он воспитал Давида Ойстраха, Оскара Фельцмана и многих других музыкантов, и он так говорил: «Мне не нужны талантливые дети, мне нужны талантливые мамы». То есть он хотел сказать, как велика роль родителей, и прежде всего мам, которые увидели талант и стали продвигать этот талант, стали ребенка заставлять заниматься, в данном случае музыкой. Я знаю, что в этом смысле Вам повезло.
– Повезло в том, что, действительно, правильное направление мама задала тем, что отдала меня в музыкальную школу, но так сложилось, что меня никто не заставлял. Знаете, обычно детям очень жестко прививают любовь к музыке, и из музыкальной школы многие уходят после второго года обучения, не выдерживают, потому что нагрузка большая. Но вот мои воспоминания настолько светлые, настолько я погрузился в этот необычайный мир музыки, что очень быстро понял, что это мое. Я окончил детскую музыкальную школу номер восемь. Повторюсь, это были для меня не тяжелые моменты, а сплошная радость. Потом было музыкальное училище.
– А потом – институт имени ИпполитоваИванова. А кто сказал: «Максим, пора ехать в Москву»?
– Не секрет, что у нас в городе нет высшего музыкального образования и традиционно практически все музыканты уезжают в Москву. К сожалению для Смоленского региона, но это неизбежно, и я понял, что мне нужно попробовать свои силы в Москве, попробовать поступить. И я именно хотел заниматься вокалом, хотя оканчивал специализацию «Хоровое дирижирование», но образование мне очень помогло.
– То есть Вы сами пришли к мысли, что просто необходимо получить высшее образование?
– Конечно, это было неизбежно.
– Вам знакомо такое имя – Владислав Косарев?
– Да, конечно.
– Тоже наш смоленский человек и такой же известный певец, как и Вы. Я хочу, чтобы мы послушали маленький фрагмент из «Диалогов» с Владиславом Косаревым.
«– Слушают нас сейчас, допустим, учащиеся музыкального училища в Смоленске и хотят поехать в Москву. И к чему им надо быть готовыми?
– Надо очень много и правильно работать. И самое главное – надо внимательно слушать, что говорят тебе педагоги в музыкальном училище, какими бы занудами они ни казались. Но вот проучившись в Гнесинке и потом отработав по специальности, я обнаружил, что всё, что мне говорили в музыкальном училище Людмила Борисовна и в музыкальной школе Евгений Александрович, – всё оказалось правдой, всё мне пригодилось. И все мои упущения, все мои какието ошибки, моя лень, мое разгильдяйство – всё потом вышло боком, и пришлось наверстывать».
Какой Ваш будет совет в дополнение или в противовес?
– Я бы сказал ребятам, конечно, педагоги очень важны, но огромное значение имеет собственная какаято удача, собственное понимание того, кем ты хочешь стать. Я очень благодарен педагогам, но у меня так сложилось, что всё, что я имею – и весь тот концертный опыт, и все те профессиональные навыки – это моя собственная работа над собой.
– То, о чем Вы говорите, называется целеустремленность. Поставили цель какуюто и идете к этой цели, ошибаясь, может быть, сворачивая кудато, но тем не менее.
– Вы очень хорошее слово сказали – целеустремленность. Следовать своему призванию, следовать своему делу, несмотря ни на что, кто бы что ни говорил, нужно идти вперед, нужно двигаться и никогда не предавать свое дело.
– Вы начали выступать сольно с 2004 года, если я не ошибаюсь. Кто составляет Ваш репертуар от программы к программе? Кто здесь главный – Вы или у Вас есть какаято команда?
– Вся команда – она внутри моего сердца. Я автор своих концертных программ, и тематики этих программ совершенно разные. Есть патриотические программы, есть программы, посвященные отдельным композиторам, например, Юрию Антонову.
– А кто определяет Ваш гастрольный график? Кто должен это делать? Кстати, Владислав Косарев, о котором мы недавно говорили, высказал в «Диалогах» такую мысль, что петь и продавать свое искусство – две разные вещи.
– Это вопрос очень сложный и очень важный для артиста. Знаете, всех учат зарабатывать деньги: и юристов, и стоматологов, и экономистов. У нас, пожалуй, одна из немногих профессий, в которой не учат зарабатывать деньги. Но так сложилось, что у меня какойто большой команды, той, о которой Вы говорите, нет. Конечно, мне не хватает пары человек на телефонах, но есть люди, которые мне помогают в разных регионах нашей страны, есть директор, который занимается региональными концертами.
– Но главное, что есть уже имя, скажем так, без ложной скромности.
– Да, и, Вы знаете, очень приятно, что есть города, есть регионы, где меня ждут и где раз в год или раз в полгода проходят мои концерты и имеют успех. Это и Якутия, и Сибирь, и Калининград, и Белгород, и Смоленск, конечно. Самые разные регионы. И я счастлив, что дружу с коллективами и дирижерами, которые там работают. Эти люди настолько самоотверженные! Преодолевая все трудности безденежья, которые всегда есть у музыкальных коллективов, делают очень интересные программы на высоком уровне.
– Кто определяет величину гонорара? Я так подозреваю, что он всётаки разный, допустим, в Тольятти и в Смоленске?
– Ну конечно, это диктуется возможностями региона, но есть и патриотические конкурсы, за которые деньги брать, знаете, както и неудобно.
– Я заметил, что в каждом городе Вы поете с местным оркестром?
– Да.
– Много разочарований?
– Разочарования часто такого житейского плана, когда в силу обстоятельств нет какихто определенных инструментов. Но я хочу сказать, что на местах есть чему учиться, потому что, несмотря на свои скромные возможности, музыканты и дирижеры на хорошем очень уровне делают концерты. Я приезжаю, и у нас всего две репетиции, то есть это один, максимум два дня. И со Смоленским оркестром имени Дубровского такая же история. Я приехал, у нас две репетиции всего и концертная программа. Это очень маленький промежуток времени, но в него нужно сконцентрировано вложить всё, что я задумал. Работа с оркестром Дубровского – это всегда интересно, потому что это именитый коллектив с большими традициями и с большой историей. Это такой бренд Смоленщины. Не в каждом регионе есть такой коллектив. И в этой программе, мне кажется, очень раскрылся коллектив оркестра.
– Мы говорим о «Цыганском танго»?
– Да. И нужно сказать, что была проведена огромная работа вместе с дирижером. Игорь Александрович Каждан выступил и как аранжировщик нескольких произведений. Это дирижер, который хорошо известен в России. А в Смоленске много программ интересных проходит под его руководством. Вот и в программе «Цыганское танго» такое творческое слияние случилось. Я рад, что мы дружим очень давно.
– Человек, который неравнодушен к Вам, а Вы к нему, я так думаю, это Александр Сергеевич Морозов, знаменитый советский российский композитор. Я только напомню нашим телезрителям, что «Малиновый звон», «В краю магнолий», «В горнице моей светло» и другие его песни – это уже классика. Давайте послушаем, что он о Вас говорил в программе «Диалоги».
«Буквально вчера был концерт в Доме ученых в Москве, и там пел мои песни молодой баритон, кстати, Ваш земляк Максим Щербицкий, из Смоленска. Так вот он оказался таким дотошным, он залез на мой сайт и откопал там такие песни, о которых я сам уже забыл, что они существуют. И он нашел песню из семидесятых голов, называлась она «Наша жизнь». Ее пел тогда молодой югославский певец Здравко Чолич, очень в то время популярный. И вот Максим попросил разрешения ее исполнить, и вчера на концерте я ему саккомпанировал, и он ее впервые спел. Песня не звучала сорок пять лет. И вдруг она на ура прошла, пришлось бисировать. Так что видите, такие тоже моменты бывают».
Я знаю, что с Александром Сергеевичем Морозовым Вы и диск записали?
– Да. Это целая история. Полтора года моей жизни, студийной работы. Были выбраны мной очень интересные, в жанре кроссовера, то есть между классикой и эстрадой, песни и романсы. И некоторые из них лежали в столе много лет. Чтото брали очень известные исполнители, но Александр Сергеевич говорил: нет, это меня не устраивает, и песня отправлялась снова в стол. Очень приятно было услышать сейчас его голос. Я не знал, что он у Вас был в гостях.
– Кто здесь только не был!
– И по поводу песни «Наша жизнь». Она, кстати, звучала здесь на концерте, и с ней связана интересная история. Дело в том, что композитор живет на две страны: в Подмосковье и на Кипре. И я подумал, что в его творчестве должна быть какаято песня с греческим колоритом. Я эту идею подсказал Александру Сергеевичу, и, сделав обработку песни «Наша жизнь», мы добавили туда греческие мотивы и перевели текст на греческий язык. И эта песня как раз звучала на греческом языке в зале Смоленской филармонии в программе «Цыганское танго». Я не мог не исполнить ее, просто очень удачно сделана и аранжировка для народного оркестра.
– На этом диске, который называется «Эталон», если я не ошибаюсь, Вы на шести языках поете. Вы полиглот?
– Я не полиглот, но могу читать на французском, на английском и на английском могу говорить. Когда я учился, у нас был и французский, и итальянский языки, и я очень рад, что у меня был опыт изучения разных языков. Вот в «Цыганском танго» звучит и сербохорватский язык, и греческий, и цыганский. Это очень непростые языки и для уха, и для изучения, есть звуки, которых нет в русском языке. Но мне не сложно, а всегда интересно работать. Вот сейчас проходили Дни Армении в различных регионах России, а так сложилось, что я солист Фонда памяти Арно Бабаджаняна, и на армянском несколько песен я исполнял в этих программах.
– Скажите, ну вот баритоны, их намного больше, чем теноров или басов. Евгений Кунгуров, Владислав Косарев, Сергей Волчков, Максим Щербицкий… Вы назовете еще с десяток, наверное. Как Вы уживаетесь вообще?
– Я больше не буду никого называть. Это не нужно. Достаточно Максима Щербицкого (смеется). Но если серьезно, конечно, мы следим друг за другом: что исполняют коллеги, какие события происходят. Но у каждого должно быть свое лицо. Человек вызывает уважение, когда у него есть своя индивидуальность. Действительно, репертуар для баритона – он типичный, и найти чтото свое, найти интересные какието идеи для программ очень непросто. Это огромная работа домашняя, и потом сделать эту программу, сделать аранжировки для оркестра, сценарий. Ну не все так работают! Я очень рад, что мои программы выигрышно отличаются, может быть, тем, что есть программность и есть сценарий интересный.
– Ну и разнообразием они отличаются.
– Да, я всегда сдаю программу «под ключ», как я говорю. Программа «под ключ» это значит и интересный материал для оркестра, и зритель не просто слушает музыку, зритель узнает для себя чтото новое. Если это программа, посвященная творчеству Александра Морозова, то и на экране Александр Морозов, и я рассказываю интересные факты. Я знаком с композитором. У меня с ним целый диск записан. Поэтому всегда есть чем поделиться со зрителем. И вот это ценно для зрителя – живое исполнение и истории, связанные с этим. То есть если это музыка кино, я нахожу такие факты и такие истории, которые интересны были бы зрителю, а не просто слушать музыку и догадываться. Я всегда очень люблю использовать историческую подоплеку, то есть рассказывать или о композиторе, или об истории, связанной с созданием произведения. Это очень интересно.
– Спасибо, что Вы об этом заговорили, потому что тем самым ответили на мой несостоявшийся вопрос. А вопрос был такой, даже, скорее, реплика: ребята, вы обречены на успех, потому что вы поете песни, проверенные временем. Вы поете шлягеры, хиты, назовите как угодно, любимые песни народа, поэтому, с чем бы вы ни вышли, вам будут кричать браво, будут овации и т.д. И я хотел спросить: что Вашего здесь? И Вы на это ответили, что, действительно, на одном репертуаре всётаки не выедешь.
– Нужно еще сказать, что очень важно собственное прочтение, потому что повторить Магомаева никто не сможет. Повторить Хворостовского достаточно трудно, потому что слишком яркие харизмы и слишком яркие дарования. Да, многие поют музыку Бабаджаняна, многие поют песни, романсы, которые действительно проверены временем, но зритель всегда чувствует, в чем индивидуальность, в чем новизна, и голосует очень просто: нравится – не нравится, аплодисменты или нет. Спросите, наверное, было так, что меня както не воспринимали? Да, было. Было, когда иногда не в том месте, не в той очередности концертной программы стоит произведение и ближе к концу оно, например, совсем бы другой эффект произвело. То есть есть еще такие моменты исполнительские. Это важно – выстроить программу. Это 50 процентов успеха. Поэтому очень много тонкостей, и просто сказать, что я вот набрал хитов и у меня будет обязательно успех – нет, всегда волнение, всегда переживания, как публика и зрители воспримут тебя.
– Послушаем народную артистку России Елену Камбурову, которая в программе «Диалоги» тоже была.
«Я сама это заметила оченьочень давно. Очень известный, допустим, исполнитель, любимый годами, десятилетиями, он выходит, он уже потерял свою форму. Я это наблюдала. Он выходит к зрителю, а у зрителя уже всё равно такая любовь на долгие годы… И очень часто я выхожу к зрителю и чувствую, что работаю совсем не так, как надо. Более того, я почти всегда пишу свои концерты и потом слушаю: да, действительно, ну просто на три с минусом или на два с плюсом. А зрителю всё равно. Цветы, полные залы, всё хорошо. И об этом очень нужно всегда помнить… Здесь ловушка, ты должен понимать, что нетнетнет, это там еще работает удивительная зрительская память. Э, детка, всё, стоп! Не надо уже. Вот это очень важно».
Я должен сказать, что у Елены Камбуровой, конечно, намного более продолжительная концертная жизнь. Она могла так сказать. Но и Вы уже двадцать лет на сцене. Есть такие моменты, когда Вы понимаете, что зал аплодирует, кричит «браво» только потому, что он Вас любит, а Вы сами не оченьто сегодня преуспели.
– Всегда идет самоанализ, и я часто записываю свои концерты как раз с этой целью: проанализировать, как это было из зала, потому что на сцене артист – неадекват, я всегда говорю. То есть мы неадекватно воспринимаем себя, потому что ну так устроен человеческий аппарат физиологический, что мы себя слышим подругому, не так, как зрители из зала, и поэтому видеокамеры – самый беспристрастный, очень четкий регистратор, который всё подмечает, все шероховатости, все неточности. То есть даже если тебе на сцене показалось, что ты сделал чтото гениальное, то из зала это, может быть, совсем не так воспринималось. Поэтому такой анализ очень важен.
– Вы сами организовываете программы, сами контролируете свои маршруты, сами проводите анализ своих выступлений. Ну должен же быть какойто человек, который всётаки со стороны бы Вам сказал: «Максим, зря ты волнуешься, прекрасный концерт» или «Да, сегодня чтото не пошло»?
– Конечно, есть музыканты, дирижеры, с которыми я иногда советуюсь, обсуждаю. Но честно говоря, даже иногда времени нет на то, чтобы всё проанализировать и всё оценить и систематизировать.
– Да, я посмотрел, гастрольный график у Вас очень напряженный.
– Очень. В мае меня практически и дома не будет, то есть это будут постоянные разъезды. Но я рад, что май традиционно такой насыщенный, и повторюсь, что от пары лишних рук я не отказался бы, но есть люди, к которым я обращаюсь за советом. К сожалению, ушел из жизни мой педагог по вокалу, которому я всегда звонил. Он родом из Красноярска, откуда и Дмитрий Хворостовский. Всю жизнь он прослужил в Большом театре. Бас. Заслуженный артист России Николай Низиенко. И я хотел бы упомянуть его, потому что в студенческие годы становление было связано именно с ним.
– Поэт Сергей Таратута написал такие строчки: «Когда сбывается заветная мечта, будь начеку – они уже в засаде, те, кто не может в жизни ни черта, как только гадить, нападая сзади». Знакомая ситуация? Есть такое в творческой жизни Максима Щербицкого?
– Да. Я должен сказать, что это присутствует, это неизбежно, несмотря на то, что я не служу в театре, где более характерна эта вся история закулисная, но даже в моей работе… Всё равно я взаимодействую с людьми, с оркестрами, коллективами. И никому ничто человеческое не чуждо. Когда артист на сцене, когда он следует своему призванию, всегда найдутся завистники, недоброжелатели. Я надеюсь, что в моей жизни их немного. Но такова наша профессия. Если бы всё было гладко и сладко, наверное, ты бы не почувствовал, насколько это важно для тебя в жизни.
– Я подозреваю, что Вы умеете держать удар.
– Жизнь заставляет. Подругому никак. Наверное, умею, раз до сих пор я в профессии, несмотря ни на что, ни на какие перипетии. Есть творческие планы, есть очень интересные задумки, и я надеюсь, это еще не последняя наша встреча с Вами и не последний концерт, который мы обсуждаем.
– Максим, спасибо Вам большое. Я должен сказать, что смоляне, с которыми я разговаривал и которым посчастливилось попасть на Ваш концерт, до сих пор под впечатлением от «Цыганского танго». И не будет преувеличением сказать, что Вы один из самых любимых исполнителей у смоленской публики, поэтому мы всегда Вас ждем, мы Вас любим. Успехов, успехов, успехов!
– Спасибо за беседу.
P.S. Видеоверсию беседы смотрите на сайте газеты «Смоленские новости» в разделе «Видео».