Размышления, навеянные вернисажем

24 августа в Доме Художника открылась традиционная ежегодная выставка молодых художников, на которой, судя по афише, представлены живопись, графика и скульптура членов Молодёжного творческого объединения, созданного несколько лет назад при Смоленской региональной организации Союза художником России.

Молодёжное объединение всегда курировали признанные мастера живописи, в числе которых были заслуженные художники Нина Агеева и Любовь Оборина, художники Вячеслав Ветрещак, Владимир Петьков и многие другие достойные деятели культуры, «застолбившие» свои имена в изобразительном искусстве. Сегодня во главе Молодёжного объединения стоит Геннадий Русецкий, не просто очень хороший художник, но известный на Смоленщине художник­педагог, многие годы возглавлявший Детскую художественную школу №1 им. М.К. Тенишевой. Свои работы представили более 40 молодых художников, в основном, выпускников художественно­графического факультета Смоленского государственного университета разных лет.

Подобные выставки для начинающих живописцев, графиков и скульпторов необходимы, поскольку являются прекрасной возможностью продемонстрировать признанным мастерам, а также начинающим свой путь в искусстве коллегам­ровесникам и возросший уровень профессионализма, и новые знания, полученные на прошедших в течение года пленэрах, в том числе и на самом из них необычном по форме и широкому общественному резонансу. Проводился он Союзом художников и областной филармонией не только впервые в истории смоленской художественной и музыкальной жизни. Этот пленэр для многих его участников стал началом пути в пленительный мир классической музыки. Состоялся он,напомним, в стенах Смоленской областной филармонии в преддверии 65 Всероссийского музыкального фестиваля им. М.И. Глинки.

Обычно молодёжные выставки приятно удивляли, а иногда поражали свежими идеями, порой – эпатажем, как, предположим, работы талантливого обладателя собственного взгляда на мир и природу окружающих нас привычных вещей, бунтаря и провидца Кости Павлова. Видимо, время бунтарей прошло. Выставка молодых художников в этом году получилась «тихой», традиционно­умеренной, без взрывов и потрясений. Почему­то отсутствовали скульптура малых форм и предметы из керамики, которых явно не хватало, тем более учитывая тот факт, что в Смоленске, в университете в том числе, работают замечательные скульпторы и керамисты, имена которых известны далеко за пределами нашего города.

Главным событием выставки, на мой взгляд, стала картина Алек­сандры Хомель «Письмо домой», написанная в жанре портрета. Доверительная тональность произведения возвращает нас к лучшим традициям русской психологической портретной школы, когда художник средствами изобразительного искусства рассказывает о душевных переживаниях, если хотите, глубоких сомнениях благополучного на первый взгляд человека,окончательно определившегося с жизненным выбором.

На картине Александры Хомель – молодой парень, судя по форме одежды – боец СВО. Он пишет письмо родным, очевидно, из зоны боевых действий. И вдруг замерла рука над листком бумаги. О чём писать, чтобы не сделать больно маме? Даже воюя за правое дело, ты невольно несёшь обычным людям боль, разрушение того, что строилось и возводилось годами, смерть и сиротство, наконец. Картина полна глубокого философского смысла: люди, остановите безумие! На войне, как известно, стреляют, и этот красивый русский мальчик может просто не успеть дописать письмо домой… Любопытно, кто послужил моделью для картины?

Безусловное внимание зрителей привлечёт архитектурный пейзаж
Татьяны Колодяжной «Усадьба князей Тенишевых в Талашкино» и настроенческий вечерний пейзаж Марии Потаповой, на котором кокетливая башня Бублейка, расположенная в юго­западной части Смоленской Крепостной стены, в лёгкой предзакатной дымке засмотрелась на собственное отражение в воде.

Выставка молодых смоленских художников продлится до середины сентября.

Лариса РУСОВА