Смоленские издательство «Маджента» издало книгу к 75-летию Валерия Атрощенкова
Второго августа исполняется 75 лет со дня рождения В.И. Атрощенкова, вошедшего в историю Смоленщины как секретарь обкома комсомола, Вяземского горкома КПСС, как начальник областного управления культуры, как последний секретарь Смоленского горкома партии.
Валерий Иванович не раз говорил, что его возраст легко считать: он ровесник Победы. До очередного «общего» юбилея В.И. не дожил два года. Но сегодня мы находим очередное подтверждение истинности слов Льва Толстого: «Смерти нет – есть любовь и память».
На днях выходит из печати 500-страничный сборник статей, материалов из личного архива Валерия Атрощенкова. В него вошли и воспоминания друзей, современников, сыновей юбиляра. Книга получилась не просто большая, но необычная и неожиданная – под стать главному её герою. Называется она «Перевернуть призму». Это не просто формулировка Валерия Атрощенкова, но сама суть и некая сверхзадача всей его жизни. Пока в основании, в фундаменте нашей национальной политики лежит экономика, а культуре отводится место некой голубятни, финансируемой по остаточному принципу, мы будем жить в бараках и хрущобах, возводить безликие коробки и уродливые машины. Это прямое следствие нашего устоявшегося представления, ставшего фразеологизмом, — «экономика и культура». Надобно не просто слова местами поменять, но понимать, мыслить и действовать в ином порядке: «культура и экономика» — перевернуть призму.
Что остаётся от человека, от поколения, от цивилизации, преодолевая века и тысячелетия? Творения архитекторов, скульпторов, художников, писателей, поэтов, мифы, песни, сказки, где даже имён авторов не сохранилось. Но им нет цены, как любому обломку античных руин. Почему? Потому что этим мы живы, это позволяет нам оставаться людьми, обретать смысл. Да, смерти нет, пока есть любовь и память.
«Все сроки кратки в этом мире», — писал боготворимый Валерием Ивановичем Твардовский. И уже эти «краткие сроки», как специально, убеждают нас в правоте Атрощенкова. Что осталось от тех вяземских заводов и машинных дворов, в которые вложено было столько трудов, сил, энергии Валерия Ивановича? Но на любимой вяземской земле остаются и почитаются Хмелита, «Богородицкое ратное поле», ставшее величественным мемориалом; возрождённое совместно с митрополитом Кириллом село Ризское, с его трогательной часовней и «святым колодцем»; тот же памятник Лаптю в центре Вязьмы; памятник Твардовскому и его литературному герою в Смоленске, учреждённые его трудами Твардовские Чтения, Старая Смоленская дорога – не тольлко как десятки километров асфальта, но как «золотой клинок России»… Что перечислять – пятисот страниц книги не хватило, чтобы сказать обо всём. А насколько символично недавнее открытие Президентом Ржевского мемориала, уже ставшего местом паломничества россиян! Мало кто знает, что первым толчком к его созданию была идея Валерия Ивановича – как всегда деятельная (подробности см. в книге). Мы любим повторять, что «в начале было Слово». Но не даём себе труда заметить, как на наших глазах это самое Слово, в которое вложены душа и вера, обретает плоть. Слова Атрощенкова – из этого ряда, и нам ещё предстоит быть свидетелями их воплощения в жизнь.
Вряд ли можно отнести к соратникам Валерия Атрощенкова главного редактора «Смоленских новостей» Сергея Новикова, чьи воспоминания также вошли в книгу. Тем дороже прозвучавшая из его уст оценка: «Когда я вспоминаю Валерия Ивановича, мне, прежде всего, приходит на ум слово «подвижник», хотя это понятие, вроде бы, плохо сочетается с теми должностями, которые он занимал …. Он на всех своих постах трудился именно самоотверженно. Это относится и к его общественной работе. И вся эта работа была во славу Смоленщины. Вот уж кто был до мозга костей смоленским человеком – все его дела, все помыслы были направлены на процветание Смоленщины …. Если мы начнём вспоминать начальников управления культуры Смоленской области, мы, по большому счёту, вообще никого не вспомним. Потому что ни за кем даже близко такого факта, как создание и внебюджетное финансирование в течение полутора лет оркестра Дубровского, не было. Такого яркого факта, так замечательно характеризующего личность Валерия Ивановича Атрощенкова».
Пётр Привалов, редактор-составитель сборника