Так держать, генерал!
Сегодня исполняется 80 лет Виталию Владимировичу Вовченко. Юбиляр пользуется заслуженным авторитетом на Смоленщине. Генерал-майор авиации, кавалер орденов Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах» III степени, Почетный гражданин города-героя Смоленска, депутат Смоленской областной Думы. Уже много лет Виталий Владимирович является председателем Смоленского областного Совета ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов. Накануне корреспондент «СН» встретилась с юбиляром.
– Виталий Владимирович, ровно 10 лет назад мы с Вами встречались в этом же самом кабинете председателя областного Совета ветеранов. Вы всё так же энергичны. В глазах – интерес к жизни, оптимизм. Словно время остановилось, Вы не стареете.
– Только что вернулся из школы, где беседовал с молодежью. Получил заряд молодости. О годах лучше не думать – впереди очень много работы. Есть планы, мечты, желание служить людям. Не в моем характере сидеть сложа руки. Да, мое поколение на пенсии, но не в отставке. Впереди у нас много интересных задач. В первую очередь это социальная защита ветеранов, патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи.
– Прошедшее десятилетие было сложным для страны, для Вас. Вы тогда сказали, что кроме коммунистической идеи на сегодняшний день человечество ничего лучшего не придумало.
– Мое мировоззрение на сегодняшний день не изменилось. Так меня воспитала советская школа, а потом армия. Я – человек советский. Мы видим, что сейчас продолжается идеологическая борьба, которую развернули «наши партнеры». И виной тому не наша страна, где изменился строй. Ведь она с распадом СССР отказалась от коммунистической идеи. Исторически наша страна всегда стояла на позиции добра. Именно это и раздражает Запад, и особенно США, которые всегда твердили, что борются с коммунистической идеологией. Раздражающего их строя давно нет, но холодная война продолжается. Мы видим, что усилия «партнеров», как называет их наш президент, направлены на уничтожение России и российского народа.
– Мировоззрение не изменилось, но ряды КПРФ Вы покинули в октябре 2013 года…
– Я вышел из рядов коммунистической партии, потому что это совсем другая, ортодоксальная, партия, а не КПСС. Нельзя во главу угла ставить оголтелую критику. Как будто от этого что-то изменится. Да не изменится никогда! Нужны предложения, как улучшить жизнь, нужны работа и дела. Поэтому я и пришел в «Единую Россию». На мой взгляд, это единственная партия, которая делает что-то полезное для людей. Не всё хорошо, гладко и красиво. Я не могу сказать, что мне всё нравится. Много есть того, с чем я не согласен.
– Путин на последней пресс-конференции объяснил, кто развалил СССР изнутри: «Те, кто обслуживали другие, чужие интересы, не связанные с интересами русского и других народов Российской империи, Советского Союза, Российской Федерации сегодня».
– Путину тоже можно много претензий предъявить, но он, по крайней мере, собрал страну. Я в начале 2000-х был членом Координационного совета при председателе Госдумы по вопросам местного самоуправления и знал больше, чем другие, что происходило в Татарстане, Башкортостане. Там были сепаратистские настроения. Россия могла «рассыпаться» на феодальные вотчины. Этого не произошло.
– Лево-патриотические силы уверены, что Советский Союз может возродиться. Пришло ли время «собирать камни»?
– Нет. Мне кажется, что мы навсегда потеряли великую страну, дружбу народов. Мы видим русофобские настроения в бывших советских республиках. Некогда дружественный нам Казахстан вытесняет русских из системы управления, отказывается от русского языка, собираясь перейти на латиницу. В Белоруссии были жесткие протесты. Я уже не говорю об Украине, которая получила территорию от России – сначала царь Алексей Михайлович жаловал земли, затем Ленин, Сталин, Хрущев. Долгое время наше государство закрывало глаза на украинский национализм, проявляло благодушие. Рассчитывало, что само рассосется? И вот – трагедия. За Украину душа болит. Я родился там. Детские и школьные годы, работа на шахте прошли в городе Кривой Рог. Оттуда уехал в Челябинское высшее авиационное училище, служил на Дальнем Востоке, в Казахстане.
– В постсоветской России произошел принципиальный отказ от идеологии. Это закреплено в Конституции – «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Произошла деидеологизация общества. К чему это приведет?
– Свято место пусто не бывает: место одной идеологии занимает другая. Произошла идеологическая подмена – Россия повернулась лицом к капитализму, несмотря на то, что Конституция определяет наше государство как социальное. Ну какое социальное, когда основное богатство сосредоточено в руках единиц! Капиталы огромные выводятся за рубеж. Банки ведут грабительскую политику по отношению к народу. Один пример. Ветераны – самые дисциплинированные люди в плане коммунальных платежей. И они сталкиваются с дополнительными поборами в виде банковских процентов (от одного до трех) за «обслуживание». Наша общественная организация сейчас подготовила письмо Сергею Неверову с просьбой прекратить это безобразие.
Меня, как и всё старшее поколение, волнует продолжающееся расслоение общества, на одном полюсе которого немыслимое богатство и роскошь, на другом – бедность и нищета, унижающие человеческое достоинство. Войны вроде нет, а стоят вопросы о жизни и смерти, сможет ли сохраниться самобытная многонациональная русская цивилизация.
Поворот в сторону капиталистических ценностей отрицательно сказался на нашей молодежи. Они предпочитают не работать на производстве, а кривляться в блогах, смеяться над ветеранами, оскорблять их. Недавно был эфир с детьми войны, я был сражен количеством оскорбительных и насмешливых комментариев в социальных сетях. Это упражнялась в «остроумии» молодежь. Культура также повернулась в сторону западных ценностей. Ничего выдающегося на постсоветском пространстве не было создано. В новогодние праздники мы опять смотрели старые добрые советские фильмы.
Не подумайте, что это возрастное нытье. Мы готовы и уже делаем многое по воспитанию молодых людей. Наша общественная организация, ветераны проводят неформальные встречи в школах, своим жизненным примером направляют к достойной жизни. Но должна быть и четко обозначенная позиция государства в вопросах культуры, образования, нравственности, патриотизма. Молодое советское государство за два десятилетия преодолело неграмотность и разруху, воспитало патриотов, которые добровольно шли защищать родину от врага. Многие ли сейчас пойдут? Вопрос риторический.
– Виталий Владимирович, как человек военный Вы допускаете вооруженное столкновение Украины и России, о чем сейчас кричат «партнеры», угрожая нашей стране всевозможными санкциями и карами?
– Эскалации со стороны России не будет. Это моя непоколебимая уверенность. А вот в Украине, хотя это моя родина, я не уверен. Неизвестно, что в голову нынешнего президента придет после обеда. Его непредсказуемости боятся даже Соединенные Штаты, не предоставляя Украине разведывательных данных во избежание эксцессов. Здравомыслящие люди, которые есть в России, на Западе, в США, понимают: если случится ядерная война, она станет последней в истории нашей цивилизации. Не хотят понять это люди, которые исповедуют идеологию Бандеры. Это же как надо было задурить головы украинцам, что они молятся на этого нациста и бандита. Там всё перевернуто с ног на голову. Большая часть населения работает в Польше, Италии, Германии. Умирают за идеалы США, а кричат: «Слава Украине!»
Особенно возмущает, что не помнят того добра, которое веками делала для них Россия. Делают гадости исподтишка. Ну уйдет Зеленский. Придет кто-то еще хуже. Нет на политическом небосклоне Украины адекватных людей. Их не пускают во власть. Надеяться, что страну возглавит умный человек, трудно. Мы считали, что Порошенко – край греха. Но вот пришел Зеленский, с которым невозможно не то что договариваться, а даже просто разговаривать.
– Виталий Владимирович, как боевой офицер Вы, наверное, многое можете рассказать, как СССР сдерживал НАТО, чтобы и в голову ему не пришло разворачивать свои базы у нас под носом, заходить в наши территориальные воды, создавать угрозу пассажирским самолетам в нашем небе.
– Когда я получил назначение в Семипалатинск, в стратегическую авиацию, то летал на самолете-ракетоносце Ту-95. Это было наше самое мощное ядерное стратегическое оружие. Полеты были длительными, по 16 и 24 часа. Американцы нас боялись как огня. Держали мы их ВВС на коротком поводке. Такая же ситуация была, когда служил в Амурской области. Я хоть и был начальником политотдела стратегической дивизии дальней авиации Верховного главного командования, из полетов «не вылезал», пять лет летал на самолете 3М в качестве штурмана. Вспоминаю, как после длительного полета прилетели на аэродром «Украинка». На улице – мороз под 40 градусов, на каждом корабле по 7-8 человек экипажа, много технического состава. А условий бытовых не было. Размещались все в одной казарме, спали в лётной одежде. Смотрел на своих товарищей и гордился ими: победить такой народ невозможно!
В 1994 году я был уволен в запас в связи с реорганизацией Вооруженных Сил. Воздушная армия перестала существовать, правильнее будет сказать – разогнали ее. Мне было 52 года. Полон сил, энергии, но, увы, времена настали для армии не лучшие. Очень тяжело я переживал ликвидацию 46-й Воздушной армии. В ней была сосредоточена самая современная, мощная авиационная техника. Один полк в Бобруйске чего стоил! Он мог «накрыть» всю Западную Европу. Тогда с нами считались во всём мире. Наша стратегическая авиация несла боевое дежурство у берегов США, мы держали под контролем все действия военной авиации НАТО, США. О былой военной мощи, конечно, вспоминаешь с гордостью. И не потому что я военный человек, а потому что держава была сильной!
Сегодня, я считаю, пора вернуть НАТО в «родные берега». Заканчивать дружелюбную риторику с «нашими партнерами». Они – враги, это очевидно всем. Соответственно с ними и надо себя вести России. Пора понять: Западу не нужна сильная Россия. А США понимают только силу. А мы должны понять, что НАТО стоит у порога нашего общего дома. Россия – лакомый кусочек, но врагу ее не проглотить. Это мое мнение, уверенность боевого офицера. Так меня воспитали советская власть и армия.
Можно как угодно относиться к Сталину. Я уважаю этого человека как руководителя великой страны, военачальника. Считаю его выдающимся деятелем мировой истории, который внес колоссальный вклад в укрепление СССР и победу советского народа. Сейчас вдумчиво перечитываю книгу Владимира Карпова «Генералиссимус». У меня она с авторской надписью. Владимир Васильевич – бывший штрафник, пострадал из-за того, что пытался восстановить роль личности Ленина в эпоху Сталина. Свою «вину» искупил. Стал Героем Советского Союза. Год работал в архивах США, приводит в своей книге десятки уникальных документов. Из книги Владимира Карпова узнаешь много нового и неизвестного, кардинально меняющего представления об охаянном западной и хрущевской пропагандой Сталине. Освещена роль Сталина в создании и укреплении армии, во многих отраслях советской экономики, приведены документы в защиту православной церкви, подписанные рукой Сталина. Описана борьба Сталина с троцкистской группировкой и с последствиями ее деятельности.
Конечно, книга не читается как «Война и мир», слишком много там документов, но именно они позволяют правильно осмыслить роль великого человека в мировой истории.
Каждое утро просыпаюсь в 6 утра и бегу скорее перечитывать эту историческую книгу. Советую всем думающим людям, людям, болеющим за судьбу России, обязательно прочитать этот двухтомник.
– Виталий Владимирович, возвращаясь к мирной жизни, местному самоуправлению, Вы возглавляли городской Совет двух созывов. Тогда журналисты, простые смоляне хорошо знали, как работают депутаты, какие решения принимают. Был принят Устав города-героя Смоленска, решение об утверждении главы города депутатским корпусом, изыскивались возможности повышения зарплат бюджетникам, наполняемости бюджета, «разруливали» долги. Вы ежедневно встречались с избирателями и в своем кабинете, и на улицах города. Пришли другие времена. Депутаты работают в закрытом режиме. А возглавляет Совет не освобожденный от основной работы председатель. Это – показатель того, что роль Совета в решении важных вопросов потихоньку сводится к нулю?
– Да, время у депутатов первых созывов было интересное, трудное. Населению не выплачивались зарплаты, пенсии, чуть ли не каждый день около здания мэрии проходили акции протеста.
Я разговаривал с людьми, объяснял, как трудно наполняется бюджет. Но людям этого мало. Раз они нас избрали депутатами, то хотели знать, что предпринимается горсоветом для изменения ситуации к лучшему. И я говорил о реальных планах по стабилизации экономики. Постепенно ситуация выправилась, стали выплачиваться пенсии, зарплаты. Нам даже удалось повысить зарплаты врачам, учителям. Наполняемость бюджета увеличилась, стали строиться дороги, восстановили три моста.
Мне сложно давать сегодня какую-то определенную оценку деятельности Смоленского городского Совета. По ряду причин я не буду этого делать. За советом ко мне обращалась Виктория Макарова. Она была настроена на серьезную работу в горсовете. Не получилось встретиться. Она приходила после тяжелой работы в детской областной больнице в горсовет в 16 часов. При таком графике физически невозможно всё успеть. Сейчас в таком же положении новый председатель горсовета. Анатолий Васильевич Овсянкин – замечательный врач, профессионал, руководитель, оперирующий хирург. Конечно, ему тоже будет сложно совмещать две работы. Я думаю, диалог у нас с ним состоится, на мою помощь Анатолий Васильевич может всегда рассчитывать.
– Виталий Владимирович, Вы 17 лет возглавляете Смоленский областной Совет ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов. С какими вопросами к Вам сегодня приходят люди?
– Ветераны обращаются к нам по самым острым, больным вопросам. Оказываем материальную поддержку, помогаем в обеспечении санаторно-курортного лечения, ремонте домов, устройстве в госпиталь. Мы – общественная организация, денег у нас нет. Вот здесь самое главное – сотрудничество с властью. Через властные структуры решаем наболевшие вопросы. Мы – связующее звено между администрацией области и ветеранами.
Сейчас взаимодействуем с администрацией области по увеличению финансирования конкурса «Ветеранское подворье». Уже несколько лет мы оказываем материальную поддержку тем, кто вместе с детьми, внуками трудятся на приусадебных участках. Обеспечивают ветераны себя натуральными продуктами, есть излишки. А вот только пока не можем никак решить вопрос, чтобы бюджетные учреждения закупали их: отказывают, ссылаясь на правила госзакупок.
– Виталий Владимирович, как будете праздновать юбилей?
– Для меня это сложный вопрос – не люблю я праздновать свой день рождения. Занимал высокие должности – поздравляли не меня, а кресло… Поэтому есть сомнения в искренности. Проведу этот день с семьей. У моей супруги, Зои Степановны, юбилей 28 января – мы с ней одноклассники-одногодки. Решили, что в день рождения моей дорогой спутницы мы и отметим двойной юбилей. Приедут дети, внуки. У меня уже появился правнук, сын Никиты. Сам Никита отслужил в армии, в десантных войсках, окончил университет, открыл собственное дело. Мы с бабушкой собрали все свои сбережения и помогли купить ему квартиру в Москве.
Обе внучки, дочери Алексея, учатся в Москве. Сын по-прежнему работает в министерстве, но уже не первый заместитель. Что-то пошло не так, я вижу, но Алексей не жалуется, не обсуждает эти вопросы, всегда просто говорит – работаем.
– Смоляне в день юбилея скажут Вам, Виталий Владимирович, много искренних и добрых слов, тех, которые Вы заслуживаете, работая на благо людей. А мы от всей души желаем Вам здоровья, оптимизма и успехов в Вашей многогранной общественной деятельности.
– Спасибо огромное.
Беседовала Татьяна Шатыркина
Из досье «СН»
Родился Виталий Вовченко в 1942 году на Украине в городе Кривой Рог, на оккупированной фашистами территории. Его отец Владимир Фомич окончил ФЗУ, работал шахтером. В 1939м его призвали в армию, он участвовал в войне с белофиннами, потом – в Великой Отечественной. Мама Галина Карповна, несмотря на голод и холод оккупации, выходила первенца. Отец вернулся с войны инвалидом, без левой руки. Владимир Фомич не запил горькую, не жаловался на жизнь. В семье родились еще две девочки, и он делал всё возможное, чтобы поднять детей. С одной рукой он, конечно, уже не мог спускаться в забой, работал на этой же шахте, но на поверхности – начальником пневматической мастерской, в которой готовилось необходимое оборудование. Жили небогато, но сестры Виталия Светлана и Людмила окончили горнорудный техникум. А Виталий с детства мечтал о небе.
В 1959 году окончил среднюю школу, работал токарем на шахте. В 1961 году поступил в Челябинское высшее военное авиационное училище, окончил его в 1965 году по специальности «штурманинженер». Служил в городе СпасскДальний Приморского края в частях авиации дальнего действия, прошел путь от штурмана самолета до заместителя командира авиационной эскадрильи по политической части.
В 1974 году был переведен в Семипалатинскую область Казахской ССР, где был назначен заместителем командира авиаполка по политической части.
В 1977 году заочно окончил Военнополитическую академию имени В.И. Ленина. С 1979 года служил в должности начальника политотдела авиадивизии в поселке Серышево Амурской области. В 1984 году был направлен в политуправление Военновоздушных сил, где служил инспектором в течение трех лет.
С 1987 года проживает в Смоленске. Занимал должность начальника политотдела и члена Военного Совета 46й Воздушной армии Верховного главного командования стратегического назначения.
Когда в 1994 году 46я Воздушная армия была расформирована, Вовченко в звании генералмайора авиации был уволен в запас.
За время своей службы освоил пять типов самолетов авиации дальнего действия и стратегической авиации, налетав в общей сложности 2500 часов.
Работал в Смоленске заместителем директора завода «Протон», затем директором санатория «Мать и дитя».
В 1996 году был избран депутатом Смоленского городского совета. Став его председателем, занимал эту должность до января 2005 года. Одновременно в 1997–2003 годах входил в Координационный совет по местному самоуправлению при председателе Государственной Думы.
С 2005 года занимает должность председателя Смоленского областного Совета ветеранов.