У глупости в плену
В основе спектакля «Глупости», поставленного в Смоленском Камерном театре – пьеса киносценариста Виктории Никольской (Бугаевой). Причем не просто пьеса, а пьесапобедительница ежегодного международного конкурса русскоязычной драматургии «Действующие лица», признанная лучшей пьесой 2015 года. Впервые она была поставлена Константином Райкиным на сцене театра «Сатирикон». Спектакль стал событием в театральной жизни Москвы, а Виктория Никольская – любимым драматургом именитого коллектива.
Так случилось, что по направлению Смоленского Камерного театра ведущий артист труппы Никита Куманьков в прошлом году успешно завершил обучение на факультете переподготовки по режиссуре в Высшей школе театральных искусств Константина Райкина. «Глупости» – «первая ласточка» в творческой карьере известного артиста, где он выступил в роли режиссерапостановщика. Получилась психологическая драма, в основе которой – классический любовный треугольник. Макс (Артем Семяшев) безответно любит Веру. Вера (Римма Корсакова) безоглядно любит Рика. Рик (Александр Иванов) вообще не умеет любить. В первую очередь – себя, даже в собственный день рождения. Да, он много и со знанием дела рассуждает о сексе, справедливо полагая, что физиология и духовность –
понятия, по сути, взаимоисключающие друг друга. Наверное, не случайно школьный друг Макс дарит ему на день рождения большую куклу – резиновую женщину.
Рик – человек странный и загадочный. Писатель, что с него возьмешь? Разменяв четвертый десяток, стал автором лишь одной книжки сомнительного содержания. Словом, отпетый мизантроп, полностью отрицающий возможность искренних взаимоотношений между людьми. Александр Иванов лишает своего героя даже намека на простые человеческие чувства. Александр Иванов играет идола, каменного истукана с острова Пасхи, для которого всё обычное – неприемлемо. В свою очередь, Макс Артема Семяшева – бизнесмен и балагур, который так и сыплет остротами по поводу и без. Что касается Веры, она – идеальный образец беззаветной женской любви, всё понимающей и всепрощающей. Вот тут и возникают вопросы к постановщику Никите Куманькову, режиссерский замысел которого просматривается слабо, в полной мере эксплуатируются брутальность артиста Иванова и очевидная легкость нрава артиста Семяшева. Что касается начинающей актрисы Риммы Корсаковой – недавней выпускницы СанктПетербургского института кино и телевидения –
она, видимо, психологически чутьчуть не доросла до своей героини – барышни нервной, страстной, обремененной чрезмерной жертвенностью. Кроме того, несмотря на кажущуюся простоту сюжета, «Глупости» – пьеса сложная, препарирующая внутренний мир героев, их поступки, слова и чувства. Пьеса с подтекстом, что называется, с «двойным дном». Может быть, режиссеру стоит переформатировать фронтальные мизансцены, где герои, стоя лицом к залу, ведут достаточно серьезный диалог или практически на авансцене лихорадочно натягивают одежду после любовных утех? И, конечно, определиться с темпоритмом, которого просто нет. Скорее всего, это произошло потому, что «Глупости» – пьеса «разговорная», внимание автора сконцентрировано на внутреннем мире героев. Действие несколько «размыто», всё происходит, примерно как в замедленной съемке. Видимо, сказывается основная профессия Виктории Никольской – киносценарист, а в кино, как известно, свой язык и свои приемы художественной выразительности. Что касается несомненных удач первого режиссерского опыта Никиты Куманькова –
это стильное, на контражуре, решение эротических сцен и, безусловно, открытый финал спектакля. Больничная палата, обездвиженный в результате автомобильной аварии Макс, рядом Вера – надежный друг и единственная на свете женщина, для которой любовь –
самопожертвование. А любовь, как известно, творит чудеса, и к Максу возвращаются двигательные рефлексы. Но звонит телефон, Вера берет трубку и то, как она произносит: «Рик?..», безоговорочно свидетельствует, что с героем ее безнадежного романа случилось либо непоправимое, либо он сделал ей главное в жизни предложение…
Безусловно, спектакль «Глупости» с полным правом можно занести в копилку успехов Смоленского Камерного театра. И потому, что в афише появилось новое для нашего города имя – Виктория Никольская, и потому, что премьера «Глупостей» стала датой рождения молодого, подающего большие надежды режиссера Никиты Куманькова. Но главное – зрители единодушно приняли спектакль. Искренние и долго не смолкающие аплодисменты – главная его оценка, с этим не поспоришь. А успех или неуспех – это, в том числе, и количество купленных билетов, верно?
Лариса Русова