В том далеком, сорок пятом…
В областном Дворце культуры профсоюзов состоялась премьера игрового полнометражного фильма «После войны» – совместной работы Вяземской кинокомпании «Подвиг» и «Студии67». Автор сценария и режиссерпостановщик – Владислав Казаринов, оператор – Владимир Фатеев, в фильме снимались артисты Вяземского народного театра юного зрителя. В массовых сценах, а их в фильме достаточно много, заняты жители города Вязьмы.
«После войны» – третья, завершающая часть трилогии Владимира Казаринова о победном сорок пятом. Напомним, что первым фильмом была «Лестница», за ней последовал документальноигровой «Завтра не было войны», и вот теперь полнометражный фильм «После войны» о судьбах победителей, вернувшихся в мирную жизнь.
Главная героиня фильма – двадцатитрехлетняя Женя, до войны окончившая хореографическое училище, сумевшая стать солисткой Большого театра, но по зову сердца ушедшая на фронт. А на войне, как известно, стреляют, и Женя была тяжело ранена в ногу. Путь в большой балет трагически прервался, любимая профессия стала недосягаемой мечтой, но мужественная Женя пытается не потерять себя и найти достойное место в послевоенном мире.
Судьба бывшей балерины – сюжетный стержень, вокруг которого стремительно развиваются ключевые события фильма. Страдают и мечутся по жизни в поисках счастья влюбленные в Женю мужчины, тщетно пытаясь добиться благосклонности балерины. В первую очередь это касается тех, кому посчастливилось видеть ее в образах Жизели и Джульетты или танцевать с ней на одной сцене в те времена, когда не было войны.
Преподавательскую работу у самой Вагановой (!) предлагает бывший партнер, заслуженный артист и лауреат Сталинской премии. Вечное преклонение перед ее красотой и талантом, нежную заботу и страстную любовь обещает Герой Советского Союза, летчикас, прошедший с ее именем в сердце войну (Владислав Казаринов). Не отстают от них и другие персонажи, с которыми судьба сводит Женю по мере развития сюжета фильма. Но Женя (Софья Фабрикова) отдает предпочтение соседу по коммуналке Сергею – бывшему командиру разведроты, боевому капитану, успевшему до войны закончить ВГИК, стать сценаристом и после войны благополучно устроиться на «Мосфильм». Правда, Сергею (Дмитрий Зубарев) трудно найти общий язык с худсоветом киностудии, поскольку «окопная правда», о которой он пишет, никому не нужна. Безусловно, у Сергея масса поклонниц, в их числе есть и балерины, но он влюблен в Женю – целеустремленную барышню с твердым характером, сумевшую найти себя в должности скромного преподавателя народных танцев в Доме культуры железнодорожников.
Вот такой незатейливый сюжет о любви лежит в основе фильма «После войны», который, прежде всего, покоряет и трогает до слез достоверностью изображаемого послевоенного быта. Режиссерпостановщик Владислав Казаринов и актеры сумели точно передать атмосферу легендарных советских коммуналок.
Бесконечный коридор, по обе стороны которого располагаются несколько десятков комнат, населенных разнообразной публикой, вечно подслушивающей и подглядывающей. Тут и искалеченный войной инвалид, и многодетные мамаши, навечно оккупировавшие огромную кухню, и многочисленные детишки всех возрастов, превратившие коридор в игровую площадку. А на стенах – подвешенный, так необходимый в быту, нехитрый скарб – санкисалазки, корыта, велосипеды, словом, всё, что сопровождает жизнь обычного человека.
В стиле эпохи выдержаны костюмы героев фильма и интерьеры комнат, в которых они проживают: диваны с высокими спинками, этажерки, комоды, непременные круглые столы по центру и признак благосостояния – многочисленные фарфоровые статуэтки и цветные репродукции из журнала «Огонек».
Словом, завершающая часть трилогии о победном сорок пятом стала несомненной удачей создателей фильма. Общая атмосфера, мощная актерская энергетика как исполнителей главных ролей, так и ролей второго плана, безусловно, сделали фильм событием в культурной жизни нашего региона. Яркие, запоминающиеся образы, созданные Владиславом Казариновым (летчикас), Андреем Романенковым (настоятель храма), Игорем Рябцевым (начальник Дома культуры) превратили скромную историю о послевоенной любви в героический рассказ о любви к жизни.
Лариса Русова