Вера Самарина: «Смоленск стал городом «моей судьбы»
17 августа отметила юбилей изумительная женщина, талантливый художникграфик, заслуженный художник России, профессор кафедры изобразительного искусства художественнографического факультета Смоленского государственного университета Вера Евгеньевна Самарина. Много лет назад вместе с мужем, ныне народным художником России Вячеславом Федоровичем Самариным, после окончания столичного вуза они приехали в наш город по распределению, да так и остались. Шло время, Вера и Вячеслав Самарины активно участвовали во всесоюзных, международных, всероссийских, зональных и областных художественных выставках, вошли в российскую творческую элиту. Их имена широко известны за пределами нашего региона, а созданные ими полотна и графические листы хранятся во многих музеях и украшают бесчисленные частные коллекции.
Сегодня Вера Самарина – гость «СН».
– Вера Евгеньевна, Ваша творческая деятельность и педагогическая работа целиком связаны со Смоленском, который, видимо, предопределен Вам судьбой. Я к чему это говорю? Во все времена, во всех царствахгосударствах народ стремился в столицу, где была возможность реализоваться, найти достойное приложение своим способностям. Для меня всегда оставалось тайной, почему молодые и талантливые люди, коренные столичные жители, переезжают на ПМЖ в провинцию?
– Между прочим, мы со Славой девять лет сохраняли московскую прописку, могли в любую минуту вернуться, тем более было куда. Но мы остались в Смоленске. Конечно, это очень больной вопрос, и до сих пор, когда по телевизору идут передачи о Москве и звучит «Дорогая моя столица…», я плачу и долго не могу успокоиться, потому что больно. Но здесь нас встретили и окружили вниманием такие хорошие люди! Был интересный круг общения, мастерскую дали, Дима родился, и вообще, мы создавали художественнографический факультет! Вот так и остались.
– Я достаточно давно живу в Смоленске и всё никак не могу разгадать тайну «смоленского феномена»: рядом две столицы, рукой подать до заграницы, вроде западный город, а на поверку – всётаки провинция, где творческому человеку жить непросто. Как на духу, Вера Евгеньевна, в Смоленске Ваша семья смогла творчески реализоваться?
– Думаю, да. Всё верно Вы говорите, но нам, видимо, повезло. Понимаете, Слава всегда много путешествовал по России. Был в Хабаровском крае, на Белом и Баренцевом морях, создал много работ. И здесь продолжил путешествия по заповедным местам. Однажды в Духовщинском районе наткнулся на полузаброшенную деревню – совершеннейшую глухомань. Тогда и проникся Смоленщиной. Он ведь заядлый рыбак и охотник, и в Хабаровский край ездил охотиться. Заключал договоры на определенное количество пушнины, потом сдавал ее заготовителям. Всё, за что берется Слава, он делает хорошо. Это особенность его характера. А что касается меня, то это, конечно, работа в институте. Я никогда особенно себя педагогом не чувствовала, но както так получилось, что в следующем году уже будет шестьдесят лет моей педагогической деятельности. В Смоленске я оказалась в двадцать один год, с тонкой талией и в коротком платье. Весь московский десант художников начинал с пединститута, но потом почти все ушли в свободное плавание, кроме нас с Юрой Преображенским, но и он уволился два года назад. А я не хочу уходить, потому что и силы есть, и знания, но главное – некому дело всей жизни передать. Не знаю, как было бы в Москве, но здесь с самого начала както всё пошло, а потом в подмосковном Доме творчества всё случилось! Я почувствовала себя графиком и первые графические листы, что я там сделала, позволили обрести крылья. Я поняла, как это интересно и что это – мое! А в педагогическом институте были пленэры со студентами и в Литву, и на Волгу, и в Карелию. Потом остались только смоленские Каменка и Чистик, где была институтская база отдыха и где впоследствии мы купили дом. Потрясающие места, вокруг двенадцать озер ледникового происхождения! Рассказываю, никто не верит, что такое может быть в центре России. Озеро Дго – одно название чего стоит! Те студенческие пленэры духовно обогащали, было интересно жить. Мы – молодые, студенты – активные. Я помню, чтобы сделать первый набор на факультет, Володя Ельчанинов с Валерой Ласкиным ездили по деревням, искали талантливую молодежь. Было много мальчишек, а сейчас приходят преимущественно девчонки.
– Большая разница между студентами той поры и нынешними?
– У меня есть фотография (студенты любили с нами фотографироваться), на которой тридцать три парня и три девочки. Причем все ребята прошли армию. А в первом наборе было несколько человек старше нас, потому что служили на флоте. Ктото пришел в тельняшке, ктото в армейских штанах и кирзовых сапогах. Взрослые, состоявшиеся мужики. Помню, был пленэр на Чистике осенью. С утра мы рисовали, а вечером давали концерты по окрестным деревням: пели, играли на гитарах, читали стихи. Местные принимали нас за артистов. Был какойто душевный подъем, я просто этим жила. Поэтому когда все ушли на творческую работу, я осталась в институте. Мне нравились студенты и то, что они делают, а я их учила тому, что умею. Что касается сегодняшних, сейчас расскажу. Была у меня подгруппа в тринадцать человек, из них один мальчик. Я объясняю задание, и вдруг они достают телефоны. Знаете, для чего? Чтобы срисовать из интернета, поскольку сами ничего придумать или не могут, или просто не хотят. Я им говорю, что это плагиат, или попросту воровство, на что мне отвечают: фотографии находятся в открытом доступе, что здесь такого? И рисуют жирафа или маяк, которых в жизни не видели. Нет, чтобы старый забор, дом или колодец, то, что хорошо знают. Понимаете, они совершенно подругому мыслят сегодня. А что касается творческого потенциала, трудно сказать… Очень уж они прагматичны. А с другой стороны, какими им быть, если везде и всюду разговоры только о деньгах?! Зачем учиться, если можно другим способом устроить безбедную жизнь? Был у меня один студент, который, когда однажды я его пригласила на выставку, ответил: зачем? Сейчас художники никому не нужны, а пройдет еще несколько лет, и вас вообще не будет.
– Как Вам преподавалось в режиме онлайн?
– Ужасно. Мой предмет – он требует показа. И вообще, как можно обучить, не показывая, художника, музыканта, врача, наконец?
– Со студентами Вы работали по скайпу?
– Конечно, нет. Я им напишу, они мне напишут. У нас ведь отсутствуют специально оборудованные классы, и потом, есть студенты из глубинки, где вообще нет интернета. Как мы можем их учить? Я считаю, что этот учебный год мы потеряли. А тут еще вот какая проблема: всех преподавателей, перешагнувших 65летний возрастной рубеж, в университет велено не пускать, нам предписано продолжать дистанционное обучение студентов. Как сказала заведующая кафедрой, таким образом они заботятся о нашем здоровье. А какое может быть здоровье, когда тебя лишают любимого дела?! Как же так? Я создавала этот факультет – и меня не пускать? И как дистанционно обучать рисунку и графике? Нет ответа. К чему это приведет – не хочется думать, но тем не менее находятся люди, которые говорят, что это очень удобно, а потому – хорошо. Страшно подумать, но всё рушится. Слава Богу, что еще гдето сохранились культурные традиции: то коряки споют, то какиенибудь бабушки выступят. На Смоленщине народные традиции сохраняются, да и коекакие художники еще остались. О какой культуре можно говорить, если сегодня она сводится к так называемым флешмобам? Это же балаган, по большому счету. Соберутся человек пятьдесят, попляшут, покричат, а дальше?
– Но тем не менее молодежь стремится в университет, в том числе и на худграф. Чтото же их мотивирует?
– Семья. Родители боятся улицы, поэтому ребенка нужно чемто занять. Школ и различных студий полно, а рисовать дети любят. Кроме того, мы берем всех подряд. Правда, в этом году конкурс у нас есть – восемь человек на место. Если честно, я была удивлена, но тем не менее это очень приятно. Будут новые ученики, хочется верить, талантливые. У меня ведь их много было, талантливых. Достаточно назвать декана художественнографического факультета Наталью Николаевну Павлову, всех преподавателей кафедры ИЗО и детской художественной школы имени М.К. Тенишевой, а это лишь малая часть моих учеников. Но когда несколько лет назад у нас с Юрой Преображенским случился полувековой юбилей преподавательской деятельности, этой даты в Смоленске никто не заметил. И вообще, возникает стойкое ощущение, что сегодня в нас исчезла потребность. Мы не так нужны, как в начале шестидесятых годов прошлого века, но тогда и жизнь была другой, и Смоленск был другим. Хотя для нас он стал городом судьбы, и мне очень хочется продолжать следовать своему призванию – учить рисунку и графике тех, кто решил связать свою жизнь с волшебным миром изобразительного искусства.
Беседовала Лариса Русова