Владимир Еленецкий. Художник-загадка
Гостем очередного выпуска авторской программы Сергея Новикова «Диалоги» (телеканалы «ОТР» и «Регион67») стал член Союза художников России Владимир Еленецкий. Предлагаем вашему вниманию газетный вариант этой беседы.
– Здравствуйте, Владимир Константинович.
– Здравствуйте.
– Я Вас приветствую в программе «Диалоги», очень рад познакомиться. Вообще, как ни странно, мы только сегодня и познакомились, и это тем более странно, что Вы один из моих самых любимых художников. Я давно слежу за Вашим творчеством, и оно настолько самобытно и индивидуально, что Ваши работы не спутаешь никогда ни с чем. Я не знаю, как объяснить, почему нравится картина, это очень трудно. Искусствоведы, наверное, могут, а я могу только сказать, что мне все они очень нравятся: здесь и гротеск, здесь и сюрреализм, и какието фантазии… Мне кажется иногда, что это – воплощенные на полотнах сновидения. Так и представляю себе, как Владимир Константинович вскакивает среди ночи, бежит к холсту…
– Вы очень хорошо это представили. Вы не искусствовед, но говорили как раз то, что говорят искусствоведы по поводу моих работ: фантасмагория, сюрреализм, какаято гротесковость. Это такой же профессиональный взгляд и оценка.
– А мнение коллег Вам интересно?
– Всегда интересно. Другое дело… Знаете, у меня был такой великолепный учитель Олег Михайлович Савостюк.
– В Суриковском институте?
– Да, к сожалению, в мае его не стало на 94м году жизни. Я почему его вспомнил? Он, перед тем как мы расстались, после того как я окончил институт в 1978 году, защитил диплом, мне такую очень хорошую мудрость сказал: «Вы знаете, чтобы Вам ни говорили, Вы прислушивайтесь, но не слушайте». Вы чувствуете разницу небольшую? Прислушивайтесь, но не слушайте никого, потому что вы просто потеряете себя как художник. И я стараюсь всегда этим принципом руководствоваться. Он вообще был человек очень мудрый и просто так ничего не говорил.
– У Дмитрия Кедрина есть такие строчки: «У поэтов есть такой обычай – в круг сойдясь, оплёвывать друг друга». У смоленских художников не так?
– Я в общемто не могу говорить про смоленских художников, поскольку я мало с ними общаюсь, только на выставках. Я знаю их работы, но так, чтобы сидеть в кругу с ними – такого не бывает, поэтому я не могу ничего сказать. Для меня ориентиры другие. Я окончил великолепную школу – Московскую среднюю художественную школу, а после окончания поступил в Суриковский, еще на шесть лет. Двенадцать лет я проучился в Москве. Это были необыкновенные годы.
– Но я должен сказать, что Вячеслав Федорович Самарин, народный художник России, который участвовал в этой программе, на мой вопрос – кто из смоленских художников Вам близок? – ответил: Владимир Еленецкий.
– Приятно слышать, тем более что он мой сосед по мастерской, мы пересекаемся, но я не могу сказать, что мы както общаемся.
– Так Вы такой одиночка?
– Да, я одиночка, я живу какимто своим временем, для меня не существует утро – вечер – ночь… Я и ночью встаю, книги листаю. Живу сам по себе, какойто независимой жизнью.
– Владимир Константинович, Вы родились на Украине, в семье военнослужащего.
– Да.
– Кстати говоря, не было желания стать офицером по примеру отца?
– Может быть, и была какаято мысль, но она испарилась. В общемто в детстве я был очень креативный, чтото любил всё время делать. На Украину приеду летом – там дедушка и бабушка по отцовской линии – и обязательно чтото ковыряю, строю… Я не мог без этого. А в Смоленск мы приехали в начале 1964 года, до этого жили в Самаре, тогда это Куйбышев, а до этого в Иваново, и вот отца перевели сюда, и на зимних каникулах я пошел во Дворец пионеров, сначала в технический кружок, потолкался там какоето время. А на стене список висел с перечислением кружков. Большой такой, и я увидел три буквы – ИЗО. Думаю, что это такое? Тут какаято тетенька проходит, такая солидная женщина, я к ней обратился: «Не скажете, что это такое –
ИЗО?» Она говорит: «Это там, где рисуют». И спрашивает меня: «Ты хочешь рисовать?» Я машинально: «Хочу». Она меня взяла за руку, повела, на первом этаже эта аудитория была, и встретил меня там преподаватель – Валерий Владимирович Олешковский, такой голубоглазый, приятный человек, он на меня так хорошо подействовал! И атмосфера… И вот что интересно, я же до этого не рисовал, но перешагнул порог мастерской, и вот эти запахи, гипсы, мольберты – вот это всё на меня такое впечатление произвело необыкновенное, я просто почувствовал чтото такое родное…
– Значит, чтото внутри всётаки было?
– Да, вероятно, я переступил порог своей судьбы. Я с удовольствием сел, он мне дал карандаш, бумагу, и я начал рисовать.
– Потом была уже художественная школа в Смоленске. Анатолий Илларионович Попов.
– Дада, открылась школа. Я какойто период еще во Дворец пионеров ходил, а потом отец уже побеспокоился, видя мое увлечение: давайка ты в школу, продолжай учебу. Анатолий Илларионович Попов – это, конечно, человек такой искрометный, эмоциональный…
– Царство ему небесное, он, кстати, принимал участие в этой программе и говорил, что Вы один из самых его способных учеников.
– Спасибо ему. Он учил не только рисунку, но и жизни. А потом мы стали как бы товарищами, когда я приехал сюда уже в 1978 году.
– В 2010 году Анатолий Илларионович Попов был гостем программы «Диалоги». Я спросил у него про ностальгию по советскому прошлому. Давайте послушаем, что он сказал:
«Замечательное было время, культура была востребована, мы, художники, были востребованы и временем, и обществом. Художники были уважаемые люди. Казалось бы, идеология, запреты сплошные, но Вы знаете, та пружина идеологическая, которая как бы сжималась – это потом рождало какоето движение в обратную сторону. Не было такой расхлябанности, такой ложной свободы, ложной демократии. И люди чувствовали ответственность за свои поступки, за свои слова».
– Я под этими словами могу подписаться сколько угодно, я то же самое могу сказать.
– Но что интересно, Владимир Константинович, вот я смотрю Вашу биографию, участие в выставках, огромное количество выставок… 78й год – всесоюзная выставка, посвященная 60летию ВЛКСМ, 81й год – всесоюзная выставка, посвященная 60летию образования СССР, 82й год – республиканская выставка, посвященная 26му съезду КПСС. А вот 86й год – всесоюзная выставка «Мы строим коммунизм». Слушайте, я поражаюсь, а что Вы там выставляли? Ну не эти же картины?
– Нетнет. Первое время я занимался плакатом и защищал по нему диплом, у меня был политический плакат. Я работал в этой сфере и имел даже бронзовую медаль ВДНХ СССР, сейчас это реликвия. И память об этом периоде очень хорошая, потому что плакат развивает мышление творческое, изобразительное очень хорошо, это искусство очень такое специализированное, конкретное.
– Да и с точки зрения материальной более выгодное…
– Попов ведь отметил, что художники тогда занимали достойное место и зарабатывали нормально, и заказы были. При Союзе художников была такая организация – Художественный фонд СССР, это была база материальная великолепная просто, туда поступали заказы со всей гигантской страны – и монументальные, и скульптурные, и живописные, и графические, ведь было много таких направлений, которые сейчас просто утеряны. Были по всей стране творческие дачи, где создавались условия для мастеров всех направлений – для живописцев, для графиков, для художников декоративного искусства, для скульпторов и так далее.
– Владимир Константинович, а что Вы не остались в Москве? Не было возможности?
– Надо было жениться, только так в то время.
– Не получилось жениться?
– Да както…
– Многие использовали фиктивные браки.
– Я к ним не отношусь…
– Слава Богу, что вернулись. И ведь в Ваших картинах Смоленск всегда присутствует, и Вы не раз признавались, что Вы городской житель. И мне понравилось Ваше выражение, что я смотрю – пейзаж – и думаю: а зачем рисовать? Уже готовая картина.
– Я очень люблю природу. Я всегда выхожу в парковую зону в Реадовке, это недалеко от меня, пройтись минут двадцать – меня это расслабляет, я получаю массу впечатлений, эмоций, я отдыхаю душой. Я действительно нахожу там такие картины – ну просто готовые произведения. Так надо ли их воспроизводить?
– Вы и к написанию портретов както равнодушны.
– Портрет… Я делаю портреты, но всё интерпретирую очень вольно. Происходит какойто свой пересказ. Меня самого порой это удивляет, я смотрю на свои работы: каким образом это получается? Это какаято внутренняя работа. Не всё можно объяснить. Искусство – это загадка. Почему художник вообще появляется? Что его побуждает и почему он рисует?
– В Смоленске какие любимые места?
– В основном это центр города с архитектурными достопримечательностями, в первую очередь. Я каждый день гуляю тудасюда.
– А сегодняшний Смоленск Вам нравится?
– Он стал лучше, на мой взгляд, это уже не тот город, который был 40–50 лет назад, когда я учился в Москве. Это уже другой город, преобразившийся в лучшую сторону, на мой взгляд…
– Журнал «Коммерсант», 2008 год, статья «Владимир Еленецкий в Академии художеств». Цитата: «На картинах смоленского художника Владимира Еленецкого время остановилось, его живопись – заповедник стилистики 70х годов ХХ века, ныне почти забытой, а когдато передовой и даже смелой для своего советского времени. Владимиру Еленецкому удалось сохранить секреты семидесятнической стилистики в практически неизменном виде – возможно, благодаря удачному месту жительства – вдали от столиц». Чтото такое обидное есть в этих словах. «Остановилось время…» «Заповедник стилистики семидесятых годов»…
– Не знаю, это дело автора, как он это воспринимает, это его личное мнение.
– Я не согласен, что остановилось время. Мнето кажется, Ваши картины, наоборот, перегнали время в чёмто. И каждый, действительно, видит свое, и каждого они заставляют думать: а что хотел сказать автор? Наверное, вот это, а может, и это… То есть в каждой картине есть какаято загадка, меня это и привлекает.
– Вот и хорошо, вот Ваше мнение – пожалуйста. У каждого – свой взгляд.
– Скажите, а сегодня есть великие художники в России?
– Я затрудняюсь ответить.
– Я так подозреваю, что ни Шилова, ни Никаса Сафронова Вы к ним не относите?
– Не могу сказать, что это какието великие художники. Раз уж мы заговорили об этом, скажу, что два раза у меня была выставка в Центре Тенишевых, и параллельно была выставка Сафронова, так странно получилось. И потом зрители ко мне подходят и говорят: «Мы пошли на Сафронова, потому что это звезда, а потом увидели Ваши работы, они намного интереснее!» Зато он знаменитость и богатый, а я безымянный и скромно живущий.
– Просто досадно, что вот эта медийная раскрученность затмевает всё и вводит в заблуждение неокрепшие души.
– Да, это действует, конечно, когда повсюду, куда ни глянь, показывают его работы… Безусловно, это работает.
– Было 70летие Смоленского отделения Союза художников, и Ваш учитель Анатолий Илларионович Попов в 2014 году сказал: «Организация эта мне не дает вообще ничего. Будущее Союза всётаки хотелось бы видеть более серьезным, многогранным, самостоятельным, более высоким в профессиональном плане». А Вам чтото Союз дает?
– Союз, конечно, к сожалению, вырождается. Сейчас уровень упал, это действительно так. Дает ли чтонибудь Союз художникам? Дело в том, что он сам сейчас находится в плачевном положении, ведь той базы уже нет, которая у него была, та великолепная база, о которой я говорил. Но организация всё равно так или иначе нужна. Во все периоды художники всё равно вступали в какието объединения. Даже в XIX веке было Товарищество передвижных выставок.
– Владимир Константинович, почему у Вас нет звания «Заслуженный художник РФ»?
– Это вопрос не ко мне. Это Вы обратитесь к председателю нашему, допустим…
– Вот здесь Союз художников мог бы помочь, потому что я считаю, что Вы давно уже народный – в моем представлении и представлении тысяч смолян, которые интересуются искусством.
Картины сейчас продаются плохо?
– Они просто не продаются, к сожалению.
– Это не только у Вас, я думаю, у большинства художников.
– Дада.
– Чем Вы живете?
– У меня небольшая пенсия. Иногда бывает, что получится какаято продажа. Но вот, собственно, и всё.
– На Ваших картинах много религиозных мотивов, и даже пасхальная серия есть. Вы разделяете веру, религию, церковь? Это для Вас разные вещи или всё одно?
– Я разделяю, я посвоему отношусь здесь… Я очень люблю древнерусское искусство и поэтому использую какието иконы в своих работах. Я – приверженец веры, безусловно, но в то же время я не могу сказать о себе, что я приверженец церкви.
– У Вас масса наград – дипломы, медали, другие знаки отличия, есть золотая медаль Союза художников России, которая называется «Духовность, традиции, мастерство». Давайте остановимся на слове «духовность». Что для Вас в творчестве означает это понятие?
– Духовность это, собственно, содержание творчества, это самое главное, что есть в работах художника. И вообще художник начинается именно отсюда, когда его душа чтото требует, чтото просит, отсюда как раз и произрастает духовность. Без этого просто не может быть серьезного создания, без духовности, иначе это будет какойто…
– …Никас Сафронов.
– Чтото в этом роде. Я фразу одну люблю. Когда у великого композитора Игоря Федоровича Стравинского спросили его мнение о современном искусстве, он ответил: «Надо уметь отличать искусство от желания самовыражаться». Вот это, помоему, очень важное замечание, очень актуальное для нашего времени. Просто сейчас очень много желающих продемонстрировать какието свои способности, якобы творческие, но они пустые, они бездуховные, они бессодержательные. А духовность это самое главное!
– Вы в одном из интервью сказали, что Вам не хватает моральной поддержки.
– Не хватает. И не только моральной, но и материальной тоже. Вот есть такой человек Жанна Георгиевна Кузьмина, президент Ассоциации содействия культуре, она устраивает выставки…
– Ну она большое дело делает, конечно.
– Да, безусловно. Вот и мою последнюю выставку как раз она тоже устраивала. Это меня очень поддерживает.
– Владимир Константинович, я хочу, чтобы наша сегодняшняя встреча, наша беседа была тоже моральной поддержкой для Вас, поэтому я желаю Вам не останавливаться – ну Вы это и не сможете сделать, – и мы ждем, конечно, новых произведений и новых творческих высот. Спасибо Вам большое.
– Спасибо, что пригласили.
P.S. Видеоверсию беседы смотрите на сайте газеты «Смоленские новости» в разделе «Видео».