Золотой возраст Александра Николенко
25 июня отметил 75летний юбилей один из лучших руководителей автомобильного транспорта высшего звена – Александр Николенко. В профессии он без малого 60 лет. 52 года работает на Смоленщине.
Туманным утром 5 августа 1971 года поезд «МоскваСмоленск» привез молодого саратовского инженера в наш древний город, который стал для сегодняшнего генерального директора Смоленской фирмы «Транзит» судьбой и вечной любовью, наряду с автомобилями.
Считается, что любой возраст подходит для перемен, если человек для этих перемен «дозрел». Много работал, учился, думал, выработал собственное мировоззрение и принципы. Тогда он интересен не только себе и близкому окружению, но и многим людям.
С Александром Васильевичем Николенко всегда интересно поговорить. Чаще приходится соглашаться. И дело не только в большом жизненном опыте собеседника, главное – что годы мудрости не отстают от стремительных изменений мира. Поэтому в свои годы Александр Васильевич не «уже стар», а «вполне молод».
Что же позволяет человеку долгие годы жить по уму и сердцу? С этого и начался наш разговор с юбиляром:
– В течение всей жизни у человека формируются принципы и правила, которым нужно следовать. Я считаю, что движение – основа всякой жизни. Не в узком смысле этого слова, когда говорят только о здоровье, физической активности. Например, возьмем воду. В горах – это стремительный поток, на равнине – болото. Природа у них одна, но движение в первом случае превращает воду в живительный бальзам, во втором – в яд. Так и в жизни: нет движения – будет застой, болото. Мой принцип – постоянное движение, обновление. Тем более что жизнь сегодня такая динамичная, надо успеть за космическими объемами и темпами обновления.
И, конечно же, знания – попрежнему огромная сила! Если ты их не успеваешь получить, отстанешь так, что потом не догонишь. Природа обо всём позаботилась, повсюду ты находишь чему учиться.
Я только что вернулся с Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ–2023), где был дан старт беспилотным грузовикам «КамАЗ». Конечно, в ближайшее время они не смогут заменить традиционные тягачи, но к внедрению новичков надо готовиться заранее. К тому же растет объем транспорта на электрической тяге. Уже сегодня мы задумываемся об оборудовании зарядных станций.
Вот так и получаю новые знания, навыки. И тогда успех будет, несмотря на возраст. Пока я себе не разрешаю говорить: «Я всё сделал, я устал». Нет! Планов много, сил и желаний.
– Александр Васильевич, преемника, тем не менее, готовите?
– Дело это вредное – афишировать конкретного человека, и для претендента, и для окружающих. Стараюсь готовить на смену сразу несколько человек, а не одного. Пусть соревнуются в знаниях, деловой хватке, инициативе. Словом, в проворстве. На это и делаю ставку. Ученики мои молоды: от 33 до 39 лет. Потребительская зараза их не коснулась, к счастью. Наверное, потому что уже в начале своей жизни они оказались в сложной ситуации. Вот и приобрели гены трудолюбия и самостоятельности. Дорогу шелком им никто не устилал, всё – своим горбом.
Никогда не будет идеальных условий для жизни и работы, надо всё время быть в тонусе, уметь мобилизовать собственные силы и знания. Этому меня жизнь научила еще в начале трудового пути. Был главным инженером Базы централизованного техобслуживания грузовых автомобилей. В Талашкино, в карьер, прибыли новые «БелАЗы» грузоподъемностью 27 тонн. А у меня ничего не было, кроме должности, чтобы обеспечить их работу. Жизнь заставила найти решения: построили помещения, котельную, оборудовали стоянки. Этим и живу по сей день, строю.
Когдато на месте нашего предприятия был пустырь – окраина города. Сейчас – мощное современное предприятие, которое занимается грузоперевозками, в том числе международными. Создан сервис для обслуживания грузового и автомобильного транспорта. Мы сейчас проводим предпродажную подготовку китайских грузовиков и легковых авто. Именно они пришли на смену известным европейским маркам. Потребность на внутреннем рынке в новых машинах серьезная: до 30 тысяч грузовиков ежегодно. Да и вся Россия, похоже, скоро на китайские легковушки пересядет. Так что эту нишу мы вовремя и, надеюсь, плотно заняли.
И третий наш вектор развития сохранился, несмотря на санкции, – таможенное брокерство. Потоки грузов резко снизились с началом СВО. Зато сейчас наоборот – внутри России автомобилей не хватает для транспортировки товаров. А это – увеличение грузоперевозок – барометр экономической активности. Мы ведь и в пандемию не стояли, активно работали – у Запада не хватило ума закрыть нам дороги в это время, а мы сделали важную работу для страны. Возили лекарства, продукты.
С 10 апреля прошлого года Польша закрыла въезд на свою территорию нашему транспорту. Перегружаемся на таможенных терминалах в Беларуси. И с этого времени основной поток грузов пошел на восток. Мы переключились на Турцию, которая проявила здоровое благоразумие.
– Александр Васильевич, ровно 5 лет назад в этом кабинете Вы мне, с блеском в глазах, рассказывали о новом «Шелковом пути», который свяжет Восток с Западом. Какова его судьба на сегодняшний день, с учетом геополитической обстановки?
– Работа в сфере логистики существенно усложнилась, так как часть привычных и проверенных транспортных путей оказалась недоступной. Кроме того, многие предприниматели столкнулись с необходимостью переориентировать экспорт своей продукции на азиатские и африканские страны.
Транспортные артерии должны связать Россию, Китай, Индию, Пакистан и Иран. Наши интересы переместились на евразийский континент. Экономическое взаимодействие России и Китая значительно усилилось после начала военных действий на Украине, так что «Шелковый путь» попрежнему востребован. Объективная реальность такова, что сегодня Китай покорил весь мир. Китайцы производят огромную группу товаров, которые необходимо доставлять по всему миру.
Логистические проблемы, к сожалению, решаются медленно. Начиная со времен пандемии, Китай не пускает на свою территорию транспорт РФ. Приходится задерживаться на пограничных переходах, которых стало больше в Забайкалье и Владивостоке. Сейчас эта проблема решается на уровне правительств двух стран.
Активизировались торговые операции с Ираном, но это закрытая страна, можно потерять уйму времени, пока добьешься разрешения на продвижение внутри страны. Прорабатывается вопрос устранения бюрократических барьеров. То же относится и к нормам ГСМ, контроль за покупкой которого ведет Иран, где дешевое топливо, в отличие от соседних государств.
На экономическом форуме в СанктПетербурге прошел круглый стол по строительству торговых путей из России в Азию. Это будет многовекторный путь развития: создание судоходной, железнодорожной и автомобильной инфраструктуры вдоль всего маршрута. Именно это предоставит российским компаниям новые возможности выхода на рынки Ирана, Индии, Ближнего Востока и Африки, облегчит поставки из этих стран.
– Переориентация грузовых потоков, их увеличение диктуют новые требования к автотранспортным компаниям. Готово Ваше предприятие к таким вызовам?
– Главная проблема, не только у нас, но и во всей отрасли – нехватка кадров. В целом по России дефицит около 10 тысяч водителей. Сказались демографические проблемы 90х годов, ковид, проведение СВО. Средний возраст наших водителей – за 50 лет. Внутренних резервов кадрового пополнения нет. Да что там водителей! Мы сантехников, поваров найти не можем, на очень достойные зарплаты.
Остается один путь: привлечение трудовых мигрантов из бывших советских республик.
– На мой взгляд, Александр Васильевич, это небезопасный путь, весьма скользкий, судя по агрессивному поведению мигрантов, русофобии…
– Да, я предлагал такой путь решения проблемы на заседании Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), членом правления которой я являюсь. Моя идея не снискала аплодисментов, тем не менее я уверен: при грамотном подходе к проблеме ее можно решить. В бывших союзных республиках Средней Азии наблюдается безработица и начали действовать меры государственной поддержки и подготовки кадров. Ведется обучение по 28 востребованным в России специальностям.
Будем смотреть правде в глаза: сейчас эти специалисты уже не те безграмотные выходцы из сел. Это – уверенные в себе рабочие высокой квалификации. Вот у меня на стройке работают такие, владеющие самыми современными технологиями, очень трудолюбивые, работают от восхода да заката. Качество работ – изумительное. Нашим рабочим есть чему у них поучиться.
Конечно, в крайности нельзя впадать, чтобы мигранты «подавили» коренное население. Должна быть взвешенная политика, четкая и продуманная, чтобы закрыть бреши в экономике.
– Вот Вы, Александр Васильевич, по роду своей международной деятельности объездили много стран. Никогда не хотели поменять страну обитания, как сейчас это сделали многие?
– Я им сочувствую. Это временное затмение в голове. Оно пройдет, и останется желание жить там, образно говоря, «где твой пупок зарыт». У меня многие знакомые, так называемые русские немцы, уехали на историческую родину, когда распался СССР (а это великая трагедия для нашей страны!).
Многие там страдают, считая Германию чужбиной. Если бы в России чутьчуть улучшилась жизнь, экономическая и политическая, они бы вернулись. Есть на золоте и в масле купаться – это не лучший выбор для человека. Надо жить там, где душа твоя.
Трудно давать оценку всему, что сегодня происходит. Но мыто понимаем, что очень многое надо менять в России. Нельзя оставлять то, что нам не на пользу. Мы всё понимаем, всё терпим, живем и работаем достойно. Но есть то, что мы не можем изменить на своем уровне, что нам не подвластно. Хватит ли воли и кому это надо делать? Сегодня как никогда востребованы профессионалы и патриоты.
Коль наши дипломаты не справились с «искусством возможного», главнее СВО для нас сейчас ничего нет. Должна быть колоссальная консолидация общества. Каждый человек должен делать хоть по чутьчуть на своем месте для победы. Хоть снаряды на верстаке точить. У нас в отрасли мы собираем денежные средства на поддержку бойцов. А если бы все? Такой капитал образовался бы, которого так не хватает!
Плюс идея должна быть, конкретная цель военной операции: мы до победы идем или как?
Очень хочется, чтобы наша страна стала на верный путь, были востребованы знающие, опытные, совестливые люди, живущие по уму и сердцу. Кстати, вашу газету начинаю читать с рубрики «Уму и сердцу». Отмечу, что у вас особая газета, у которой есть свое лицо, своя позиция – как глоток свежего воздуха. Журналисты талантливые. С удовольствием читаю блок мнений о политике и экономике, даже вырезки делаю…
– Александр Васильевич, спасибо за честность. От имени редакционного коллектива, читателей газеты «Смоленские новости» примите теплые поздравления с юбилеем! Движения нам всем без остановки. Вместе и вперед!
Беседовала Татьяна Шатыркина