Стас Смирнов: «Чувство вкуса надо развивать»
Смоляне любят группу «MAMA LET’S GO!», потому что, слушая их песни, невозможно не танцевать –
ноги сами идут в пляс. Эта музыка несет в себе позитив, поднимает настроение и придает жизненных сил. И сегодня гость «СН» – лидер группы Стас Смирнов.
– Стас, расскажи, как появилась группа? С чего всё начиналось?
– Началось всё с необычной поездки в трамвае. Это была вечеринка, для которой творческие люди арендовали трамвай. Транспорт украсили разноцветными мигающими фонарями. Все были в необычных костюмах: пиратов, ковбоев, различных животных. Пели, танцевали, играли на музыкальных инструментах на удивление мимо проходящим пешеходам. Мы с нашим перкуссионистом (музыкант, играющий на ударных музыкальных инструментах – А.Х.) Антоном Николаевичем там познакомились и там же начали вместе играть музыку.
– Как появилось название «MAMA LET’S GO!»?
– Название перекочевало из университетской группы, в которой я играл. Группа распалась, а зачем пропадать хорошему названию?! Был еще вариант группа «Конь», но это название не прижилось. Название «MAMA LET’S GO!» появилось, потому что мы поклонники Сильвестра Сталлоне и в частности фильма «Стой! Или моя мама будет стрелять». И вначале мы хотели взять название «Стой! А то мама будет LET’S GO», но это слишком громоздко, пришлось сокращать.
– Я слышала, что ваша группа исполняет квазирок, в других источниках читала, что плясовой артрок. Что же всётаки у вас за музыка?
– Мы просто исполняем песни, которые написали. Когда описывают музыкальные жанры, говорят: «Блюз – это когда хорошему человеку плохо». Так вот, квазирок – это когда любому человеку хорошо. Потому что я считаю, плохих людей не бывает, есть несчастные люди, а мы делаем всех счастливыми с помощью музыки. А про плясовой артрок мы заговорили, потому что на многих музыкальных ресурсах во время регистрации обязательно заполнение графы «жанр исполняемой музыки». И часто этот жанр можно выбирать только из предложенных вариантов, и почемуто нигде нет «квазирока». Поэтому мы указываем более привычный «артрок».
– Последний альбом группы называется «Укулельный». Расскажи про него.
– Исходя из названия, нетрудно догадаться, что мы там играем на укулеле (миниатюрная четырехструнная гавайская гитара – А.Х.). Для записи альбома на этом инструменте играли я и наш гитарист Михаил Гаврилов. Укулеле – это инструмент, на котором может играть каждый, его легко освоить. И альбом мы постарались сделать легким и веселым. Мы очень быстро его записали, а вот свести, то есть соединить звучание музыкальных инструментов, до карантина не успели. И работа над альбомом зависла на полгода. Летом в солнечный день с участниками группы сделали фотосессию, где мы с укулеле на природе. И эти фотографии стали прекрасным визуальным сопровождением альбома. После этого мы выложили альбом на всех цифровых ресурсах, чтобы люди могли его послушать, а нам за прослушивание шли деньги. Теперь мы сказочно обогатились на этом альбоме (смеется), заработав полтора доллара.
Еще мы изобрели новый музыкальный инструмент – называется рындель. Он сделан из пластиковых и металлических труб, и он тоже звучит в новом альбоме.
– Кто сегодня входит в состав группы?
– Состав группы постоянно меняется и варьируется от четырех до восьми человек. Но тех, кто постоянно ходит на репетиции, четверо. Я играю на духовых инструментах и пою, на гитаре играет вышеупомянутый Михаил Гаврилов, преподаватель игры на гитаре. Егор Морозов – наш барабанщик, и Антон Николаевич, который не любит называть свою фамилию, – перкуссионист.
– Как рождаются песни?
– Песни рождаются в процессе совместного творчества. Вначале идея исходит от когото одного, как правило, от меня. То есть чаще всего я приношу какието стихи и музыку, и мы все вместе начинаем над ними работать. Миша Гаврилов пришел к нам в группу год назад и уже активно включился в творческий процесс. Он принес идею, которая переросла в любимую многими песню «Парус».
– С какими проблемами сталкиваются смоленские музыканты?
– Кадровый вопрос – самая большая проблема, то есть вопрос, где взять музыкантов, стоит очень остро. Вспоминается случай: мы проводили концерт «Квазишоу сны», и один из зрителей, восхитившись тем, что мы делаем, сказал, что это практически не смоленский уровень. Будь мы еще чутьчуть лучше, и нам бы уже в Смоленске нечего было делать. И мы с нашим приглашенным музыкантом, директором школы «Guitar Master» Артемом Ивановым подумали, как грустно, что у людей сидит в сознании, что Смоленск не достоин чего-то хорошего. Люди считают, что если ты хороший музыкант, то обязательно должен уехать. И, как правило, так и происходит, потому что в нашем городе очень трудно реализовать себя. Многие уезжают в мегаполисы, где больше перспектив. Почемуто считается, если ты остался в Смоленске, то ты недостаточно хорош.
Еще одна проблема смоленский культуры – это обилие кавербэндов, то есть музыкантов, которые играют чужую музыку. И делают они это чаще всего без разрешения правообладателей, то есть занимаются пиратством. Трудно их осуждать, потому что для многих это единственная возможность зарабатывать музыкой. И сам я иногда играю каверы. Но такие музыканты наиболее конкурентоспособны на рынке музыкантов, их чаще приглашают на корпоративы, свадьбы и другие праздники. Поэтому они имеют возможность заниматься только музыкой. И уровень исполнительского мастерства кавермузыкантов часто выше, потому что они занимаются музыкой постоянно, не отвлекаясь на другие заработки. А группы, которые играют свой материал, в большинстве случаев менее интересны для слушателей, и их мало приглашают на мероприятия, хотя они работают честно.
– И поскольку музыканты группы «MAMA LET’S GO!» выступают со своими песнями, вам приходится зарабатывать на жизнь чемто другим?
– Да. Нас, конечно, приглашают на частные мероприятия, но этого недостаточно для того, чтобы прокормить семьи. Сейчас я работаю в Смоленском драматическом театре имени А.С. Грибоедова звукооператором.
– Кого из музыкантов сложнее всего найти для группы?
– Басгитариста. Конечно, в Смоленске сложно будет найти хорошего органиста или арфиста. Проблемы с фаготистами (музыкант, играющий на фаготе – А.Х.) и валторнистами (музыкант, играющий на валторне – А.Х.) тоже есть. Но это уже не наша проблема, потому что мы не ищем таких музыкантов.
– За что музыканты вашей группы любят Смоленск?
– Мы просто любим город, в котором живем. Любовь – это краеугольный камень всего, в том числе и нашего творчества. И я считаю, мы должны любить всё, что мы делаем. А творим мы в Смоленске, поэтому и его тоже должны любить. Если мы не будем любить город, то ничего не будет получаться.
– Стас, чем ты больше всего гордишься из своего творчества?
– Проектом «Квазишоу сны», который я уже упоминал. На сегодняшний день это квинтэссенция нашего творчества. Это наш совместный проект с театром уличного искусства «SubRosa». У нас получился синтез жанров и искусств, комбинация творческих людей из разных сфер. Надеюсь, что мы и дальше будем в этом направлении развиваться. Я стараюсь не допустить появления у себя гордыни. Поэтому здесь правильнее говорить не горжусь, а рад, что так получилось.
– Какие смоленские группы ты считаешь достойными внимания наших читателей?
– В Смоленске, действительно, есть достойные группы. Моему сердцу особенно близки группы «Parc Hotel», «Не то слово», «Ganza», «Кармина», «Карамазов Драмс». Я сейчас не очень слежу за смоленской сценой. Возможно, хороших групп намного больше, но я могу о них не знать. Это грустно, когда появляются молодые перспективные группы, а о них никто не знает. Не хватает медиаподдержки молодых музыкантов.
Раньше сообщество музыкантов было больше, и было меньше кавергрупп. И все творческие события были на виду. И у смоленских групп были фанаты, то есть на концерт какойлибо группы приходила толпа людей, которые знали их песни и подпевали. Сейчас такое редко происходит. Получается, групп, наверное, стало больше, но тех, кто ходит на концерты, теперь меньше. Может быть, это произошло изза того, что площадок для выступлений много и групп много, и человек, у которого возникает выбор, куда пойти, чтобы послушать музыку, может даже не знать, что в Смоленске проходит концерт какойто группы. Скорее он увидит анонс выступления кавербэнда в кабаке и, не имея достаточного культурного воспитания, отправится туда. Я не хочу когото обидеть. Но, на мой взгляд, вкус к авторской музыке сам по себе не возникает. Для этого должно быть культурное воспитание граждан, чувство вкуса надо развивать.
– Какие сейчас планы у «MAMA LET’S GO!»?
– 24 апреля в 19:00 мы всех приглашаем на вечеринку, которая пройдет в фойе кинотеатра «Современник». Мы любим проводить наши мероприятия в необычных местах. И в этот раз вечеринка на тему кино пройдет в кинотеатре. Мы будем в костюмах киноперсонажей и будем рады видеть гостей в костюмах.
Но кроме веселья, песен и плясок мы затронем социальный аспект. Совместно с креативным пространством «ШТАБ» и Денисом Никитасом мы работаем над просветительским проектом. Мы познакомились с семьями, которые забирают детей из детских домов. После общения с ними мое сознание перевернулось. Существует чудовищная проблема, и она касается не только Смоленска, а России в целом – это детисироты. Есть добровольцы, которые стараются им помочь, собирают для детских домов игрушки и деньги. Но на самом деле это не то, что нужно детям. У них есть необходимые вещи и игрушки. Всё, что нужно сиротам, –
это семья! Каким бы обустроенным интернат ни был, детям там всё равно плохо. Хорошо ребенку может быть только в семье. Из детских домов практически не выходят люди, которые могут стать полноценными, счастливыми членами общества. Конечно, бывают редкие случаи, когда попадается человек с внутренним стержнем и ему удается чегото добиться. Но чаще всего эти люди заканчивают жизнь в маргинальной среде. И это трагедия нашего общества, с этим надо чтото делать.
Поэтому, пообщавшись с семьями, которые усыновили ребенка, вместе мы решили инициировать создание некоммерческой организации, которая будет оказывать психологическую и юридическую помощь семьями с приемными детьми, а также тем, кто готовится взять ребенка из детского дома. У таких людей возникает много вопросов, потому что наша юридическая система очень неповоротливая. Для того чтобы усыновить или удочерить ребенка, семьям приходится проходить семь кругов бюрократического ада. И многие сдаются, потому что это очень сложно. Без психологической и юридической помощи в некоторых ситуациях невозможно. А это неправильно. Государство должно поддерживать такие семьи, и мы все должны стремиться к тому, чтобы одиноких детей не было.
И на нашем мероприятии мы хотим рассказать об этой проблеме людям и о том, как можно помочь этим детям. Мы надеемся на то, что хотя бы нескольких человек мы привлечем к этой теме, и мир станет немного лучше.
– Спасибо, Стас, за беседу. Успехов тебе!
Беседовала Александрина ХРАПАКОВА
А кто автор фото?