«Музыка – это наша жизнь»

Смоленская группа «Wein» не боится экспериментировать и создавать что­то новое.  Музыканты исполняют классический хард­рок с элементами современной альтернативной музыки и экстремального вокала. В коллекции группы композиции на английском и русском языке, в песнях поднимаются социальные, личностные темы, вопросы конфликтов собственного «я» и окружающего мира. 

Сегодня коллектив группы «Wein» в гостях у «СН». Состав группы (на фото слева направо): Павел Зуй – гитара; Денис Шарохин – барабаны; Константин Гончаров – вокал; Артем Тюрин – бас­гитара.

– Ребята, расскажите, как появилась группа. Изначально она называлась «Вена». Как произошла трансформация в «Wein»?

Павел: Наша группа появилась в 2015 году. Я пришел в уже сформированный коллектив под названием «Вена». А сейчас уже ни одного участника из начального состава не осталось в группе. Кто­то уехал в другой город, у кого­то поменялись взгляды на музыку, а кого­то перестала интересовать эта деятельность. 

Когда наш фронтмен и вокалист переехал в Москву, мы стали искать ему замену и нашли Константина. 

Константин: Я приехал в Смоленск из Оренбургской области два года назад. С Павлом мы были коллегами по работе, и он мне рассказал, что играет в группе, и они ищут вокалиста. Я послушал диск группы «Вена» с названием «Компас», и меня заинтересовал их концепт. Ранее я был кавер­исполнителем, а когда Паша предложил сходить на прослушивание, я решил попробовать. 

Павел: До этого мы полгода не выступали, только репетировали старые песни. 

Константин: Нас объединила музыка, мы начали еженедельно репетировать, создавать новый материал, и вскоре уже пошли выступления в новом составе. А в феврале 2021 года от нас ушел басист, и мы взяли в состав бас­гитариста Артема Тюрина. Теперь мы в таком составе продолжаем наш творческий путь.

Бывший фронтмен группы «Вена» совсем недавно создал проект «Asone Ellipse», а мы сделали ребрендинг и показали новое видение старых песен. Что касается названия, мы решили немного поиграть буквами и стали называться «Wein» (вино в переводе с немецкого). 

– Как создаются песни? Кто сегодня пишет тексты и музыку?

Павел: Музыка пишется всеми участниками группы. Кто­то один придумывает «болванку», а дальше мы все вместе ее дорабатываем. Чаще всего вначале придумываем музыку, но в некоторых песнях вначале появляется текст. 

Константин: При создании чего­либо обязательно должно быть коллективное обсуждение. Здесь как в басне Крылова «Лебедь, рак и щука»: «Когда в товарищах согласья нет, / На лад их дело не пойдет».

– А как трудно собраться на репетицию всем составом? Четыре человека это все­таки уже большой коллектив.

Павел: Наоборот это мало. Мы без проблем собираемся на репетиции каждую неделю. Но нам хотелось бы репетировать еще чаще. К сожалению, сейчас, как только мы собираемся выступать, начинают ужесточать ковидные ограничения. И нам приходится долго ждать.

Сейчас у нас готовы две программы: акустическая и электрическая. В первой мы специально сделали наши песни в варианте удобном для исполнения в тех местах, где «электричество» будет неуместно.

Константин: Например, в барах, где собираются люди, которые пришли поесть, выпить и послушать музыку. 

Артем: И наша акустическая программа сильно отличается от «электричества», несмотря на то, что это одни и те же песни. Например, недавно написанная песня «Гнев стихии» звучит драйвово, мощно в электроисполнении и спокойно, минорно в акустическом исполнении. Мы закладываем одни и те же эмоции, но выражаются они по­разному – это стало для нас интересным опытом.

Константин:  У нас в планах записать и тот, и тот вариант песни. Но сейчас из­за пандемии мало где есть такая возможность. Большинство студий работают в закрытом формате. В музыкальном сообществе еще не все смогли перестроиться в эпидемиологических ограничениях, нужно учиться записывать музыку дистанционно. У нашей группы с этим нет проблем, у нас есть оборудование. Мы можем сделать запись и без поездки в студию. Но в целом  из­за пандемии, на мой взгляд, наблюдается стагнация. Нет никакого развития, выпускается мало релизов и материалов, концерты не проводятся, и некоторые группы распадаются. К счастью, нас это обошло стороной. 

– А нет такого, чтобы в период пандемии и застоя приходило вдохновение, и рождались новые песни?

– Да, у нас появилось много нового материала для мини­альбома. И мы планируем записать два клипа, один –
на нашу песню, другой – на кавер. Планируем продолжать вести соцсети. Пока действуют ковидные ограничения, хорошо бы было за время репетиций снять один­два ролика для «TikTok». Пока мы думаем, как лучше показать свое творчество.

Артем: «TikTok» сейчас очень популярен, я и сам его использую. Вижу, что многие музыкальные группы используют эту платформу для продвижения. Они выкладывают записи с концертов, презентуют новые альбомы, показывают репетиционные материалы. Это могут быть даже шутки, которые появились во время репетиции. Всё это помогает привлечь аудиторию. 

– С какими трудностями сталкиваются смоленские музыканты и ваша группа в том числе?

Павел: Мне кажется, рок­музыка любого жанра сейчас перестала быть популярной. Золотой век рок­музыки остался в прошлом. Уровень музыкального вкуса в России и в мире в целом упал. 

Артем: Думаю, здесь дело даже не столько во вкусе, сколько в подходе музыкантов. Сейчас популярно производство треков, как на конвейере. Музыканты очень стараются угнаться за трендами. А в тренде – простота. 

Павел: Мы же записываем мини­пластинки или полноценные альбомы. Несмотря на то, что мы исполняем модерн хард­рок, мы тяготеем к старой школе. Это пошло еще со времен грампластинок. Если взять пластинку, то прослушивание одной стороны занимает примерно 15 минут, двух сторон – 30 минут. Сингл – это укороченная пластика, на ней помещается примерно одна песня.  И для того чтобы записать пластинку, музыкантам надо набрать багаж материала. А новое поколение музыкантов­зумеров, как только у них появляется новая песня, они просто выкладывают ее в сеть. Я вообще считаю, что человечество потеряло ценность музыки, качество контента упало. Я ещё застал то время, когда любая музыка имела физический носитель. Достать музыку, это означало достать предмет. Ты музыку мог подержать в руках. Сейчас изобилие цифровой музыки её обесценило.

Вот на днях вышел альбом группы «Korn», и я его прослушал с первого до последнего трека в той последовательности, которая запланирована музыкальной группой. В каждой музыкальной работе может быть какая­то концепция или смена динамики от песни к песне. А сейчас новые фанаты, например, группы «Король и шут», даже не знают, в каком году вышла та или иная песня, что это был за альбом, что переживала в этот момент группа, в каком контексте звучала песня и даже не знают, в каком составе была группа. То есть люди меньше вникают в суть того, что они слушают. 

Сейчас от слушателей идет большой запрос на видеоконтент, и те группы, которые больше нацелены на музыку, теряются среди остальных. И мы как раз­таки такая группа, потому что у нас нет видеооператора и профессионального видеооборудования. Мы тратим деньги на инструменты, звукозапись и обработку музыки, а не на монтажера, сценариста и художника по костюмам. А часто популярными становятся группы, которые умеют себя преподнести, но при этом у них слабая музыкальная составляющая. И жаль, что достойные внимания самородки теряются в массе продающегося контента.

Константин: Все­таки мне кажется, несмотря на то, что сейчас диктуют тренды, слушатели рока есть и будут. Но музыкантам сейчас очень сильно мешает ковид. Группы «живут» концертами, а без выступлений о музыкантах очень быстро забывают. Если у группы уже есть сформированная фанбаза, то музыканты могут выкладывать свои материалы: новые песни, клипы. А если это новая группа, то она находится в простое. 

– В Смоленске сегодня реально зарабатывать музыкой? Или все­таки – это хобби?

Павел: Если говорить о кавер­коллективах, которые исполняют популярные хиты, то можно зарабатывать только этим. Но для этого нужно качественно играть и петь. Также можно хорошо зарабатывать, если играть спокойную, расслабляющую музыку. А наша группа может для кого­то быть слишком «тяжелой». Наше творчество для нас – это философия. И у нас у всех есть основная работа.

Константин: Для нас группа – это больше, чем хобби. Мы вкладываем в это увлечение очень много сил в отличие от простого хобби. Музыка – это наша жизнь. 

Мы надеемся, что в дальнейшем наши выступления начнут нам приносить какой­то доход. Но лично я не хочу этим заниматься вместо основной работы, потому что не хочу «перегореть». 

Павел: Согласен. Любая работа рано или поздно превращается в рутину. А хобби всегда приносит удовольствие. 

– Как Вы относитесь к кавер­версиям?

Артем:  На мой взгляд, полное копирование песни не всегда хорошо. Но совсем другое дело, когда исполнители переделывают песню под свой стиль, добавляют новые, присущие им, элементы игры на инструментах, что­то новое из вокала. 

Константин: Мы нормально относимся в каверам, тем более я с этого начинал.  Исполняя каверы, я учился петь. Как раз сейчас мы делаем два кавера. Одна песня английская, а мы хотим ее исполнить на русском языке. А вторая песня русская, но мы будем исполнять ее на японском. Жаль, что мало какие группы меняют музыку и тексты при исполнении каверов. 

Павел:  Но совсем другое дело – трибьют­исполнители (кавер­группы, ориентированные только на одного исполнителя – А.Х.). Они не только поют и играют музыку, как их кумиры, но и одеваются также и ведут себя таким же образом на сцене.

– Что бы вы хотели донести до слушателей своим творчеством?

Константин: Творчество рождается из эмоций и переживаний, которые испытывает автор в момент написания текста или в момент создания музыки. Был момент, когда мы почувствовали, что мы одиноки, и поэтому была написана песня «В тишине». В другой раз мы задумались над тем, что надо преодолеть невзгоды и двигаться вперед – тогда была написана песня «Всё будет как надо».

Наши мысли мы пытаемся завуалированно внести в текст и в музыку, чтобы каждый слушатель попробовал найти в этом какой­то определенный смысл.  

Павел:  И бывает, человек говорит про нашу песню, что она на определенную тему, а мы, когда писали этот текст, думали совсем о другом – это удивительно. Наверное, школьник, слушая песню «Всё будет как надо», будет думать о хороших оценках. У человека, который столкнулся с горем, будут свои мысли. А бизнесмен подумает о заработке крупной суммы денег. 

– Какие смоленские группы вы считаете достойными внимания?

Павел: Все. Потому что если в настоящее время музыкальная группа хоть как­то существует, то это герои. 

Константин: И тем, кто сейчас выпускает релизы, делает каверы, либо дома нарабатывает материалы в ожидании того, что эпидемиологическая обстановка улучшится – большой респект. Мы ценим и уважаем всё наше музыкальное сообщество.

Павел:  Мы не хотим никого выделять, потому что тех, кто занимается музыкой, очень много. Это не только рок­группы, но и рэперы, диджеи. Каждый занимается музыкой на том уровне, на котором он может. И то, что они не бросили это дело, несмотря на все трудности, достойно уважения. 

Хотелось бы выразить большую благодарность бывшим участникам нашей группы. Мы ценим то, что на каком­то этапе нашего творчества, мы были вместе.  

– Спасибо за беседу, ребята. Успехов вам!

Беседовала Александрина ХРАПАКОВА