Красота заповедной глуши
В Художественной галерее Смоленского музеязаповедника успешно продолжается проект «День рождения художника», посвященный творчеству ушедших и ныне здравствующих художников – членов смоленской региональной организации Союза художников России.
Для осуществления проекта выбрана форма «Выставка одной картины», представляющая публике произведение Мастера, не вошедшее в основную экспозицию Художественной галереи. На этот раз выставка посвящена акварели заслуженного художника России Анатолия Илларионовича Попова «Деревня Ферапонтово».
Живописец и график Анатолий Попов родился в Смоленске в 1940 году. Рисовать учился в художественной студии при городском Доме пионеров, а затем поступил в Ярославское художественное училище, которое успешно окончил в 1966 году. По окончании училища преподавал в детской художественной школе города Рыбинска Ярославской области, педагогическую деятельность продолжил в детской художественной школе № 1 в Смоленске.
Анатолий Илларионович был прекрасным педагогом. Многие его ученики, во всяком случае, те, кто хотел посвятить себя творчеству, успешно закончили ведущие художественные вузы Москвы и СанктПетербурга, и абсолютно все, кого он знакомил с азами живописи, с гордостью называют себя его учениками.
За большие достижения в педагогической деятельности Анатолий Илларионович неоднократно награждался дипломами Союза художников России и почетными грамотами Министерства культуры РФ, а за заслуги в творческой деятельности заслуженный художник России Анатолий Попов удостоен серебряной и золотой медалей Союза художников России в номинации «Духовность. Традиции. Мастерство» и Ордена Дружбы.
Анатолий Илларионович Попов был универсальным, многоплановым художником, успешно работавшим во всех жанрах изобразительного искусства, но особое место в его творчестве занимали пейзаж и графический портрет. Художник обладал невероятным чутьем на выверенность композиционных решений, помноженным на оригинальную колористичность произведений, созданных в технике акварели, которой владел в совершенстве. Это прекрасно прослеживается в акварели «Деревня Ферапонтово», созданной в 1976 году. Скорее всего, эта работа родилась на основе воспоминаний о заповедных местах Русского Севера, где художник очень любил бывать. Вообще, он много путешествовал. Это давало и неоценимый материал для творчества, и возможность оторваться от быта, который его мятежная душа абсолютно не воспринимала.
Коллега, скульптор Константин Куликов в одной из своих статей, посвященных творчеству Анатолия Попова, сравнил его с великим испанцем Сальвадором Дали по остроте мировосприятия, виртуозному мастерству и ярко выраженному внешнему сходству. Действительно, Анатолий Илларионович обладал неординарной внешностью и был всегда безукоризненно элегантен. Пиджаки носил исключительно из кожи и замши, обувь – ведущих мировых фирм. Всю свою жизнь он преклонялся перед красотой, будь то красота природы или женщины. Серия графических портретов прекрасных дам была широко представлена на его последней прижизненной выставке.
Художник Анатолий Попов остался в нашей памяти и страстным коллекционером. Он владел замечательной коллекцией икон древнего письма и других достойнейших произведений искусства. В частности, деревянным креслом, которое по его утверждению, принадлежало князю Вячеславу Николаевичу Тенишеву и являлось частью интерьера усадьбы в Талашкино. Особой гордостью Анатолия Илларионовича было одно из его последних приобретений – сабля с позолоченным эфесом, украшенным драгоценными камнями. Анатолий Илларионович Попов сочинял тонкие, лирические стихи и часто выступал с полемическими статьями на страницах местных газет. Словом, был человеком с активной жизненной позицией, память о котором хранится в собраниях музеев и частных коллекциях и, конечно, в сердцах многочисленных друзей и учеников.
Выставка одной картины, на которой представлена акварель заслуженного художника России Анатолия Попова «Деревня Ферапонтово», продлится до конца февраля.
Лариса Русова