«А любил я Россию…»

 5 ноября Смоленск простился с народным художником РФ Вячеславом Федоровичем Самариным – выдающимся живописцем современной России, творчество которого было отмечено многими государственными наградами, в том числе Премией ЦФО в области изобразительного искусства.

Художник скончался 2 ноября. Его догнала и сразила наповал грозная и неумолимая болезнь, в смертельной схватке с которой мало кто побеждает… Отпевали Вячеслава Федоровича в главном храме Смоленска – Свято­Успенском кафедральном соборе. Последним приютом Мастера стало Одинцовское кладбище, где весной 2015 года упокоился его коллега – народный художник РФ Владимир Васильевич Ельчанинов, во многом благодаря которому выпускник художественно­графического факультета Московского государственного педагогического института имени В.И. Ленина Вячеслав Самарин оказался в Смоленске. Было это в начале шестидесятых годов прошлого века, когда в местном педагогическом институте формировался художественно­графический факультет, и выпускники столичных вузов, восторженные романтики и во многом идеалисты, приехали в наш город создавать собственную художественную школу и учить азам изобразительного искусства юных смолян, одержимых творчеством. В числе молодых столичных художников­педагогов были и коренные москвичи Вера и Вячеслав Самарины.

Нужно сказать, что им многое удалось. Создан и плодотворно работает популярный среди выпускников средних школ факультет, на котором заслуженный художник России Вера Евгеньевна Самарина, единственная из некогда солидного «московского художественного десанта», преподает до сих пор. Многие бывшие студенты уже имеют почетные звания и награды. А потомственные москвичи Самарины накрепко прижились в Смоленске, где ими созданы лучшие произведения, где к ним пришли признание и всероссийская известность.

Этапной работой, заставившей заговорить о художнике из Смоленска как о большом мастере психологизма в живописи, стала картина Вячеслава Самарина «Рядовой Мухин с войны не вернулся». Это потрясающее по глубине эмоционального воздействия полотно – беспощадный приговор чудовищному преступлению, уничтожающему право человека на жизнь – войне. Психологический концептуализм стал основой творческого метода живописца Самарина, философа, мыслителя, если хотите, истинного гражданина России.

Будучи заядлым охотником, Вячеслав Федорович много колесил по заповедным местам Смоленщины, забредал в глухие деревушки, где едва теплилась жизнь и где рождались сюжеты его будущих произведений. Так увидела свет пронзительная, бесконечно бередящая душу картина «Дом, которого нет». На убогий домишко, в котором мог жить не вернувшийся с войны Мухин, художник случайно наткнулся в Духовщинском районе. Рядового Мухина убила война, его дом – наша нравственная глухота и дремучая бездуховность. И невольно рождается ассоциативный ряд, и будто наяву слышится: «Как же вы мой дом не сберегли?»

Народный художник России Вячеслав Федорович Самарин был Народным художником по самой своей сути, по складу души. Он очень любил Русский Север, его работы, посвященные жителям Беломорья, – жемчужина в творческом наследии художника. Достаточно сказать, что во время визита в Смоленск известный ценитель живописи, замечательный наш поэт Евгений Евтушенко для своей художественной галереи в Переделкино приобрел лишь одну работу – портрет помора Бронникова кисти Вячеслава Самарина. Творческим результатом встречи поэта и художника стал прекрасный портрет Евгения Евтушенко, созданный безграничным талантом Вячеслава Самарина. Художник любил и знал поэзию. В первую очередь это относится к стихам Сергея Есенина, которого он постоянно цитировал и которому посвятил одну из последних своих картин «Есенин в разбитом зеркале».

У художников существует традиция – юбилейные даты отмечать персональными выставками из лучших работ, созданных за годы жизни в изобразительном искусстве. Вячеслав Федорович Самарин планировал провести такую выставку в марте следующего года. Не успел. Но выставка, безусловно, состоится, благодаря семье, друзьям, коллегам, сотрудникам музея­заповедника, в фондах которого хранятся главные произведения художника.

Уход Вячеслава Федоровича Самарина нарушил культурную среду Смоленска, образовал невосполнимые пустоты в духовной жизни города. Но осталась память о красивом, мудром и талантливом человеке, бесконечно любившем Россию.

Лариса Русова

Редакция газеты «Смоленские новости» глубоко скорбит в связи с кончиной давнего друга редакции, нашего постоянного подписчика, вдумчивого и требовательного читателя Вячеслава Федоровича Самарина и выражает искренние соболезнования его родным и близким.