Давайте будем терпимее!

Я уже больше 20 лет работаю участковым терапевтом в одной из поликлиник Смоленска. Никогда не писала в газеты, но сейчас хочу через «Смоленские новости» обратиться к жителям города.

Те, кто сейчас приходит в городские поликлиники к терапевтам или специалистам, на себе могут ощутить, какая непростая ситуация сложилась в первичном звене здравоохранения. Попасть на прием к врачу стало намного сложнее, чем раньше. В поликлиниках вынуждены вводить определенное время для выдачи талонов на следующие недели, что приводит к образованию больших очередей в регистратуру. К терапевту во время приема по живой очереди тоже собирается много людей, в том числе находящихся на больничном листке и выписанных из стационаров. Конечно, это вызывает недовольство у пациентов.

Их недовольство, безусловно, справедливо ­ для больного человека нелегко провести значительное время в ожидании приема. Но, к сожалению, у этой ситуации есть объективные причины. Так, в нашей поликлинике категорически не хватает врачей – терапевты вынуждены обслуживать по два­три участка, специалисты по некоторым направлениям просто отсутствуют, и, если бы не совместители, принимающие хотя бы несколько раз в неделю, эти направления были бы совсем оголены. Знаю, что в других ЛПУ ситуация похожая.

Я не буду сейчас говорить про заработную плату, понятно, что всем хочется получать побольше. Но для тех, кто пришел в медицину по призванию, это не самый решающий фактор. Гораздо больше угнетает другое. 12 минут – столько нам официально выделяется для приема одного человека. За это время мы должны выслушать жалобы пациента, задать ему вопросы, провести первичный осмотр, поставить предварительный или окончательный диагноз, дать направления на дополнительные обследования, назначить лечение. И в довесок – занести все необходимые сведения в карточку: то, что мы делаем это на компьютере, а не от руки, ненамного снижает временные затраты. В некоторых сложных случаях мы, безусловно, уделяем человеку больше времени, чем положено официально. Но при этом «сбивается» прием по талонам, очередь начинает нервничать. А ведь в этой очереди ожидают приема и те, кто пришел без талона (причем не только с нашего участка), но крайне нуждается в медицинской помощи, и их тоже нужно обязательно принять… В результате нервничают все – и пациенты, и врачи.

Возможно, кто­то думает, что терапевт работает только в те 4 часа, которые принимает в поликлинике. Это не так ­ кроме приема в кабинете мы еще ходим по вызовам на дом, а потом заносим сведения в карточки «домашних» пациентов. Сейчас люди стали гораздо чаще вызывать врачей на дом – это, безусловно, правильно в условиях пандемии, но приводит к тому, что нередко терапевты не успевают за день обойти всех пациентов (включая те участки, где врачей на данный момент нет).

Почему же нет врачей? Я скажу банальную истину, но врачи такие же люди, как и все остальные. Они болеют сами или болеют их малолетние дети, они уходят в отпуск, соответственно, их фронт работы ложится на плечи коллег. А пандемия вообще внесла крайне негативные коррективы ­ к сожалению, многие медработники сами перенесли ковид, кто­то очень тяжело и теперь долго восстанавливается. А кто­то увольняется, не выдержав нагрузки. Особенно это касается молодежи – из трех молодых терапевтов, пришедших к нам в этом году после вуза, осталась работать только одна. Пока… И трудно винить уволившихся после месяца­двух работы – не каждый выдержит такую ситуацию, какая сложилась сейчас: огромная нагрузка плюс нередкий негатив со стороны пациентов.

В сложившемся положении не виноваты и руководители поликлиник – уж они­то изо всех сил стараются наладить работу в этих непростых условиях. Мы, врачи, со своей стороны тоже делаем всё возможное, чтобы оказать людям необходимую помощь. Соглашусь, не всегда получается, что­то мы можем и упустить, где­то дать волю раздражению. Ведь когда к нам проявляют недоброжелательность (а бывает, даже и откровенное хамство), непросто остаться невозмутимым. Конечно, счастливые и здоровые люди к нам обычно не приходят, у каждого человека своя боль, своя проблема… Поверьте, мы это понимаем!

Но возмущение пациентов, к сожалению, ничем реально не поможет в ситуации нехватки медработников. Тут уж пиши – не пиши жалобы в департамент здравоохранения или в минздрав, а врачей в поликлиниках в ближайшее время вряд ли станет больше. И если вы накричите на работника регистратуры или главврача – талонов не прибавится.

Возможно, всё, что я говорю, тоже вызовет негодование у какой­то части смолян, считающих, что, как сказала одна пациентка, «ваш главрач специально не берет на работу еще терапевтов, чтобы фонд зарплаты экономить». Она ведь не слышала, как наша главврач каждый раз уговаривает молодых специалистов не увольняться! А я, если честно, с удовольствием бы принимала людей только со своего участка, чтобы уделять им больше времени, но другие не виноваты, что на их участке врача сейчас нет…

Увы, сейчас нелегко всем – и врачам, и тем, кто к ним обращается. Поэтому хотелось бы попросить наших нынешних и будущих пациентов – давайте будем терпимее и бережнее относиться друг к другу! Мы с вами вместе оказались в непростой ситуации и преодолеть ее мы сможем только вместе! Я верю, что доброе сердце и здравый смысл не изменят смолянам!

Наталья Ивановна, участковый терапевт

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *