Добро пожаловать в Гнёздово!

22 мая на территории Гнёздовского историко­археологического комплекса, или, как принято его сегодня называть, музея­заповедника, состоится Международный фольклорный фестиваль «Славянское братство», приуроченный ко Дню славянской письменности и культуры, а он, напомним, ежегодно отмечается 24 мая.

На фестивальных площадках выступят фольклорно­этнографические ансамбли Смоленской области и Республики Беларусь, пройдут ярмарки декоративно­прикладного искусства и мастер­классы для всех желающих, в средневековой таверне будут угощать пирогами и пряниками, приготовленными по кулинарным рецептам той поры. Идея фестиваля «Славянское братство» –
популяризация традиций славянской культуры, истоки которой хранит всемирно известный древнерусский археологический памятник «Гнёздовские курганы».

Сегодня гость «СН» – почетный член Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, кандидат исторических наук, историк­краевед, внештатный экскурсовод Смоленского бюро путешествий и экскурсий Василий Шулаков.

– Василий Иванович, прежде всего, какое место в иерархии мировых памятников истории и культуры занимает Гнёздовский археологический комплекс?

– Начну с того, что аналогов Гнёздову в мире нет. Это самый богатый, самый разнообразный комплекс памятников. Это единственный в России сохранившийся в руинах древний город периода образования Руси и эпохи викингов. Это – центр России, становой хребет российской государственности, опорный пункт заселения славянами смоленской земли. Это – самый крупный в Европе могильник как по количеству курганов, так и по территории, которую он занимает. Площадь комплекса более 200 гектаров. По подсчетам известного ученого, археолога с мировым именем, профессора Евгения Альфредовича Шмидта (горжусь, что являлся его учеником), здесь насчитывалось около 6000 курганов. Более того, Гнёздово – это еще и перекресток цивилизаций, где сходились Греческий Юг и Скандинавский Север.

По мнению многих ученых, Гнёздово –
главный ремесленный центр Руси, и если применять современную терминологию, Гнёздово того времени – главная промышленная «кочегарка» не только Руси, но и Европы. Местные ремесленники умели производить всё, что делалось в Европе и Азии.

– А каким образом археологи определяют возраст памятника?

– Для этого, помимо классических методов (сравнительно­типологический, картографический и другие,) широко применяют археомагнитный, дендро­хронологи­ческий, радио­углеродный (С­14), а также метод термолюминисценции.

Рост, время полового созревания, брачный возраст, среднюю продолжительность жизни человека, образ жизни, чем он питался, внешний вид и многое другое специалисты могут определить даже не имея полного скелета – по отдельным костям человека. Например, при раскопках найдена малая берцовая кость длиной 393 мм. Это значит, что она принадлежала человеку ростом 176,4 см. Даже по одной фаланге пальца можно рассчитать рост. Установлено, что длина концевой фаланги первого (большого) пальца составляет 1,3 % роста мужчины и 1,25% роста женщины. В этой связи вспоминается шуточный вопрос, который иногда в ходе экскурсии задают туристы: может ли наука определить, сколько раз был женат древний человек? Отвечаю вполне серьезно: пока нет.

Археомагнитный метод заставляет изделия из обожженной глины (кирпич, керамика) «признаться» в возрасте. Глина способна намагничиваться, но стоит ее обжечь, как магнитное поле земли как бы застывает и образуется термостатичная намагниченность. Измеряя направление и силу магнитного поля и зная путешествие магнитных полюсов Земли, можно установить время обжига кирпича или керамики.

Радиоуглеродный метод определения возраста древностей основан на наблюдении, что в живом организме и в атмосфере содержится одинаковое количество радиоактивного углерода (С­14). Поступление углерода прекращается с гибелью организма. Радиоактивный углерод в погибшем организме растения или животного начинает распадаться. Период его полураспада равен 5730 годам. Чем древнее находка, тем меньше в ней радиоуглерода. Сколько именно, об этом сообщает специальный прибор. Пожалуй, в настоящее время это самый распространенный метод датировки археологических памятников.

Вместе с тем, и современные технологии (в том числе цифровые) не обошли стороной археологическую науку. Всё большее распространение получают неинвазивные методы изучения археологических древностей. Это означает, что для получения данных археологам не нужно копать землю. Всё необходимое подскажут магниторазведка и электротомография. В Гнёздове, например, провели комплексную съемку территории археологического комплекса с помощью беспилотника. На основе полученных данных был создан ортофтоплан (цифровое изображение местности).

– А когда впервые заговорили о Гнёздовских курганах?

– Знаете, история открытия памятника очень интересна. Несмотря на то, что к моменту обнаружения курганы просуществовали почти тысячу лет, на них долго не обращали внимания, пока в 1867 году не нашли клад. Содержал он свыше сотни предметов и состоял в основном из серебряных украшений. Одна его часть сегодня хранится в Эрмитаже, другая – в Государственном Историческом музее. Среди сокровищ клада – арабские монеты диргемы, одна византийская монета, две серебряные кованые гривны на восемь граней. Особенно интересен нагрудный металлический кошель с названием «капторга». Через три года были найдены еще два клада. К настоящему времени на территории комплекса найдено более десяти кладов. К сожалению, не менее двух кладов было найдено «черными копателями». Находки будоражили умы археологов, и в 1874 году начинается научное исследование комплекса. По поручению Московского археологического общества член­корреспондент Академии наук М.Ф. Кусцинский раскопал четырнадцать курганов с целью изучения первых поселений кривичей. С 1881 по 1901 годы раскопки проводил В.И. Сизов – известный археолог, ученый секретарь Российского Исторического музея. Из ярких личностей, изучавших курганы, известны княгиня М.К. Тенишева и К.К. Рерих. Раскопками курганов занималась и еще одна известная смолянка, археолог и этнограф Е.Н. Клетнова, оставившая большое научное наследие. Не устоял перед курганами и наш земляк, писатель­фантаст А.Р. Беляев. В молодые годы он был членом Общества изучения Смоленской губернии. Нужно сказать, что Александр Беляев раскопал несколько курганов и все найденные артефакты передал Смоленскому историко­археологическому музею.

С 1949 года раскопки Гнёздовского археологического комплекса ведет археологическая экспедиция МГУ имени М.В. Ломоносова, которой длительное время руководил уроженец Смоленской области профессор Д.А. Авдусин. Сразу же определились два направления исследований: Гнёздовский археологический комплекс и древний Смоленск.

С 1995 по 2020 год руководителем экспедиции была известный археолог­полевик, крупнейший специалист в области славяно­русской археологии Т.А. Пушкина, внесшая огромный вклад в изучение Гнёздовского археологического комплекса. Исследование этого всемирно известного памятника стало главным делом ее жизни. После ее недавнего ухода из жизни благодарные коллеги и местные жители соорудили Памятную насыпь в честь Тамары Анатольевны Пушкиной – археолога, ученого с большой буквы. Истинная популярность к комплексу пришла и благодаря деятельности музея­заповедника «Гнёздово», созданного в 2011 году.

В настоящее время научное изучение Гнёздовского археологического комплекса памятников проводит Смоленско­Гнёздовская объединенная экспедиция (СГОЭ) в составе МГУ имени М.В. Ломоносова, Государственного исторического музея, музея­заповедника «Гнёздово». В раскопках принимает участие Институт археологии РАН, а также волонтеры, которые с гордостью носят фирменные футболки с надписью «Прошлое зависит от тебя».

Благодаря общим усилиям уникальный памятник выходит из тени. Теперь он хорошо известен как в кругу профессиональных историков и археологов, так и среди людей, интересующихся ранним периодом истории Государства Российского.

– Раскопки Гнёздовских курганов продолжаются почти 150 лет. Что сегодня находят археологи на территории комплекса?

Перечень большой: различные бытовые вещи, оружие и доспехи, орудия труда, монеты, ювелирные украшения. Интересно, что находки не только славянского происхождения, но и иноземные: скандинавские, византийские, предметы восточных кочевников, арабские монеты, что позволяет говорить об активном использовании монетного серебра в качестве платежного средства. Между прочим, Гнёздово – второй после Киева центр сосредоточения монетного серебра на Руси того времени. Кроме того, в Гнёздове наблюдается самая большая концентрация мечей на всей территории Древней Руси. За полтора века раскопок здесь было найдено не менее 32 мечей (целых и во фрагментах). Ни один памятник ни в Киеве, ни в Чернигове не дал такого количества клинков. Настоящей сенсацией стал меч, найденный в 2017 году. Его удалось извлечь, не потревожив ножен и сохранив деревянную рукоять. Ученые предположили, что принадлежать он мог средневековому дружиннику, но важно было выявить клеймо сделавшего его мастера. К сожалению, не помогли ни рентгенография, ни КТ (компьютерная томография), для чего меч отправляли в Москву, в Первую градскую больницу. Хорошо еще, что этот артефакт можно было рассмотреть и сфотографировать через стекло в вакуумной камере. Однако самой ценной находкой, имеющей мировое культурное значение, является византийский глиняный сосуд­амфора с древнейшей надписью на кириллице «Гороушна». Она была обнаружена в 1949 году экспедицией МГУ. Ученые предполагают, что надпись является мужским славянским именем, скорее всего, купца, ходившего «из варяг в греки», и сделана она за десять лет до крещения Руси. А это значит, что уже в ту пору на Руси была письменность.

– А еще какие загадки истории таит Гнёздовский архитектурный комплекс?

– Прежде всего, это вопрос о том, где находился древний Смоленск, впервые упомянутый в летописях IX века. Вариантов три: Смоленск находился на своем нынешнем месте, Смоленск находился на месте Гнёздова, Смоленск и Гнёздово являлись двумя параллельно существующими центрами. Именно в этих «трех соснах» блуждают исследователи уже более 100 лет. Казалось бы, всё ясно. Годом основания Смоленска традиционно считается 863­й. Именно тогда, по сообщению летописи, сподвижники князя Рюрика Аскольд и Дир, проплывая на юг по Днепру, не стали связываться со Смоленском, поскольку это был «град велик и мног людьми». Однако, на территории нынешнего Смоленска до недавнего времени не фиксировались археологические слои древнее второй половины XI века. При этом ниже по Днепру, где сейчас располагается Гнёздово, в конце IX – начале XI веков находилось крупное, хорошо укрепленное поселение. Не было ли оно тем градом, что «велик и мног людьми», позже сменившим «прописку»?

Во многом ответы на эти вопросы дала работа в Смоленске археологической экспедиции Института археологии РАН под руководством профессора Н.А. Кренке. Археологические раскопки, проведенные экспедицией в районе Соборной горы, а это исторический центр города, позволили найти культурный слой IX–XI веков, что стало весомым аргументом в пользу того, что наш город стоит там, где стоял всегда.

– Василий Иванович, «болезненный» вопрос. Как сегодня обстоят дела с сохранением уникального объекта культурного наследия – историко­архитектурного заповедника «Гнёздово»?

– Это проблема из проблем. Конечно, за 150 лет исследований ученые смогли раскрыть много загадок Гнёздова, но еще больше их утрачено в разрушенных и разоренных курганах. Конечно, в этом вина «черных копателей». Но главная беда – неразумная хозяйственная деятельность живущих там людей, которые ведут на курганах строительство и возделывают огороды.

Говорят, что охрана памятников – это защита Отечества и здесь нет большого преувеличения. Утрата культурной среды неизбежно ведет к духовно­нравственной деградации. Без памятников истории и культуры народ превращается в население, а города – в места проживания. Словом, давайте не будем посторонними в благородном деле сбережения культурного наследия нашего Отечества.

Беседовала Лариса Русова