«Графика» Веры Самариной

Художественный альбом, или монографическая книга, «Графика» заслуженного художника России, профессора кафедры изобразительного искусства Смоленского государственного университета Веры Евгеньевны Самариной была представлена широкому кругу почитателей ее таланта в главном книжном магазине нашего города «Кругозоре».

Роскошная книга­альбом увидела свет в издательстве международного историко­литературного журнала «Странникъ», и вошли в нее репродукции лучших произведений художника из многочисленных серий работ, созданных в разные годы, статьи ведущих искусствоведов Москвы и Смоленска, автобиографические записки самой Веры Евгеньевны, которая, кстати сказать, прекрасно владеет пером. Ее заметки в «разговорном» жанре о творчестве и о себе отличаются искренностью и доверительностью, а это свойственно, в первую очередь, талантливым, доброжелательным и светлым людям. Что касается великолепных иллюстраций из числа работ, отобранных для альбома, они выполнены в различных графических техниках, которыми Вера Евгеньевна владеет в совершенстве. Это цветная линогравюра, литография, офорт, смешанная техника, акварель, пастель, карандаш. Графика художника Самариной легка, воздушна, сюжетна, наполнена глубокими философскими смыслами. За каждой работой стоит своя непростая история. Вот, например, акварель «Страус» из ранней серии «Московский зоопарк». Гордая, венценосная птица, которой впору разве что корона, за решеткой вольера, на дверь которого навешен тяжелый амбарный замок. Красота и достоинство, запертые в клетке. Не страничка ли это из нашего непростого прошлого? Или, предположим, натюрморты, выполненные в смешанной технике, из серии «Память о войне». Образ Богоматери, на фоне которого небольшая икона старинного письма и фотография юного лейтенанта, не вернувшегося с войны. Между ними – зажженная свеча. И вторая работа – Спаситель, благословляющий паству, несколько веточек вербы, фотография молодого человека в военной форме, а на переднем плане – ордена, медали, раскрытый военный дневник и традиционный русский помин: полунаполненный стакан, прикрытый кусочком черного хлеба… Прочувствованно, искренне, тонко.

Коренные москвичи, выпускники художественно­графического факультета Московского государственного педагогического института Вера и Вячеслав Самарины с группой однокурсников­единомышленников оказались в Смоленске в начале 60­х годов прошлого века. Ученики народного художника РСФСР, академика Бориса Михайловича Неменского, мечтавшего о создании профессиональных художественных школ за пределами столицы тогда еще Советского Союза, романтики и идеалисты, они искренне верили в свою миссию – возродить и наполнить новыми современными идеями культурную и художественную жизнь российской провинции. Это им во многом удалось. Прежде всего, их трудами и заботами на базе Смоленского государственного педагогического института был создан художественно­графический факультет. Справедливости ради стоит сказать, что впоследствии практически все представители московского художественного десанта покинули стены института. Кто­то перешел на творческую работу, кто­то, оставив пределы Смоленска, вернулся в Москву. И только Вера Евгеньевна Самарина вот уже 60 лет верна родному вузу, ставшему университетом, и дорогим ее сердцу студентам. Сегодня она в Смоленске единственная из учеников профессора Б.М. Неменского, кто успешно продолжает воплощать в жизнь его мечту о возрождении художественной жизни в России. В послужном списке педагога Самариной десятки талантливых выпускников художественно­графического факультета, многие из которых уже удостоены почетных званий и высоких наград. Обо всем этом Вера Евгеньевна пишет в книге­альбоме «Графика», а вот о чём она не пишет, нам сказать необходимо –
о наградах за достижения в области изобразительного искусства: дипломах Союза художников России и Российской Академии художеств, золотом нагрудном знаке Союза художников России, медали Правительства России в честь 850­летия ее родного города Москвы, медали имени В.И. Сурикова. Педагогическую деятельность Вера Евгеньевна успешно сочетает с активной творческой жизнью. Она – участник всех художественных выставок, проводимых Союзом художников России и региональными художественными организациями, часто бывает в творческих командировках, не пропускает ни одного пленэра. По их итогам создает оформленные в серии талантливые графические листы. Эта любимая ею форма позволяет наиболее полно рассказать о том или ином месте, где удалось побывать, или событии, участником которого повезло стать.

В альбоме много фотографий из архива семьи Самариных, и среди них одна совершенно уникальная. На ней – очень молодые и совершенно счастливые коллеги и друзья: Людмила и Владимир Ельчаниновы, Вера и Вячеслав Самарины, Галина и Георгий Сильницкие. Красивые люди XX века.

Лариса Русова