И будет светлой наша память

Его именем названы улицы в смоленской Соловьиной Роще,Троицком округе Москвы, в Краснодаре, Ростове­на­Дону, кадетские корпуса на Кубани, в Волгоградской области, кадетская школа­интернат в Якутии, средние школы в Нальчике и Краснодаре, некоммерческий фонд содействия развитию спорта и культуры «Дружбы народов Северного Кавказа». В его честь установлены мемориальные доски на доме, в котором он жил в Нальчике, и на фасаде здания штаба Северо­Кавказского военного округа, в ряде школ открыты музеи, а в смоленском КДЦ «Губернский» обширная фотоэкспозиция в его честь.

Всё это дань уважения и памяти советскому и российскому военачальнику, командующему федеральными войсками в ходе боевых действий в Чечне и Дагестане (1995–2002), Герою Российской Федерации генерал­полковнику Геннадию Николаевичу Трошеву, чье 75­летие отмечается 14 марта нынешнего года.

Путь офицера

Г.Н. Трошев считал Грозный своим родным городом, хотя и родился 14 марта 1947 года в Берлине по месту службы отца. Детские годы провел в городе Грозном, а вот школу окончил в Нальчике. В одной из своих книг он признался, что не смог выполнить завет отца, боевого летчика, завершившего Великую Отечественную в Берлине, попавшего в 43 года под знаменитое хрущевское сокращение и однажды в сердцах сказавшего сыну: «Чтоб ноги твоей не было в армии!» От природы одаренный в художественном плане, Геннадий поступил в Московский архитектурный институт, но гены потомственного терского казака взяли свое, и вопреки завету отца он сменил гражданское поприще на курсантские погоны Казанского высшего командного танкового училища. Ну а дальше – служба как по накатанной колее

В 1969 году окончил училище. В войсках получил отменную командирскую закалку. Еще ротным он удостоился личной благодарности министра обороны СССР. А дальше – Академия бронетанковых войск. После академии двадцатидевятилетнего майора назначают начальником штаба 10­го отдельного танкового полка в Одесском военном округе, минуя батальонное звено. Это говорит о многом. Очевидно, что прекрасная выпускная характеристика слушателя академии дала ему право занять более высокое положение в служебной иерархии. Вскоре последовал перевод на полк. Он командовал полком шесть лет. Именно полк сделал его всесторонне подготовленным военным человеком, таким, каким он и остался в памяти всех, кто его знал.

Как одному из лучших, Трошеву было предложено пройти полный курс Военной академии Генерального штаба. После академии – служба на различных должностях в танковых войсках. В Группу советских войск в Германии он прибыл командиром 10­й Уральско­Львовской добровольческой танковой дивизии.

В 1991 году генерал­майор Г.Н. Трошев назначен первым заместителем командующего 1­й гвардейской Краснознаменной танковой армией. Начинается почти четырехлетняя служба в одном из самых прославленных объединений наших Вооруженных Сил.

Я не впервые пишу о Г.Н. Трошеве, и всякий раз щемит сердце от воспоминаний о своем товарище и друге. 

Наша первая встреча приходится на июль 1991 года. Геннадий Николаевич прибыл в Дрезден на должность первого заместителя командующего нашей армии. Представился командующему и сразу же зашел ко мне – я исполнял обязанности начальника политотдела. Рассказал о своей прежней службе, о том, какие видит задачи в новой должности. Впечатление самое благоприятное. Расстались тепло. С это дня начались наши товарищеские отношения, переросшие в крепкую мужскую дружбу. Позже, приезжая в Смоленск с Кавказа и из Москвы, он всегда останавливался у меня.Долгие часы провели мы вместе в задушевных, откровенных беседах. Такое не забывается.

Нередко меня спрашивают люди, не знавшие его: каким он был? Чтобы ответить, надо уточнить: в семье, на службе, на отдыхе и т.д. И в каждом случае разговор получился бы долгим и интересным. А вот однозначно я сказал бы так: Трошев был ЛИХИМ офицером и генералом во всем многообразии синонимического ряда этого слова: смелый, боевой, башковитый, хваткий, удалый, отчаянный, бравый, тяжелый, грозный, молодцовый.

Когда армия получила директиву на вывод, командующий генерал­лейтенант Л.П. Шевцов возложил на Г.Н. Трошева задачу организации и контроля за выводом соединений и частей, техники и вооружения, запасов материально­технических средств. Кандидатура Трошева как нельзя лучше соответствовала обязанностям по выводу войск из Германии. 

Масштабная работа по подготовке и проведению вывода армии в Смоленск – а всего на территорию пяти областей – прошла образцово, в установленные сроки и без людских потерь.

Смоленский перевал

В Смоленске Геннадий Николаевич начинает большую работу по благоустройству личного состава и семей военнослужащих. Устанавливает тесное взаимодействие с руководителями областной и городской администраций В. Фатеевым и М. Зысмановым, руководителями ряда смоленских заводов, с директором ведущего предприятия «Кристалл» А.И. Шкадовым.Товарищеские отношения сложились у него с председателем комитета по строительству и архитектуре области М. Аванесовым и директором завода «Монолит» А. Степановым, с заместителем генерального директора «Росатома» и руководителем Смоленской АЭС А.Локшиным, начальником академии ПВО В. Чертковым. Дружил он со знаменитым смолянином – народным артистом СССР Юрием Владимировичем Никулиным.

Самое серьезное внимание уделял боевой подготовке, обустройству, поелику возможно, армейского полигона. Контролировал ход проведения занятий, активно участвовал в жизни коллектива.

После вывода из Германии, как и все генералы и офицеры армии, Г.Н. Трошев не имел квартиры, проживал с семейством в гостинице КЭЧ. Не дожидаясь получения жилья, занялся строительством загородного домика по собственному проекту, но как говорит пословица: «Судьба придет – по рукам свяжет». После короткой командировки в Приднестровье в составе комиссии по урегулированию он получил предложение командующего Северо­Кавказским округом принять в командование 42­й армейский корпус во Владикавказе. 14 сентября 1994 года Г.Н. Трошев выехал к новому месту службы. Начался трудный, наполненный высоких и трагических событий путь, приведший его к славе и всенародной любви.

Окопный генерал

Так он назвал себя в одной из трех написанных книг, посвященных войне на Кавказе в 1994–2003 годах. Окопный генерал – не рисовка. Этим Трошев подчеркнул, что смотрит на войну прежде всего глазами солдата и принимает соответствующие генеральские решения.

На Кавказе он последовательно командовал корпусом, 58­й армией, в первую Чечню – объединенной группировкой войск Минобороны, был заместителем командующего Северо­Кавказским военным округом и командующим войсками в ходе боевых действий в Чечне и Дагестане в 1995–2002 годах. Именно ему принадлежит ключевая роль в двух чеченских кампаниях. Уроженец Грозного, он дважды брал родной город. 

Нам, современникам, памятно начало боевых действий и связанный с этим факт отказа одного из высших генералов возглавить наступление на боевиков. За подобное – расстрел или 15 лет заключения. Но генерал тут же нашел покровителей в лице правых сил и вышел сухим из воды, более того – избрался депутатом в Государственную Думу. Г.Н. Трошев и другие военные руководители не опустились до подобной низости и решительно вступили в бой с бандами дудаевцев, басаевцев, хаттабовцев и иже с ними. 

Я хочу обратиться к воспоминаниям того, кто был рядом с Трошевым всё сложное время.

Военный журналист полковник Геннадий Тимофеевич Алехин оказался в самой гуще кровавых событий на Северном Кавказе. Возглавлял военные газеты 58­й армии и Северо­Кавказского округа, пресс­центр Объединенной группировки войск, был пресс­секретарем у Г.Н. Трошева. Свои наблюдения он изложил в книге «По ту сторону чеченской войны». Он много и хорошо рассказал о Трошеве.

По мнению автора, талант Трошева состоял в сочетании военных способностей с задатками политика. С одной стороны, позиция была предельно ясна: «Любая остановка войны – это полумера и преступление. Только полностью уничтожив и рассеяв банды, можно жить и работать спокойно». С другой, превосходно зная кавказский характер и обычаи вайнахов, он умело обходил подводные камни, общаясь со старейшинами тейпов или главами горных поселений.Там, где другим командирам российской армии не удавалось договориться и начиналось кровопролитие, Трошев брал переговорами, убеждением. Трошев умел быть жестким и даже жестоким. Но везде, где имелась хоть малейшая возможность, старался беречь жизни своих военнослужащих, мирных жителей Чеченской Республики, избегать насилия. Десятки труднодоступных горных поселений были взяты таким вот мирным дипломатическим штурмом. Генерал сумел найти общий язык с муфтием Ахматом Кадыровым. Способствовал назначению его Главой Чечни. Такие отношения привели к реальному результату: война была остановлена.

Г.Н. Трошев всегда горой стоял за офицеров. Один из свидетелей случившегося рассказал мне.

Разбился вертолет Ми­26, погибли более ста человек. На разборку прибыл министр обороны и всю вину свалил на начальника авиации Героя Советского Союза В.Е. Павлова. Тот грубо, по­солдатски, сказал министру всё, что он думает по этому поводу. Запахло военным трибуналом. Трошев горой стал за своего соратника. Фактически спас человека. К сожалению, генерал­полковник авиации в отставке В.Е. Павлов ушел из жизни в 2016 году.

Заслуги Геннадия Трошева признали на самом высоком уровне. В 1999 году за контртеррористическую операцию в Дагестане он получил Золотую Звезду Героя России. Еще ранее стал генерал­полковником. Завершался 2002 год. Трошев на пике славы. Но некоторые влиятельные лица разыграли нелепую антрепризу о якобы отказе Трошева принять в командование Сибирский военный округ. Г.Н. Трошев вынужденно обратился к Президенту России, и всё стало на свои места.Как в поговорке: «Не устоять худу против добра».

От войны к миру

В феврале 2003 года Президент России подписал распоряжение о назначении Г.Н. Трошева советником Президента по вопросам казачества. Советник – не просто почетная должность, какие часто раздают отставным руководителям за прошлые заслуги. Дело в том, что потомственные терский казак Г.Н. Трошев всегда мечтал внести вклад в возрождение и объединение всего российского казачества. И преуспел. Несомненной его заслугой считают принятие в 2005 году федерального закона «О государственной службе российского казачества», чего его предшественник не сумел сделать за десятилетие. Он уделял особое внимание работе с молодежью. Поддерживал детский спорт, создавал казачьи кадетские корпуса.

Упомянутый выше «генерал­отказник» тринадцать лет благополучно пробыл депутатом Госдумы и в 2008 году ушел на покой. Он и сейчас живет, и в полном рассудке, продолжает писать, что армия была не готова, что он правильно отказался от командования. Живет, пишет, умничает… А генерал Г.Н. Трошев трагически  погиб в 2008 году, 14 сентября, в авиационной катастрофе. Погиб, как солдат в бою, хоть и летел в Пермь по общественным делам.

Постскриптум

Со времени начала чеченских событий и по сей день идут разговоры о войне. Составляют рейтинги. Командующих сравнивают то с Жуковым, то с другими полководцами. Я думаю, что это неверно и вредно. Войны были разные по масштабам, целям, напряжению, политическим последствиям. Я не знаю, насколько глубоко Геннадий Николаевич изучал историю кавказской войны 1817–1864 годов, но по своей боевой работе он удивительно напоминает трех генералов той войны: А.П. Ермолова, М.С. Воронцова и А.И. Барятинского. И поставить его надо рядом с ними, и в этой ярком строю он будет звездой первой величины. Имя Г.Н. Трошева навсегда вписано в отечественную историю. Светлая ему память.

Виталий СИНЧУРИН

гвардии полковник, заместитель командующего, член Военного совета 1­й гвардейской танковой армии в 1995–1998 годах