Каким быть памятнику Николаю Рыленкову на Литературной аллее

Идея создать Литературную Аллею по улице Докучаева со скульптурными композициями возникла еще в 2016 году, когда скульптор Константин Куликов и его жена, архитектор Наталья Куликова, приступили к осуществлению идеи установки бюста Александра Беляева. В 2020 году средства были собраны, и он встал на будущей Аллее рядом с бюстом Бориса Васильева.    

В прошлом, 2021 году, появилась возможность дальнейшего продвижения Аллеи в рамках партийного проекта Единой России «Историческая память», координатором которого является И.В. Ляхов. Был сформирован организационный комитет, в его состав вошли компетентные представители культуры и средств массовой информации: писатели, художники, архитекторы, краеведы, а также лауреат литературной премии имени Н.И. Рыленкова, дочь поэта, Ирина Николаевна.

Градостроительное решение с пятью памятниками (поэту и прозаику Н.И. Рыленкову, писателям­фантастам А.Р. Беляеву и И.Ю. Азимову, писателю и сценаристу Б.Л. Васильеву, первому историку Смоленска священнику Н.А. Мурзакевичу) было представлено на всех уровнях. В 2018 году согласовано с Управлением архитектуры и градостроительства, Управлением ЖКХ, с заместителем главы города по градостроительству, с главным архитектором города, рассмотрено и одобрено на топонимической комиссии. С прошлого года все предложения по благоустройству улицы Докучаева размещены на официальном сайте администрации города и доступны для всеобщего обозрения.

Основная задача Аллеи, которую будет открывать бюст поэта Рыленкова, –
это создание еще одной культурной достопримечательности, отвечающей потребностям и туристов, и горожан. Она имеет большой потенциал практического использования. Впоследствии к памятникам можно добавить развернутое благоустройство и малые формы – коммуникационные площадки со скамьями, беседки­медиацентры, афишные стенды. На Аллее могут проводиться различные мероприятия – Дни памяти, туристический маршрут по биографиям земляков­писателей, литературные чтения, выставки картин, продажа сувениров, неформальные встречи. Экскурсоводы настаивают на необходимости маршрута от площади Победы к Успенскому собору по улице Докучаева.

Памятники литераторам расположены на треугольных площадках по осям симметрии пяти жилых зданий с поворотом от центральной оси аллеи на 30 градусов. Такое расположение создает наилучшие условия для их освещения и обзора со всех сторон. Три года подряд Аллея участвовала в федеральной программе «Комфортная среда», в строительном колледже выполнялся диплом на эту тему, с ней же студенты участвовали в молодежном конкурсе «Феникс» по благоустройству.

О художественных достоинствах в решении бюста должны, на наш взгляд,  говорить, прежде всего, скульпторы и художники. И они говорят. Народный художник, член­корреспондент Российской Академии художеств, профессор СмолГУ Г.В. Намеровский: «Посмотрел, похож, голосую ЗА!». Заслуженный художник, скульптор Л.А. Ельчанинова: «Скульптор Куликов, решая образ поэта, полностью доверился своим чувствам, монументальная задача решена, иконография соблюдена». Скульптор, профессор СмолГУ А.С. Парфенов: «Схвачен характер и образ поэта и прозаика. Только смоленский художник может до конца прочувствовать тематику образа земляка». Скульптор, обладатель серебряной медали Министерства культуры СССР,  выпускница Академии художеств Т.И. Невеселая: «Художник создал замечательный творческий портрет высокого художественного качества. Считаю произведение Куликова большой творческой удачей». Известный скульптор из Вязьмы Л.П. Даниленкова, видевшая поэта лично: «Училась тогда в 27­й средней школе Смоленска, бегу в школу или на тренировку по Энгельса и вижу идущего неторопливо, просто одетого, широкоплечего, в круглых очках человека. Лицо запомнилось навсегда. И когда Костя показал мне свое видение – мне сразу понравилось композиционное решение образа. Думаю, моя фотографическая память в чем­то поможет в запомнившихся мне деталях. Я считаю Константина вдумчивым интересным художником, мне нравятся его пластические творения». Московский скульптор­монументалист, член СХР, заслуженный деятель искусств О.О. Киевский: «Константин Федорович работает очень профессионально, все детали сочетаются между собой и создают общую цельность образа. Считаю, работа будет замечательная». Заслуженный художник РФ В.А. Лавренов: «Найдена неординарная поза для бюста. Использование руки, на которую он опирается, делает его композиционным и непохожим на другие подобные произведения».

Члены организационного комитета по установке бюста Рыленкову –
О.И. Дорогань, секретарь Союза писателей России, Десногорский историко­краеведческий музей, редакция газеты «Знамя» имени Исаковского города Ельни, члены ЛИТО «Родник» также высказались в поддержку. Мнение заместителя главы города, главного архитектора  Н.Б. Васнецова: «Литературная Аллея, заложенная в 2018 году, наконец­то обретает свои черты. Поэтому считаю необходимым присутствие на ней бюста поэту Рыленкову. Мы также поддерживаем установку большого монументального памятника. Лично мое предложение о месте установки – сквер перед входом в СмолГУ, где поэт учился. Но также рассмотрим другие места, например, по улице Рыленкова. В конечном итоге будет решать культурная общественность при содействии администрации города».

Работу над образом поэта Константин Куликов начал еще в 1989 году, и самый ранний портрет до сих пор находится в экспозиции Литературного музея СмолГУ. Вот мнение о нем скульптора, профессора СмолГУ, народного художника России, автора надгробного памятника и мемориальной доски Н.И. Рыленкову Альберта Георгиевича Сергеева: «Я считаю портрет весьма удачным». Бюст Рыленкова одобрил его сын Анатолий Николаевич Рыленков.

Пожелания дочери, Ирины Николаевны Рыленковой, были таковы: «Чтобы не выглядело как голова и постамент, было более развернуто, с плечами. Затем необходимо портретное сходство. А то есть такие аргументы, что через 100 лет будет уже не важно, как выглядел поэт. Передать внутреннюю сущность сильного, но и скромного человека, обобщение и монументальность без излишней детализации». Три года назад вариант скульптурного портрета ее отца, который хотели установить в Рославле перед зданием библиотеки его имени, был показан Ирине Николаевне. Тогда она признала портретное сходство достоверным и подписала письмо­ходатайство.

У Константина Куликова на Смоленщине немало установленных монументов: и памятник песне Исаковского «Катюша» в Угре, и памятник князю Ростиславу в Рославле, и памятник Матери­Солдатке в сквере Гвардейской Славы в Ельне – это всё победы в конкурсах, есть и два выигранных президентских гранта совместно с Фондом всесторонней поддержки детей и молодежи.

А вот в Смоленске его монументальный памятник только один – это бюст Александра Беляева. В то время как другие смоленские скульпторы представлены более полно. На счету у Константина есть несомненные портретные удачи, в том числе бюст поэта М.В. Исаковского, установленный в редакции газеты «Знамя» имени Исаковского в Ельне, скульптурный портрет поэта, Почетного гражданина города Ельни А.И. Панасечкина, находящийся в Историко­краеведческом музее города, и другие. Бюст М.В. Исаковского был безоговорочно одобрен внучкой поэта Татьяной Никандровной Шапериной (Сальниковой). В отношении образа Рыленкова она также высказалась: «Мое мнение такое: прекрасный бюст, и сходство несомненное, ведь я помню Николая Ивановича. Часто видела его на нашей улице Запольной (Твардовского) и на Герцена. А образ схвачен, по­моему, очень четко!  Эта рука у щеки – я видела у него такой жест. Думаю, что и мама наша, Елена Михайловна Сальникова, была бы «за», так как она очень хорошо к нему относилась. У нее с Рыленковым были теплые, дружеские отношения».

Мастерская скульптора Константина Куликова в последний месяц стала местом паломничества смолян, неравнодушных к увековечиванию памяти поэта. Константин вылепил даже не портрет самого поэта, а всеобщее представление о том, каким он был. Николай Иванович Рыленков давно уже стал не просто человеком, а одним из символов смоленской поэзии. Конечно, насколько правильно вылеплен бюст в пластическом отношении, видят только профессионалы­скульпторы, но то, что он сделан с уважением и любовью, отрицать нельзя. Работа над бюстом продолжается, и решающим, конечно, будет мнение Ирины Николаевны Рыленковой.

Н. Авакян, журналист