Когда профессия равна призванию
27 мая отметит день рождения главный художник Смоленского государственного академического драматического театра имени А.С. Грибоедова Светлана Архипова. По традиции дни рождения, отмеченные двумя пятерками, называют юбилейными, но в случае Светланы Вилениновны – это просто годы обычной жизни человека творческой профессии, прожитые на «отлично».
Смолянка по рождению, после окончания факультета сценографии в Российской академии театрального искусства (ГИТИС, мастерская народного художника России С.М. Бархина) она вернулась в родной город, где с 1993 года началось ее служение любимому с самого раннего детства Смоленскому государственному драматическому театру имени А.С. Грибоедова. Вначале – художникомпостановщиком, а с 2008 года и по сей день Светлана Архипова служит искусству театра в должности главного художника. За это время она придумала и создала сценическое оформление более двухсот спектаклей, причем не только в смоленской драме.
Светлану Архипову хорошо знают и в российских театральных кругах, и за рубежами нашего Отечества. Она интересно и много работает над художественным оформлением спектаклей в Красноярском государственном театре оперы и балета имени Д.А. Хворостовского, Краснодарском музыкальном театре, драматических театрах Москвы, Омска, Тюмени, Липецка, Тамбова, Могилева, Новочеркасска, Удмуртии, Эстонии.
Сценография Светланы Архиповой неоднократно была отмечена на престижных театральных фестивалях, таких, например, как Международный театральный фестиваль «Смоленский ковчег» и Международный театральный форум «Золотой Витязь», а созданный в содружестве с режиссером Анатолием Ледуховским в Московском драматическом «Ведогоньтеатре» спектакль «Васса» по мотивам пьесы М. Горького на Всероссийском театральном фестивале «Золотая маска» был удостоен высшей национальной премии.
Светлана Архипова – художник тонкий, глубоко чувствующий драматургическую канву пьесы. Ей дано умение и профессиональное чутье гармонично организовывать любые сценические пространства, не только весьма солидные площадки Смоленского драматического театра или Красноярского театра оперы и балета, но и откровенно маленькие сцены, как, предположим, в Смоленском камерном театре, с которым сценограф сегодня плодотворно сотрудничает.
Светлана Вилениновна Архипова легко находит полное взаимопонимание с постановщиками спектаклей, что, безусловно, способствует точному воплощению режиссерского замысла. Согласитесь, у каждого спектакля два автора – режиссер и художник, и порой постановщик приходит к окончательному решению, отталкиваясь от предложений сценографа.
Прекрасный творческий дуэт сложился в свое время у Светланы Архиповой с режиссером Виктором Маминым. Поставленные им на Малой сцене Смоленского драматического театра в декорациях Светланы Архиповой спектакли «Маленькая девочка» Н. Берберовой, «Осенняя соната» И. Бергмана, «Кукольный дом» Г. Ибсена пользовались огромным успехом у зрителей, да и сегодня вспоминаются многими с особой теплотой. Что касается сценографии Светланы Архиповой к этим спектаклям, она была лаконична, выразительна, функциональна и, что самое главное, полностью соответствовала режиссерскому замыслу.
Бесспорным достоинством сценографа Светланы Архиповой является безукоризненное чувство стиля. Особенно ярко это проявилось в костюмных спектаклях по произведениям русской и зарубежной классики: «Сирано де Бержерак» Э. Ростана, «Маскарад» М. Лермонтова, «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше, «Хитроумная влюбленная» Л. де Веги, «Горе от ума» А. Грибоедова, «Дядюшкин сон» Ф. Достоевского и многих других, поставленных в разные годы на сцене Смоленского драматического театра, и в последних по времени создания спектаклях Смоленского камерного театра: в гоголевской «Женитьбе», в комедии А. Островского «Женитьба Бальзаминова» и в совершенно фантастической буффонаде «Безумный день, или Женитьба Фигаро» с замкомтрансформером, башни которого, словно по волшебству, передвигаются по сцене с разной степенью скорости. Чудеса да и только! И всё это придумано талантом сценографа Светланы Архиповой, которая ко всему прочему еще и прекрасный художник по костюмам. Она ярко и со вкусом одевает героев спектаклей, в первую очередь, разумеется, прекрасных дам. Их сказочно красивые платья на кринолине легки и воздушны, но в то же время соответствуют высокой моде представленной на сцене эпохи.
Светлана Вилениновна Архипова, повторюсь, успешно работает со всеми режиссерами, встречающимися на ее творческом пути. Но самые заметные спектакли рождались в содружестве с упомянутым выше Виктором Маминым и, безусловно, с Анатолием Ледуховским. Это и «Одна абсолютно счастливая деревня» Б. Вахтина, и «Маркиза де Сад» Ю. Мисимы, и «Ревизор» Н.В. Гоголя, и, конечно, «Три sеsтры и другие пациенты доктора Чехова». Любой из этих спектаклей можно смело показывать на самых именитых театральных фестивалях, поскольку они безусловно интересны и профессиональны, но главное – поставлены в современной стилистике с учетом европейских веяний, которым сегодня не чужд и наш отечественный театр.
С 1995 года Светлана Архипова принимает активное участие в столичных и зарубежных выставках сценографии. Ее работы были представлены на пражской «Квадриенале–99», на персональной выставке художника в Бейруте, в московском Музее современного искусства и в Малом манеже, в Государственном музее театрального искусства имени А.А. Бахрушина и в Музее имени А.С. Пушкина.
О талантливом сценографе, главном художнике Смоленского государственного академического драматического театра имени А.С. Грибоедова Светлане Архиповой писали столичные газеты «Культура» и «Экран и сцена», журналы «Театральная жизнь» и «Страстной бульвар, 10».
К самым добрым пожеланиям и поздравлениям в адрес дважды пятерочницы – круглой отличницы Светланы Архиповой присоединяется газета «Смоленские новости». Счастья и новых ослепительных творческих успехов Вам, Светлана Вилениновна! С юбилеем!
Лариса Русова