Мария Потапова: «Так хочется много увидеть и всё это запечатлеть»
Гостем очередного выпуска авторской программы Сергея Новикова «Диалоги» (телеканалы «ОТР» и «Регион67») стала член Союза художников Российской Федерации Мария Потапова. Предлагаем вашему вниманию газетный вариант этой беседы.
– Здравствуйте, Мария Валентиновна.
– Здравствуйте, Сергей Витальевич.
– Можно без отчества?
– Да, конечно.
– Я очень рад нашему знакомству по крайней мере по двум причинам, нет, по трем. Первая – это потому, что мне очень нравится Ваше творчество. Такие яркие картины. И даже если не яркие, они всё равно замечательные, зовущие к путешествиям, а я очень люблю путешествовать, поэтому мне это очень близко. Вторая причина – потому что всегда приятно, когда в гостях красивый человек, красивая девушка. Ну и третья… знаете, Мария, в этой программе принимало участие очень много Ваших коллег, художников. Народные – все. Заслуженные – все. И просто хорошие художники без званий. Но вот такого возраста, как Вы, а Вы, я так понимаю, не скрываете свой возраст, и выставка у Вас называлась «35 и 5» – вот таких молодых художников, помоему, еще и не было. Хотя не знаю, как в вашей творческой среде, в изобразительном искусстве, считается – вот этот молодой художник, а вот этот уже не молодой, а вот этот совсем зрелый. Как это происходит?
– Интересный вопрос. Да, возраст свой я не скрываю, потому что недавно прошла выставка, которую я назвала «35 и 5». 35 – это возраст, а 5 лет назад я вступила в Союз художников. Для художника 35 – у нас считается – это переход из молодежной организации в статус взрослого художника. Но это по возрасту. С другой стороны, приходят в творчество в любом возрасте, ктото позже, ктото раньше. Я считаю, что я – молодой художник.
– Вы родились в Починковском районе в деревне Белик. Кто сказал – «Маша, тебе надо учиться рисовать»?
– Наверное, както плавно это происходило, потому что я всегда любила рисовать. В школе как обычно ведется –
стенгазеты, какието кружки, конкурсы… Я всегда рисовала. Родители заметили, что ребенку нравится, поддержали и дали возможность пойти по этому пути, несмотря на то, что это была маленькая деревня, художественной школы у нас не было, они отвезли меня в Смоленск. В результате я стала студенткой худграфа.
– Я знаю, что Вы самая любимая ученица знаменитой Веры Евгеньевны Самариной, заслуженного художника Российской Федерации. Она не раз была в этой программе. Что Вам хотелось бы от нее взять? Или что Вы уже взяли?
– Вера Евгеньевна – прекрасный человек, и я безумно ей благодарна за всё. Собственно, она была моим первым педагогом, с которым мы и готовились к поступлению. И мы с ней плотно общались, дружили, начиная с первого курса. И даже сейчас, когда я уже выставочной деятельностью занимаюсь, Вера Евгеньевна чтото мне подсказывает, дает рекомендации творческие, поэтому для меня очень важно ее мнение. И мне бы хотелось от нее взять неиссякаемую жизненную энергию. Она настолько миролюбивый человек. Она делится своей энергией со всеми своими студентами, со всеми окружающими людьми. Идешь с ней по улице, и ее знает весь город, ее все уважают, ценят, потому что столько она дала и факультету, и в целом нашему городу! Конечно, она заслуживает огромного уважения…
– Давайте мы сейчас послушаем Веру Евгеньевну Самарину, один небольшой фрагмент из программы «Диалоги».
«Вы знаете, я так люблю худграф, что его нужность я ощущаю всё время. Он нужен, вопервых, потому что развитие человека идет всё же через интеллект, через способности часто художественные, развитие ребенка должно быть только через искусство. Потом ведь всё же наш Союз художников смоленский – сейчас в нем 103 человека – на 90 процентов это выпускники нашего худграфа, то есть в какойто степени это еще и кузница художников, которые всё равно нужны, как бы к ним не относились. А потом знаете, люди, которые побывали на худграфе, немножечко другие. Они подругому жизнь воспринимают».
Что Вы скажете о худграфе? Что он Вам дал?
– Я полностью присоединяюсь к словам Веры Евгеньевны, потому что действительно тяжело представить, как было раньше, когда не было в Смоленске худграфа. Худграф дал возможность таким ребятам, как я, из района, у которых нет возможности получить художественное образование в столицах, получить его здесь. В каждом городе, открывающем свой худграф, это был подарок на тот момент, это действительно очень ценно. Мы очень хотим сохранить наш худграф. И чтобы у студентов было достаточное количество часов по предметам профильным, чтобы они могли развиваться, чтобы были достойные выпускники, которые в будущем будут преподавать на этом же факультете. Я считаю, что обязательно худграф должен жить, и мы ему всем обязаны.
– Первая выставка, если не ошибаюсь, прошла у Вас в 2018 году?
– Персональная, да.
– Да, я имею в виду персональную. И таких уже пять, если я посчитал правильно. Для Вашего возраста, мне кажется, это очень хороший результат. В разные периоды выставочная деятельность организовывалась поразному и стоила, скажем так, поразному. Если говорить про сейчас, это вообще затратное дело? Вы платите какието деньги площадкам, на которых выставки проходят?
– У нас есть несколько вариантов сотрудничества с площадками. Есть бюджетные площадки, которые предоставляются на безвозмездной основе. У нас в городе достаточно много площадок, которые художников встречают очень даже позитивно. Центр культуры, например, работает с художниками, КВЦ имени Тенишевых. Есть огромное количество выставочных площадок внутри учебных заведений, от колледжей до университетов, в том числе это могут быть и коммерческие площадки, например, в таких организациях, которые занимаются обслуживанием населения. Это и центры занятости, и всевозможные функциональные центры, и стоматологические. Очень много организаций, которые готовы принять художников и показать их работы абсолютно бесплатно и посетители, которые ходят на такие выставки, тоже посещают их бесплатно. То есть мы дарим искусство людям, чтобы они могли посещать выставки в любых точках.
– Ваше увлечение и Ваша любовь, я так понимаю, это пленэр, что в переводе с французского «на открытом воздухе», когда Вы на природе располагаетесь и рисуете. Но здесь есть некая опасность, потому что от погоды многое зависит, от солнца или от его отсутствия. Затем это надо делать както быстро. Вот про товар говорят – «цена и качество», а здесь «быстрота и качество». Как эту грань соблюсти, чтобы было и результативно, и в то же время это то, что называлось бы искусством?
– Есть художники, которые пишут картины долгие годы. Иванов, мы знаем, писал «Явление Христа народу» двадцать лет…
– У нас Вячеслав Федорович Самарин…
– Да, он пишет картины на протяжении многих лет. Это не значит, что художник каждый день пишет одну работу. Нет. Он возвращается к ней через небольшие промежутки времени. Пленэр – это другой подход в искусстве. Это импрессионисты придумали, и в дальнейшем это получило развитие. Плюс ко всему сейчас время немножко другое, скорости другие, и мы хотим объять необъятное, как я это чувствую. Нам хочется увидеть как можно больше, как можно больше запечатлеть, и поэтому да, возможно, мы немного торопимся и не можем уделить время какойто детальной проработке, уйти в глубину, что называется, изучить предмет под разными ракурсами, а еще вложить в это какието смыслы, сюжеты. Мы в основном пишем либо архитектуру, либо пейзаж. Но и здесь надо постараться суметь и картину сделать полноценную, и свои эмоции от увиденного передать, и при этом сделать так, чтобы человек задумался, а что в этой работе интересного, такого глубокого, почему именно так она решена стилистически? Пленэр дает мне возможность набрать очень много материала, а потом в мастерской зимними вечерами я буду сидеть и думать – вот нет у меня сейчас такого яркого солнца или такого красивого пейзажа, но можно его оживить путем добавления какихто сюжетных композиций.
– Чточто, а эмоции Вам удается передать очень хорошо. Я, может быть, сейчас глупый вопрос Вам задам – а нельзя сфотографировать какойто вид, а потом прийти в мастерскую и спокойно, не торопясь, всё это перенести на бумагу?
– Можно, и многие художники это делают. Но для художника такого, как я, который работает эмоциями, для меня, конечно, колоссальная разница. Я с фотографии сделаю работу, но в ней не будет этой эмоции, не будет этой скорости, не будет жизни.
– Сейчас телезрители видят целый ряд Ваших работ. Здесь они узнают и Помпеи в Италии, узнают и другие страны. И самые въедливые спросят: откуда у девушки деньги, чтобы к своим годам молодым объездить столько стран?
– Я работала в Культурновыставочном центре имени Тенишевых, там часто наши современные молодые фотохудожники, которые тоже путешествуют по всему миру, организовывали свои проекты. Я подошла к одному из них: «Я здесь работаю каждый день с выставками, у меня отпуск раз в год 28 календарных дней, как у всех, 8часовой рабочий день… Откуда у вас столько времени, столько средств, чтобы путешествовать? Это так здорово, я бы тоже хотела». И он сказал: «Ты знаешь, в основном это всё желание. Если ты захочешь, ты сформулируешь для себя эту мысль, ты найдешь и возможность, и время, и средства». И я подумала: да, наверное, я просто не ставила перед собой такой задачи, а средства небольшие нужны, потому что я ездила всегда бюджетно. Это никогда не был какойто организованный турфирмой тур. Я сама находила дешевые авиаперелеты, искала, как можно компактно упаковать багаж с художественными материалами, потому что это отдельная наука – отправить потом работы сырые домой, чтобы они не пострадали. И жили мы всегда в какихто бюджетных условиях. Это никогда не был полный пакет с питанием. С собой брались кашки, кипятилась водичка, то есть довольно походные условия. И ездила я со своими подругами просто для безопасности.
– Родители помогали?
– Родители помогали финансово жить, скажем так. Не только в сфере творчества. Продуктами питания, например. У нас сохранился участок, мы туда ездим.
– Мы – это кто?
– Родители и я.
– Я думал, Вы имеете в виду мужа или молодого человека.
– Нет. Пока творчество – это моя жизнь.
– Сбросить бы мне лет двадцать, нет, лучше двадцать пять… Маша, среди картин, которые мы сейчас показали, мелькнула работа, которая называется «Еще кусочек». Както она очень выбивается из общего ряда пейзажей, достопримечательностей – здесь женщина продает мясо. Я сразу вспомнил про Заднепровский рынок, куда я иногда езжу за продуктами. Там это и было? Что Вас сподвигло? Я вообще люблю такие сюжетные вещи.
– Эта работа не совсем характерная для моего творчества. Сподвигли наши смоленские художники прекрасные, они организовали пленэр, который назывался «Смоленский базар». Все художники поехали на рынок. Мне попалась эта мясная лавка, и мне так понравились куски мяса, сала и женщина очень колоритная, в воротничке, которая стояла за прилавком. Там даже, если присмотреться, есть номер прилавка. Так что это еще и реклама.
– Мясо подарили?
– Мясо не подарили. Но, кстати, этой работы у меня в коллекции сейчас нет. Она на выставках побыла, и я ее подарила этой женщине.
– Прекрасно. А вот если о цене. Кто вообще устанавливает цены на картины?
– Каждый свое искусство реализует посвоему. Ктото находит себе артдиректора, который в галереях специализированных, на больших площадках показывает произведения искусства. У нас в Смоленске попроще. Мы понимаем, что у нас покупатель – это человек, который зарабатывает не такие большие суммы, чтобы позволить себе много потратить на картину. Прайс у нас невысокий, и мы чаще всего либо дарим работы, либо реализуем их на какихто небольших ярмарках. В Смоленске это «Ярмарка мастеров», иногда непосредственно на выставочных площадках, но цены там не такие высокие.
– Я приведу цитату певца Владислава Косарева. Он наш смоленский, но выступает сейчас по всему миру. Он говорил в «Диалогах», что петь и продавать свое искусство – это две разные специальности. Я думаю, что и художнику хорошо бы обзавестись таким человеком, который бы продвигал, но здесь в Смоленске это не так просто.
– Это еще и вопрос нехватки времени. Продавать работы – это отдельная профессия. Много времени отнимает реклама, а художнику нужно писать. А если художник еще и работающий, то ему надо успевать и работать, и творчеством заниматься, и еще думать, как свое творчество продвигать. Поэтому большое спасибо нашему Союзу художников, где организуются совместные выставки, куда приходит зритель, и здесь же уже можно чтото купить. Опять же салон художественный есть.
– Всётаки Союз нужен художнику?
– Конечно. Обязательно. Он нужен во всех отношениях – и как выставочная площадка, и как организация, и как общее направление, которое тебя ведет на более высокую ступеньку развития.
– Вы уже поняли, что теперь очень нескоро Ваш пленэр состоится в европейских странах?
– Ничего страшного, значит, он состоится позже. Граница закрыта, но относительно. Ктото летает и сейчас, тут вопрос уже, как мы говорим, ценообразования. Теперь уже бюджетно Мария не полетит, но полетит в другое время, в другие места.
– Азия, Африка, да?
– Почему же? Я сейчас больше по России, в Питер съездила в прошлом году, слетала на Байкал. Еще огромное количество мест, куда можно поехать…
– Байкал тоже недешевое удовольствие.
– Да нет, тоже бюджетно. У нас там Артрезиденция есть, которая приглашает художников жить бесплатно. У них есть какоето минимальное питание. На острове Ольхон, где мы жили, тоже есть возможность приобрести себе элементарные вещи для выживания. А так проживание бесплатное. Ты можешь прямо в этой артрезиденции либо расписать стены, либо предложить какоето творческое произведение вместо оплаты. Художников всегда встречают очень радушно, всегда навстречу идут. Если есть возможность чтото подарить, даришь и это как оплата.
– Давайте послушаем замечательного художника Александра Долосова. Фрагмент из программы «Диалоги», а потом я бы хотел, чтобы Вы прокомментировали, сказали свое мнение.
«Мне как раз очень важно услышать впечатление неискушенных зрителей, то есть не художников, не критиков, не искусствоведов, а простых людей, которые, может быть, далеки от этого, потому что у них, как у детей, незашоренное восприятие. Если опытный человек может, например… работа пустая, но может он зацепиться за чтото там – техника необычная, еще чтото, а простой человек, если там ничего нет, если она пустая, так и скажет – фигня полная».
Кто те люди, к мнению которых Вы прислушиваетесь?
– Для меня важно мнение всех. Сначала это были только педагоги. Потом начались выставки, появилась более широкая аудитория, и я вижу отдачу, я читаю книги отзывов всегда. Ну надо прямо сказать, в книге отзывов обычно люди положительные эмоции высказывают, редко когда ктото напишет какойто критический отзыв и скажет, что ему не понравилось. Может быть, лично подойдут, шепнут, скажут, особенно это бывает с нашими коллегами – а вот здесь можно было вот так. Ты послушаешь, думаешь – да, здорово. Ведь ради этого мы и показываем работы, чтобы получить обратный отклик. Ну и мнение покупателей обязательно учитывается, особенно если это какието индивидуальные заказы, то есть здесь уже идет совсем другой диалог.
– Есть заказы?
– Я думаю, что у каждого художника есть заказы, потому что художнику нужно выживать.
– Ирина Антонова, царствие ей небесное, которая долгие годы возглавляла Музей изобразительных искусств имени Пушкина, потом стала его президентом, както, глядя на работы какогото мастера, сказала – это творчество, но это не искусство. Вы эту грань понимаете? Вот это – творчество, но это не искусство.
– Наверное, творчество – это то, чему человек отдает какоето количество своего времени. Он этим занимается, он рождает какойто продукт, и это становится творчеством. А искусство – это то, что уже принято во внимание обществом, и то, что уже оценивается как не просто произведение, а в нем уже заложены какието глубокие смыслы. Оно становится искусством во времени, то есть его начинают ценить уже и искусствоведы, и историки, и в будущем это становится частью нашей культуры. Поэтому, конечно, достичь этих высот, чтобы твое творчество посчитали искусством, очень непросто. Надо отдавать всецело себя этой профессии. Поэтому у меня, если оценивать, пока творчество.
– Не скромничайте. А вообще художник должен ставить такую задачу – стать великим?
– Если ты чувствуешь свою силу в искусстве, рано или поздно придешь к результатам. А оценку даст время.
– Есть желание сделать вот это, а есть желание продать, вот как не скатиться к тому, чтобы, что называется, творить на потребу? Даже, может быть, и талантливо, но…
– Мне сложно ответить на этот вопрос, потому что я никогда не делала ничего, чтобы продать. Скажем так, пленэры, которые я делала – это для себя. Я такой художник, который делает это, потому что он иначе не может. Я поняла, что если я не выйду на пленэр, не сделаю свои работы, у меня тогда начнется период грусти.
– Как важно это сохранить!
– Я делаю то, что мне нравится, я это показываю, и если это находит какогото покупателя, я только рада поделиться своим творчеством. Но что я заметила – чаще всего продается всётаки живопись, потому что это цвет, это масло, это долговечное произведение, и у нас любят больше всётаки приобретать живопись.
– Я смотрю на Вас, Мария, и понимаю, что такая яркая девушка и должна писать такие картины – яркие, красочные, зовущие в какието неведомы дали. Я хочу Вам пожелать всяческих успехов. Оставайтесь сама собой, и я думаю, что те, кто бывал на Ваших выставках, полюбили Вас уже навсегда.
– Спасибо большое.
P.S. Видеоверсию беседы смотрите на сайте газеты «Смоленские новости» в разделе «Видео».